Оценка персонала в период испытательного срока | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 06.11.2018

Статья просмотрена: 1626 раз

Библиографическое описание:

Музафарова, Е. А. Оценка персонала в период испытательного срока / Е. А. Музафарова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 5 (16). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/105/3707/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: испытательный срок, трудовая адаптация, работник, трудовая организация, сотрудник.

Поиск работы, как и поиск предприятием подходящего сотрудника, представляет собой долгий и сложный процесс. Он был и будет актуальным во все времена. Данный процесс требует ответственного подхода от потенциальных работодателя и работника. Выбор соответствующего места работы и наем квалифицированного персонала подразумевает определенную долю риска с той и другой стороны. Регламентированная трудовым законодательством возможность установления испытательного срока призвана помочь работодателю оценить, насколько новый сотрудник отвечает предъявляемым компанией требованиям, а работнику, в свою очередь, оценить соответствие предлагаемой работы своим интересам и ожиданиям и при отрицательном результате — уволиться, предупредив работодателя. Поэтому во избежание заблуждений особенно важно рассматривать установление испытательного срока только как право и для работодателя, и для работника.

Работодатель на протяжении определенного срока проверяет профессиональные и деловые качества принятого работника, такой срок называется испытательным [6, с. 23].При заключении трудового договора сторонами может быть обусловленное испытание с целью проверки соответствия работника работе, которую ему поручает. С. Иванова сообщает, что устанавливать испытание — это право, а не обязанность владельца, поэтому оно определяется соглашением сторон. Если работник отказывается от испытания, трудовой договор не может считаться заключенным. Такое условие должно быть оговорено в приказе о приеме на работу. В период испытания на работника распространяется нормы законодательства о труде. Это означает, что, с одной стороны, работник обязан выполнять все трудовые обязанности, положенные на него трудовым договором и законодательством, а с другой — испытание не несет никаких ограничений трудовых прав работника [6, с. 32]. Испытательный срок не может превышать трех месяцев, а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством — шести месяцев; для рабочих — одного месяца. Если работник в период испытания отсутствовал на работе по уважительным причинам, срок испытания может быть продолжен на соответствующее количество дней.

В связи с этим работник, который захотел освободиться к окончанию испытательного срока, освобождается на общих основаниях по собственному желанию, предупредив владельца, а при наличии уважительных причин владелец обязан освободить работника в срок, о котором он просит. В период испытания при наличии оснований работник может быть уволен по инициативе владельца, например, за нарушение трудовой дисциплины, за прогул.

Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения. Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к трудовой организации данного предприятия. Трудовая организация, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и трудовая организация взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации [4, с. 15].

Термин «адаптация», заимствован из биологии, означает приспособление к окружающей среде.

Трудовая адаптация, представляет собой взаимодействие работника с новой трудовой ситуацией, в процессе которого согласовываются требования и ожидания участников. И, по мнению Т. Ю. Базаровой, трудовая адаптация — это сложный социальный процесс, который имеет свою специфику. Во-первых, это процесс, в рамках которого не только личность или группа, которые адаптируются, приспосабливаются к новой среде, но и среда испытывает на себе воздействие «адаптантов». В результате чего приход нового работника в коллектив изменяет и сам коллектив, наполняет его нормами и ценностями, носителями которых выступают новые члены коллектива. Во-вторых, процесс адаптации не сводится лишь к приспособлению к среде, к коллективу, пришедших в него новых работников. Нередко сама новая социальная среда «приходит» в коллектив и заставляет людей адаптироваться к ней [2, с.102].Эдгар Штейн пишет, что трудовая адаптация — это процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях.

Таким образом, трудовая адаптация — это взаимное приспособление работника (группы) и организации.

А.Я Кибанов выделяет следующие цели адаптации:

‒ уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

‒ снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

‒ сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе, то они могут отреагировать на это увольнением;

‒ экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

‒ развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой [7, с.98].

Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Трудовая адаптация — многогранный процесс, который объединяет несколько видов социальной адаптации: профессиональную, характеризующуюся дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.

Социально-психологическую, Н. П. Беляцкий сообщает, что это процесс налаживания конструктивных отношений с ближайшим социальным окружением в коллективе, приспособления к традициям и неписаным нормам коллектива (организационной культуре), к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.

Организационную — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе.

Социально-бытовую -выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, занятиях спортом и т. д.

Психофизиологическую адаптацию — это процесс освоения совокупности всех условий, необходимых для работника во время труда (приспособление к технике и технологии, санитарно-гигиеническим условиям, ритму труда и т. п.) [3, с. 123].

Все перечисленные виды адаптации тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют между собой, составляя целостную систему трудовой адаптации. Но значимость отдельных видов адаптации отличается в разных трудовых ситуациях, на разных предприятиях, для разных профессий и категорий работников.

На каждом предприятии практически каждый руководитель хочет знать, насколько хорошо работает его персонал и как можно повышать эффективность его работы. Однако, понимая всю важность оценки персонала, многие руководители все же избегают процедуры оценки. И для этого есть вполне объяснимые причины:

‒ руководители не хотят проводить оценивание потому, что считают эту процедуру дополнительной нагрузкой, являющейся малоэффективной, «очередной кампанией», которая может испортить их отношения с подчиненными и т. д.;

‒ рядовые сотрудники сопротивляются проведению процедуры оценки, поскольку опасаются, что их положение ухудшится в результате проверки их компетенций;

И все эти причины вызваны в первую очередь недостаточным пониманием или недоверием к возможностям оценки персонала.

«Оценка персонала — деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей» [1, с. 30]. Как сообщает С. Иванова очень важной и значимой является оценка на самом начальном этапе (в период испытательного срока).

Подбор кандидата на вакантную должность: оценка необходима для установления соответствия умений и навыков кандидата (как профессиональных, так и личностных) должностным требованиям и корпоративной культуре компании.

В ходе прохождения испытательного срока — целью является дополнительная оценка уровня соответствия сотрудника занимаемой должности и уровня его адаптации в компании [5, с. 61].

Оценка работы новичка в период адаптации, испытательного срока представляет собой сравнение достигнутых им результатов с запланированными, а именно:

‒ выход на необходимый уровень эффективности работы в минимальные сроки;

‒ уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей;

‒ снижение социального и психологического дискомфорта, испытываемого сотрудником в новой обстановке.

В случае положительных результатов испытательного срока руководитель принимает решение о принятии сотрудника на постоянную работу, о чем письменно сообщает менеджеру по персоналу. В письме руководитель сообщает о своем решении и характеризует сотрудника, дает оценку его работы. Это письмо подается генеральному директору на утверждение и кладется в личное дело сотрудника. В случае признания результатов отрицательными, трудовые отношения с сотрудником прекращаются.

В случае утверждения решения принять сотрудника на постоянную работу сотруднику сообщается о новом статусе, изменении в заработной плате и льготах, на которые он теперь имеет право.

Литература:

  1. Асалиев, А. М. Оценка персонала в организации [Текст] / А. М. Асалиев, Г. Г. Вукович, О. Г. Кириллова. — М.:ИНФРА-М, 2016. — 200 с.
  2. Базарова, Т. Ю. Управление персоналом [Текст] / Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 380 с.
  3. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов / Н. П. Беляцкий. — Минск: Современная школа, 2014. — 448 с.
  4. Волина, В. Адаптация нового персонала к организационной культуре [Текст] / В. Волина // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2014. — № 5. — С. 13–17.
  5. Иванова, С.Поиск и оценка линейного персонала: повышение эффективности и снижение затрат [Электронный ресурс] / С. Иванова. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 129 с.
  6. Иванова, С. Как найти своих людей: Искусство подбора и оценки персонала для руководителя [Электронный ресурс] / С. Иванова. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 173 с.
  7. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Кибанов. — М.: Инфра-М, 2015. — 307 с.
Основные термины (генерируются автоматически): испытательный срок, трудовая адаптация, работник, трудовая организация, работа, сотрудник, период испытания, трудовой договор, Иваново, коллектив.

Ключевые слова

сотрудник, работник, испытательный срок, трудовая адаптация, трудовая организация

Похожие статьи

Учет деловых качеств работника при заключении трудового договора

В статье автор рассматривает способы учета деловых качеств работника при заключении трудового договора.

Методы оценки персонала

В статье рассмотрены методы оценки персонала в сравнении, плюсы и минусы. Оценка результативности труда.

Служебная дисциплина на государственной службе и правовые механизмы ее обеспечения

Мотивационный потенциал сотрудников учреждений дополнительного образования

Современные подходы мотивации персонала на предприятии

В статье рассматриваются такие категории в управлении персоналом, как: мотивация персонала, стимулирование трудовой деятельности и вовлеченность руководителей в трудовой процесс.

Работодатель как субъект трудового права

В данной статье охарактеризован работодатель как субъект трудового права.

Проблемы профессиональной деятельности практического психолога

Особенности регулирования труда руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера

Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания

Профессиональное развитие в современной медицинской организации

Похожие статьи

Учет деловых качеств работника при заключении трудового договора

В статье автор рассматривает способы учета деловых качеств работника при заключении трудового договора.

Методы оценки персонала

В статье рассмотрены методы оценки персонала в сравнении, плюсы и минусы. Оценка результативности труда.

Служебная дисциплина на государственной службе и правовые механизмы ее обеспечения

Мотивационный потенциал сотрудников учреждений дополнительного образования

Современные подходы мотивации персонала на предприятии

В статье рассматриваются такие категории в управлении персоналом, как: мотивация персонала, стимулирование трудовой деятельности и вовлеченность руководителей в трудовой процесс.

Работодатель как субъект трудового права

В данной статье охарактеризован работодатель как субъект трудового права.

Проблемы профессиональной деятельности практического психолога

Особенности регулирования труда руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера

Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания

Профессиональное развитие в современной медицинской организации

Задать вопрос