Социальная политика Японии | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Мировая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (21) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.09.2019

Статья просмотрена: 8066 раз

Библиографическое описание:

Игнатова, И. О. Социальная политика Японии / И. О. Игнатова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 5 (21). — С. 19-25. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/138/4417/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются важнейшие звенья социальной системы Японии — пенсионное обеспечение и система здравоохранения, а также даётся оценка их нынешнего состояния. Изложены проблемы, с которыми сталкивается система социального обеспечения в результате прогрессирующего старения населения. Описаны меры, предпринимаемые правительством для смягчения остроты данных проблем.

Ключевые слова: социальная политика, пенсионное обеспечение, система здравоохранения, старение населения, пенсионная реформа, медицинское страхование.

The article deals with the essential elements of Japan’s social system such as pension provision and healthcare system as well as evaluates their current state. This article presents the challenges experienced by the social welfare system because of progressive population ageing. The author described measures which the government has been taking with the aim of easing these problems.

Keywords: social policy, pension provision, healthcare system, population ageing, pension reform, health insurance.

Одна из основных внутренних функций государства — это функция социальная. Она реализуется через социальную политику. Роль социальной политики в жизни общества велика, переоценить её трудно — она призвана способствовать внутренней организации и развитию всех сфер общественной жизни.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что общество является основой любого государства. Особого внимания заслуживает Япония, где социальной политике придаётся большое значение. Япония — первое государство в Азии, которое стали называть страной «благосостояния» наравне с Великобританией и Швецией.

Отдельные аспекты, а также проблематика системы социального обеспечения в Японии были освещены во многих работах зарубежных и отечественных исследователей. Среди зарубежных авторов — Миямото Таро, Акаиси Тиэко, среди российских — Н. А. Волгин, В. Н. Хлынов.

Целью данной работы является анализ социальной политики Японии на примере отдельных её элементов: пенсионного обеспечения и системы здравоохранения.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

− выявить основы социальной политики Японии;

− определить состояние современной социальной политики Японии;

− изучить особенности, слабые и сильные стороны систем пенсионного обеспечения и здравоохранения.

Предметом исследования является социальная политика Японии, её основные черты и особенности.

Социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на осуществление социальных программ, поддержание доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержку отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов. Япония является наглядным примером страны с наиболее развитой и эффективно функционирующей системой социальной защиты населения.

Концепция социального обеспечения Японии предусматривает гарантию достойного уровня жизни, стабильного существования всех членов общества, что закреплено в Конституции Японии [1, с. 157]. Это становится возможным благодаря совместным усилиям государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Сегодня каждый японец ощущает себя достаточно защищённым в социальном плане.

Основными звеньями нынешней системы социального обеспечения Японии являются пенсионное обеспечение, медицинское страхование и оказание материальной поддержки отдельным категориям граждан (старикам, одиноким матерям, инвалидам, малообеспеченным семьям и т. д.). В последнее время наблюдается тенденция увеличения расходов на социальное обеспечение [6, с. 636]. В 2018 г. данный показатель составил 23,1 % национального дохода, в то время как в 1990 г. — 13,6 %, а в 2000 г. — 20,8 %. В абсолютном выражении расходы на социальное обеспечение в 2017 г. были равны 1 190 млрд. долл., а расходы на душу населения — 8 012 долл. [9]. По этому показателю Япония находится в ряду наиболее развитых стран.

Главными источниками финансирования расходов на социальное обеспечение являются взносы лиц, застрахованных в системе пенсионного и медицинского страхования, и средства из государственного бюджета (см. табл. 1).

Таблица 1

Источники финансирования системы социального обеспечения Японии (2012г.)

Трлн иен

Млрд долл.

%

Всего

127,1

1 130

100,0

Взносы всистему социального обеспечения, втом числе:

61,4

550

48,3

взносы предпринимателей

32,2

290

25,3

взносы застрахованных

29,2

260

23,0

Государственные расходы, втом числе:

42,6

380

33,5

бюджетные расходы

30,3

270

23,8

прочие государственные расходы

12,3

110

9,7

Другие доходы, втом числе:

23,1

210

18,2

доходы от капитала

16,0

140

12,6

прочие доходы

2,1

19

1,7

переводы из резервных фондов

5,0

44

3,9

Источник: Лебедева И. П. Система социального обеспечения Японии: достижения и проблемы / И. П. Лебедева // Японские исследования. — 2016. — № 4. — С. 24.

По мере развития системы социального обеспечения Японии, государство берёт на себя всё большую часть расходов. В 2017 г. они составили 32 % в бюджете страны [8].

Главной причиной стремительного увеличения объёма социальных расходов стали неблагоприятные демографические изменения, а именно прогрессирующее старение населения, что в итоге ведёт к постоянному росту пенсионных выплат и расходов на медицинское обслуживание. Расходы на медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение составляют значительную часть в структуре социальных расходов страны (см. табл. 2).

Таблица 2

Изменение структуры расходов на социальную сферу

Годы

Структура расходов,% от расходов на социальную сфера

Медицинское обслуживание

Пенсионное обеспечение

1990

38,9

50,9

2000

33,3

52,7

2010

31,4

50,6

2012

31,9

49,7

Источник: составлено автором по данным статьи Лебедевой И. П. «Система социального обеспечения Японии: достижения и проблемы» // Японские исследования. — 2016. — № 4. — С. 24.

Пенсионное обеспечение

Япония занимает первое место в мире по количеству пенсионеров. В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни составляет 83 года и в будущем она будет увеличиваться (см. рис. 1).

Рис. 1. Динамика изменения средней продолжительности жизни и прогноз на будущее

Источник: составлено редакцией Nippon.com на основе Краткой таблицы продолжительности жизни и Полной таблицы продолжительности жизни Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения, а также «Демографического прогноза населения Японии» Государственного института исследования демографических проблем и вопросов общественной безопасности (IPSS) и др.

Численность пожилых людей начиная с 2007 г. стремительно увеличивается, что связано с выходом на пенсию граждан, родившихся с 1947 г. по 1949 г., в период, когда рождаемость в стране была самой высокой. В то же время за последние годы коэффициент рождаемости существенно снизился. В результате этого отношение количества пожилых людей старше 65 лет к численности лиц в трудоспособном возрасте стало самым высоким в мире. Ожидается, что к 2030 году оно достигнет 57 %, в 2010 г. данный показатель составил 38 %, в 2013 г. — 47 %, а в 2016–52 %. Численность трудоспособного населения будет сокращаться, возрастёт нагрузка на экономически активное население, будет наблюдаться рост расходов государственного бюджета на социальные отчисления [7, с. 128].

Ситуация будет ещё больше осложняться тем, что пенсионная система Японии носит всеобъемлющий характер, в то время как в других странах с высоким уровнем развития (таких как США, Германия, Великобритания, Швеция, Франция) пенсионное обеспечение распространяется только на определенные категории граждан (в основном — лица, работающее по найму, и самозанятые).

В Японии пенсии по старости подразделяется на две части: базовую национальную (кокумин нэнкин) и трудовую.

На получение ежемесячной базовой пенсии (кокумин нэнкин) имеют право абсолютно все японцы, достигшие пенсионного возраста — 65 лет. Единственным обязательным условием является то, что граждане, достигшие 20 лет, должны вносить ежемесячные взносы в пенсионную систему, размеры которых определяет государство. Лица, жившие на доходы от собственного бизнеса, в том числе фермеры, рыбаки, самозанятые, а также безработные, получают только базовую пенсию (без трудовой части). Институт базовой пенсии был введён в 1986 году.

Трудовую часть пенсии получают те граждане, которые жили за счёт заработной платы. Она начисляется на основе среднегодового дохода пенсионера за период его работы к сумме базовой части. Существует два вида трудовой пенсии:

косэй нэнкин — охватывает работников частных предприятий;

кёсай кумиаи — пенсии ассоциаций взаимопомощи, распространяющиеся на работников государственных и частных школ и университетов.

Общее число застрахованных в системе пенсионного обеспечения Японии на 2014 г. составило 67 млн. 175 тыс. человек. Из них подписчиками исключительно кокумин нэнкин были 18 млн. 54 тыс. человек, косэй нэнкин — 35 млн. 273 тыс. человек, а кёсай кумиаи — 4 млн. 394 тыс. человек. Подписчики базовой пенсии самостоятельно вносят взносы через муниципалитеты, в то время как подписчики трудовой пенсии делят их с работодателями в равных долях. Помимо этого, в пенсионной системе обеспечения были застрахованы 9 млн. 454 тыс. человек в качестве зависимых лиц, то есть супругов работников, прикреплённых к косэй нэнкин и кёсай кумиаи [5, с. 25–26].

Что касается числа получателей пенсий, то, по данным за 2013 г., на получение пенсии кокумин нэнкин имели право 29 млн. 720 тыс. человек, пенсии косэй нэнкин — 15 млн. 230 тыс. человек, а пенсии кёсай кумиаи — 2 млн. 820 тыс. человек (см. рис. 2).

Рис . 2. Доля лиц, получающих пенсии по разным схемам, в общем числе получателей пенсий

Источник: составлено автором по данным статьи Лебедевой И. П. «Система социального обеспечения Японии: достижения и проблемы» // Японские исследования. — 2016. — № 4. — С. 26.

Между тремя схемами пенсионного страхования Японии имеются отличия по ряду показателей: уровень пенсии, соотношение числа подписчиков и получателей пенсии.

Средний размер базовой пенсии в 2015 г. составил 67 тыс. иен (595 долл.). Как правило, пенсия выплачивается с 65 лет, однако есть возможность начать её получать уже с 60 лет или, наоборот, позже установленного возраста — с 70 лет. В первом случае её размеры составляют 70 % от уровня пенсии, выплачиваемой с 65 лет, а во втором случае — 142 %. Взносы в систему базовой пенсии постепенно растут: в 2004 г. — 13,3 тыс. иен (118 долл.) в месяц, в 2010 г. — 15,1 тыс. иен (134 долл.), в 2015 г. — 15,59 тыс. иен (138 долл.). Соотношение между количеством подписчиков и получателей пенсии кокумин нэнкин равно 2,28:1.

Средний размер ежемесячной пенсии в косэй нэнкин составляет примерно 160 тыс. иен (1 421 долл.). В случае, если жена не работала, а стаж супруга составляет минимум 40 лет, домохозяйство получает 227 тыс. иен (2 016 долл.). Государство устанавливает размеры взносов в процентах к доходу и повышает их каждый год в апреле. В 2010 г. они составили 10,058 %, а в 2015 г. — 17,828 % (с учетом выплат в кокумин нэнкин) [5, с. 26]. Соотношение между числом подписчиков и получателей равно 22,23:1.

Система кёсай кумиаи отличается более высокими пенсиями. Это связано с тем, что в ней преобладают лица с высшим образованием, у которых размер заработной платы выше, чем в среднем по стране. Средние пенсии для работников частных школ и университетов составляют 207 тыс. иен (1 839 долл.), а для служащих центральных и местных государственных учреждений — 210–219 тыс. иен (1 865–1945 долл.) [5, с. 26]. Взносы для первой категории лиц — 13,65 %, а для второй — 16,57 %. Что касается, соотношения числа подписчиков и получателей, данный показатель равен 1,5:1 и 4:1 соответственно.

На данный момент пенсионная система Японии испытывает трудности, что связано с рядом причин, главная из которых — быстрое старение населения [4, с. 179].

Для решения существующих финансовых проблем принимаются различные меры. В частности, в апреле 2014 г. ставка потребительского налога, предназначенного для субсидирования базовой пенсии, возросла с 5 % до 8 %. Кроме того, происходит регулярное повышение взносов во все пенсионные системы.

Пенсионная система Японии сталкивается не только с финансовыми, но и с организационными проблемами, такими как большой разрыв в размерах пенсий, сложность процедуры переноса пенсионных прав из одной системы в другую в случае перехода на работу в иную структуру, непростые схемы расчёта пенсий. Всё это служит препятствиями для наиболее эффективной работы пенсионной системы, вызывает определённое недовольство населения.

Для оптимизации системы пенсионного обеспечения, упрощения организационной структуры, решения финансовых проблем в стране 1 октября 2015 г. была запущена пенсионная реформа.

Основная задача реформы — объединение косэй нэнкин и кёсай кумиаи, ликвидация различий между ними. При этом система кёсай кумин должна быть приближена к стандартам косэй нэнкин (более жёстким). Такие предпринимаемые действия позволят сэкономить значительные средства.

Суть реформы состоит в том, что страховые взносы государственных служащих должны сравняться со взносами подписчиков косэй нэнкин к концу 2019 г., а взносы преподавателей и работников частных школ и университетов — к 2027 г. Планируется создание единого источника финансирования пенсий путём объединения Пенсионного фонда косэй нэнкин и Пенсионного фонда кёсай кумиаи. В качестве организационной основы будет выступать косэй нэнкин, а структуры кёсай кумиаи будут её исполнительными органами. Подобные меры дадут возможность сэкономить колоссальные средства, которые потребовались бы в случае перевода застрахованных из одной системы в другую, а также позволят сохранить управляемость системы.

Помимо этого, для того чтобы сделать пенсионную систему более справедливой, намечается отмена привилегий для государственных служащих: упразднение доплаты за профессию (сёкуики касан) и снижение на 27 % пенсии онкю (так называемая благодарность за службу). Такие выплаты получают государственные служащие, которые вышли на пенсию ещё до создания кёсай кумиаи.

Пенсионная реформа рассчитана на 12 лет. Ожидается, что в итоге удастся сделать пенсионную систему более компактной, понятной для граждан. За счёт оптимизации системы управления, повышения размеров взносов для всех подписчиков острота финансовых проблем, предопределённых старением населения, снизится. Однако этих мер недостаточно для разрешения ситуации, необходимо предпринять и другие действия, в частности повысить возраст выхода на пенсию.

Система здравоохранения

Не менее важной частью системы социального обеспечения Японии является медицинское страхование и обслуживание. Япония, с точки зрения состояния здоровья населения, является одной из самых благополучных стран в мире. В конституции страны закреплено первостепенной обязанностью государства «прилагать усилия для подъёма и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравоохранения» [2, с. 119].

В отличие от ряда западных государств, где распространено коммерческое добровольное и обязательное государственное медицинское страхование, в Японии действуют некоммерческие партнёрства взаимного страхования здоровья. Для получения недорогого страхования здоровья надо стать членом некоммерческого страхового общества и регулярно вносить членские взносы. В случае возникновения необходимости оплатить лечение общество взаимного страхования возмещает все расходы непосредственно пациенту, а не конкретно взятому медицинскому учреждению. Это обеспечивает возможность пациенту самостоятельно выбирать врача и больницу.

Всеобщее медицинское страхование в Японии было введено в 1961 г. В настоящее время система медицинского страхования подразделяется на три звена:

− страхование по месту работы или виду профессии: распространяется на госслужащих, преподавателей и работников частных школ и университетов, моряков — через соответствующие общественные ассоциации; работников компаний с числом сотрудников более 5 человек — через Общественную систему страхования здоровья; работников мелких предприятий — через Японскую ассоциацию страхования здоровья (число зарегистрированных на март 2011 г. — 9 млн. человек, 29,4 млн. человек и 35,1 млн. человек соответственно);

− страхование через муниципалитеты в Национальной системе страхования здоровья прочих категорий граждан: фермеров, лесников, рыбаков, безработных, самозанятых, пенсионеров, а также лиц моложе 75 лет, которые не включены в прочие схемы страхования (число зарегистрированных — 37,7 млн. человек);

− страхование здоровья лиц в возрасте старше 75 лет в системе медицинского обслуживания граждан преклонного возраста (число застрахованных — 15 млн. 168 тыс. человек) [5, с. 29].

Размер страховых взносов и способы их сбора в этих трёх системах устанавливаются по-разному. Так, в первой из них взносы взимаются из заработной платы работников, а их ставки варьируются в пределах 3–12 % в зависимости от уровня дохода. В Национальной системе страхования здоровья подписчики напрямую переводят взносы в местные муниципалитеты. Эти взносы состоят из нескольких элементов: одинаковой для всех домохозяйств, фиксированной части и части, которая рассчитывается в зависимости от уровня дохода и состава семьи (эти расчёты осуществляются муниципалитетами). Взносы с пожилых граждан вычитаются из их пенсий. В 2012–2016 гг. они составляли около 5 тыс. иен (44 долл.) ежемесячно [10].

Система медицинского страхования имеет ряд важных особенностей:

− одинаковая для всех схем доля страховых выплат в покрытии расходов граждан на медицинские услуги — 30 %;

− одинаковые для всех медицинских учреждений цены на предоставляемые услуги (они устанавливаются Министерством здравоохранения, труда и благосостояния в соответствии с рекомендациями Медицинского комитета Совета по социальному страхованию).

Что касается соотношения между страховыми взносами и страховыми выплатами, вышеперечисленные системы значительно различаются по этому показателю. Наиболее успешно функционируют системы, которые привязаны к страхованию по месту работы или виду профессии, что связано с тем, что застрахованными являются лица молодого и среднего возраста, которые менее других нуждаются в медицинском обслуживании. Хуже обстоит положение дел с Национальной системой страхования здоровья: в ней преобладают граждане в возрасте 65–74 лет, чьи потребности в медицинских услугах велики. Кроме того, здесь велика доля лиц с невысокими доходами, а также тех, кто освобождён от уплаты взносов [4, с. 234].

О значительном разрыве в расходах на медицинское обслуживание разных категорий застрахованных лиц свидетельствует такой показатель, как средняя стоимость медицинского обслуживания (2009 г.):

− в страховании работников частных компаний с числом занятых от 5 человек (в Общественной системе страхования здоровья) — 111,4 тыс. иен (989 долл.);

− в страховании работников мелких предприятий (в Японской ассоциации страхования здоровья) — 122,6 тыс. иен (1 089 долл.);

− в Национальной системе страхования здоровья — 168,7 тыс. иен (1 498 долл.);

− в системе страхования граждан старше 75 лет — 844,4 тыс. иен (7 500 долл.);

− в страховании через ассоциации взаимопомощи — 159,9 тыс. иен (1 420 долл.) [5, с. 30].

Для разрешения проблемы дисбаланса в Национальной системе страхования здоровья, а также в системе страхования здоровья лиц старше 75 лет применяется механизм перекрёстного финансирования, который предполагает перевод средств из более эффективных систем в менее благополучные.

В целом нынешняя система медицинского страхования в Японии соответствует потребностям общества и высокому уровню экономического развития страны. Однако очевиден тот факт, что стареющее население усложняет эффективное поддержание этой системы, становится бременем как для государства, так и для работающих граждан.

На данный момент не ожидается какой-то кардинальной перестройки системы медицинского страхования, финансовые проблемы в ближайшем будущем планируется решать путём снижения расходов на медицинское обслуживание населения. Будет осуществляться оптимизация работы данной сферы. Так, в рамках Программы комплексной реформы системы социального обеспечения и налогообложения, принятой в 2012 г., были намечены и начали осуществляться следующие меры:

− уменьшение средней продолжительности пребывания пациента в больнице;

− отказ от чрезмерного использования лекарственных препаратов, переход на дженерики;

− разграничение функций и усиление сотрудничества между разнопрофильными медицинскими учреждениями.

***

На сегодняшний день Япония обладает развитой системой социального обеспечения, гарантирующей гражданам страны социальную защиту и материальную поддержку на протяжении всей жизни. Япония преследует цели социального благосостояния, прежде всего — поддержание жизненных стандартов на высоком уровне. В основе социальной политики данного государства лежит принцип обеспечения равных возможностей.

Особого внимания в социальной политике Японии заслуживают такие стороны, как всеобщий охват населения страхованием здоровья и пенсиями, регулярная коррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменяющейся ситуацией в стране, а также определение приоритетов в этой сфере.

Несмотря на то, что японская система социального обеспечения является довольно зрелой и развитой, она сталкивается с весьма серьёзными проблемами, главная из которых — быстрое старение населения, что оказывает особенно большую нагрузку на государственный бюджет: наблюдается рост расходов на медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение. Очевидно, что в ближайшее время Японии придется принять радикальные меры, для того чтобы не утратить, а, наоборот, сохранить и продолжить развитие значительных достижений системы социального обеспечения, а также поддержать уверенность граждан в том, что они могут получить защиту и помощь, когда им это необходимо.

Литература:

  1. Волгин Н. А. Социальная политика: учебник для студентов и слушателей ВУЗов экономических и неэкономических специальностей / Н. А. Волгин — М.: Экзамен, 2008. — 736 с.
  2. Молодякова Э. В. Япония: консервативный поворот / Э. В. Молодякова — М.: АИРО-XXI, 2015. — 280 с.
  3. Соколова Л. М. Экономический аспект проблемы старения японского населения / Л. М. Соколова, Г. О. Мисочко // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2013. — С. 176–184.
  4. Соколова Л. М. Реформирование системы здравоохранения в Японии во второй половине XX — начале XXI вв. / Л. М. Соколова // Вестник новых медицинских технологий. — 2014. — Т. XV, № 4. — С. 232–236.
  5. Лебедева И. П. Система социального обеспечения Японии: достижения и проблемы / И. П. Лебедева // Японские исследования. — 2016. — № 4. — С. 23–33.
  6. Сафаров Н. У. Мировой опыт социальной защиты и борьбы с бедностью / Н. У. Сафаров // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 5. — С. 634–639.
  7. Ставропольский Ю. В. Социальная политика в Японии через призму проблемы старения нации / Ю. В. Ставропольский // Журнал исследований социальной политики. — 2014. — Том 12, № 1. — С. 125–132.
  8. Нихон токэй нэнкан 2017: [Статистический ежегодник Японии 2017]. Statistics Bureau. URL: http://www.stat.go.jp.
  9. Нихон токэй нэнкан 2018: [Статистический ежегодник Японии 2018]. Statistics Bureau. URL: http://www.stat.go.jp.
  10. Annual Report on Health, Labour and Welfare 2016. URL: http://www.mhlw.go.jp/English/.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, япония, пенсионное обеспечение, медицинское страхование, система, социальное обеспечение Японии, медицинское обслуживание, базовая пенсия, долл, социальная политика.

Похожие статьи

Исторический опыт японской модели социального страхования

В статье рассматривается становление социального обслуживания и модели социальной работы в Японии. Для точного определения развития японской системы социального обслуживания была проанализирована социальная политика Японии в XX веке, социальная струк...

Основы регулирования экономического развития в развитых странах

В данной статье рассматривается понятие государственного регулирования экономики, цели этого регулирования и проведен сравнительный анализ экономических показателей развитых стран.

К вопросу о повышении пенсионного возраста в Российской Федерации

В данной статье анализируются текущие тенденции к повышению пенсионного возраста в Российской Федерации, вызванные недостатком финансирования ПФР РФ и предлагаются иные пути решения данной проблемы.

Либерализация электроэнергетической отрасли в Японии

За минувшее десятилетие подходы к формированию внутренней энергетической политики Японии претерпели серьёзные изменения по сравнению с периодом 1990-х — 2010-х гг. Этому есть несколько причин. В данной статье рассмотрены темпы либерализации в Японии....

Оценка конкурентоспособности экономики Японии

В статье рассматривается место Японии в мировой экономике. Также представлены факторы и угрозы, оказывающие влияние на конкурентоспособность экономики страны.

Проблемы государственного управления в сфере здравоохранения

Данная статья рассматривает проблемы государственного управления в сфере здравоохранения. Рассматриваются вопросы, связанные с неэффективностью управления медицинскими учреждениями, качеством медицинских услуг, недостаточной доступностью медицинской ...

Проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ

В данной статье были рассмотрены проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ. Изложены стабилизационные меры, которые должны применяться для увеличения занятости населения.

Ключевые характеристики пенсионной системы Российской Федерации

В статье анализируются социально-экономические и демографические факторы, влияющие на пенсионную систему. Рассматривается изменение основных показателей деятельности Пенсионного фонда РФ, структура его расходной и доходной частей.

Проблемы, пути обеспечения продовольственной безопасности и сельскохозяйственное страхование

В статье изложены и систематизированы основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности и пути их решения. Особое внимание уделяется сельскохозяйственному страхованию как перспективному элементу обеспечения продовольственной безопасности.

Государственное управление социальной сферой: состояние и перспективы развития

В данной статье рассматриваются основные задачи, функции и методы социальной политики государства. Также были проанализированы факторы социально-экономического развития нашей страны и даны рекомендации для перспективы ее развития.

Похожие статьи

Исторический опыт японской модели социального страхования

В статье рассматривается становление социального обслуживания и модели социальной работы в Японии. Для точного определения развития японской системы социального обслуживания была проанализирована социальная политика Японии в XX веке, социальная струк...

Основы регулирования экономического развития в развитых странах

В данной статье рассматривается понятие государственного регулирования экономики, цели этого регулирования и проведен сравнительный анализ экономических показателей развитых стран.

К вопросу о повышении пенсионного возраста в Российской Федерации

В данной статье анализируются текущие тенденции к повышению пенсионного возраста в Российской Федерации, вызванные недостатком финансирования ПФР РФ и предлагаются иные пути решения данной проблемы.

Либерализация электроэнергетической отрасли в Японии

За минувшее десятилетие подходы к формированию внутренней энергетической политики Японии претерпели серьёзные изменения по сравнению с периодом 1990-х — 2010-х гг. Этому есть несколько причин. В данной статье рассмотрены темпы либерализации в Японии....

Оценка конкурентоспособности экономики Японии

В статье рассматривается место Японии в мировой экономике. Также представлены факторы и угрозы, оказывающие влияние на конкурентоспособность экономики страны.

Проблемы государственного управления в сфере здравоохранения

Данная статья рассматривает проблемы государственного управления в сфере здравоохранения. Рассматриваются вопросы, связанные с неэффективностью управления медицинскими учреждениями, качеством медицинских услуг, недостаточной доступностью медицинской ...

Проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ

В данной статье были рассмотрены проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ. Изложены стабилизационные меры, которые должны применяться для увеличения занятости населения.

Ключевые характеристики пенсионной системы Российской Федерации

В статье анализируются социально-экономические и демографические факторы, влияющие на пенсионную систему. Рассматривается изменение основных показателей деятельности Пенсионного фонда РФ, структура его расходной и доходной частей.

Проблемы, пути обеспечения продовольственной безопасности и сельскохозяйственное страхование

В статье изложены и систематизированы основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности и пути их решения. Особое внимание уделяется сельскохозяйственному страхованию как перспективному элементу обеспечения продовольственной безопасности.

Государственное управление социальной сферой: состояние и перспективы развития

В данной статье рассматриваются основные задачи, функции и методы социальной политики государства. Также были проанализированы факторы социально-экономического развития нашей страны и даны рекомендации для перспективы ее развития.

Задать вопрос