Социальный сервисный субфранчайзинг в сфере культуры и дополнительного образования | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Предпринимательство

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (20) июль 2019

Дата публикации: 21.06.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Самсонова Е. О. Социальный сервисный субфранчайзинг в сфере культуры и дополнительного образования // Вопросы экономики и управления. — 2019. — №4. — С. 35-37. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/132/4306/ (дата обращения: 18.08.2019).



Сегодня рынок услуг находится на высокой динамической волне, потому в зону экономических отношений все стремительней вовлекаются сферы жизни, ранее находившиеся вне подобного экономического поля. Театры, музеи, детские центры дополнительного образования полностью либо частично переходят на самоокупаемый тип экономического существования. Тем не менее, сфера культуры и образования, долгое время находившаяся на государственной дотации, не способна в краткие сроки перепрофилироваться на новые рельсы, стремительно выработать новые стратегии работы. Потому эта область требует пристального внимания со стороны государства и бизнеса, что нашло свой отклик на таком крупном экономико-политическом событии как Экономический форум, состоявшийся на минувшей неделе в Санкт-Петербурге.

Одной из флагманских площадок стала культурно-образовательная, где ведущие представители театров России и мира обсуждали вопрос «Театр — это сфера бизнеса или искусства?». Однозначного ответа принято не было, но оживленная дискуссия показала, что эта сфера для развития и востребованности со стороны населения требует активного привлечения капиталов. Последние предполагают формирование динамически многомерного (в том числе и интерактивного) пространства, где «потребитель» будет постигать в диалоговой и игровой форме лучшее, что есть в культуре России и мировом наследии.

Ключевым рычагом в решении данных задач становится приобретающий высокую популярность сервисный субфранчайзинг. Под сервисным субфранчайзингом нами понимается коммерческий вид взаимоотношений между несколькими субъектами рынка, в результате которого одна сторона («продавец» — франчайзер) передает другой («покупателю» — франчайзи) за денежное вознаграждение (паушальный взнос) право на использование «продукта»-франшизы с целью получения гарантированной прибыли благодаря внедрению опробованной положительной бизнес-стратегии, предоставляемой вместе с брендом стороной франчайзера [1]. В сфере культуры, искусства и образования сервисный субфранчайзинг представляет собой запатентованную бизнес-систему, где франчайзер предоставляет франчайзи в регионе право заниматься образовательно-просветительской деятельностью под своей брендовой маркой с целью социально-активного продвижения искусства в массы и с целью открытия новых «бизнес-точек» роста и развития [2]. Результатом такого ведения бизнеса становится формирование оседлого, экономически-активного молодого населения в разнообразных регионах нашей страны, в том числе считающихся сложными по климатическим условиям (Крайний Север, Восточная Сибирь, Магаданская область, Камчатка, Колыма), депрессивных (ряд малых городов России) и перспективных (Приморский край, республика Крым, Калининградский анклав).

Прибыльность сервисного субфранчайзинга обеспечена потребностью экономически-активного населения развиваться самим и приобщать детей к сфере культуры и искусства как мощной идентификационной межпоколенной группе «мы», когда каждый осознает себя частью единого культурного кода — русский человек.

Сфера культуры, искусства и дополнительного образования выступает полюсом притяжения и фактором стабильности, обеспечивающим формирование оседлого населения, т. к. она гарантирует потребителю и сферу отдыха, и сферу интеллектуально-эмоционального развития. Подобный союз на современном языке можно назвать entertainment — точка развития и развлечения, которая приносит доход инвесторам и выступает решающим фактором в ответе на вопрос — остаться на этой территории или покинуть ее в поисках более качественного уровня жизни для развития подрастающего поколения [3].

Примерами успешного социального сервисного субфранчайзинга являются сетевые детские балетные школы: «Русский балет», «Ballet classic», «Lil ballerina», «Балет с двух лет», Школа балета «Kasok». Прошедшие в Москве на ВДНХ в первые летние выходные «Мировые балетные каникулы» с Народным артистом РФ Николаем Цискаридзе также являются примером продвижения искусства в массы, создающим платформу для развития социального сервисного субфранчайзинга.

Частично механизма субфранчайзинга с господдержкой осуществляется в перспективных для освоения регионах — Приморье, Крым, Калилинградкая область, где открылись филиалы Эрмитажа, Музея Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Приморской сцены Мариинского театра, Академии Русского балета имени А. Я Вагановой. Более того сегодня на побережье Северного Кавказа (Сочи) и Крымского полуострова (Таврида) свое новое развитие получают профориентационные детские летние смены в лагерях — «Артек», центре «Сириус» и прочих, куда в качестве педагогов, репетиторов и тренеров приглашаются специалисты из ведущих хореографических учебных заведений страны. В результате дети из самодеятельных коллективов любого региона благодаря социальному сервисному субфранчайзингу имеют возможность пройти летний интенсив по актуальному для них танцевальному направлению, получив по окончанию смены сертификат.

Таковы ключевые направления в развитии сервисного субфранчайзинга как социально-значимого и прибыльного направления, развивающегося сегодня не только в области традиционного видения бизнеса. Неоспоримый плюс, а потому надежная гарантия перспективного развития сервисного социального субфранчайзинга в том, что этот вид экономического сотрудничества между сторонами рынка является «адресным» или персонифицированным — он имеет вполне зримого потребителя в лице населения, определенной возрастной группы. В данном случае франшиза выступает в качестве услуги, а не товара, для которого всегда требуется определять рынок сбыта, искать потребителя, определять риски и формировать акции.

Подчеркнем, что сервисный субфранчайзинг является примером успешного ведения бизнеса сегодня не только в крупных городах федерального значения, но и во всех регионах нашей многоликой страны, как с точки зрения культурной традиции, так и с позиции экономического развития, отраслевого сектора народного хозяйства. Несмотря на необычность объекта исследования — балетное искусство и механизмы его проникновения в широкую аудиторию — нам удалось аргументированно обосновать идею универсальности сервисного социального субфранчайзинга, механизмы работы которого в своей основе аналогичны для любой социальной отрасли. Такая высокая приспосабливаемость (лабильность) субфранчайзинга подтверждается стрессоустойчивостью, удобством внедрения и обеспечивает его конкурентоспособность на современном отечественном рынке услуг в России.

Литература:

  1. Спинелли-мл. С., Розенберг Р., Берли С. Франчайзинг — путь к богатству. 2018. 384 с.
  2. Франева Л. К. Основы менеджмента исполнительских искусств и культуры. 2010. 148 с.
  3. Культ личности (интервью с Н. М. Цискаридзе) от 06.06.2019 телеканал Мир 24 www.youtube.com/user/mir2tv (дата обращения 07.06.2019)
Задать вопрос