Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Состояние и проблемы ЖКХ Карагандинской области

Жилищно-коммунальное хозяйство
5
Поделиться
Библиографическое описание
Медеубаева, А. А. Состояние и проблемы ЖКХ Карагандинской области / А. А. Медеубаева, Н. А. Алпысбаева. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 5 (16). — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/105/3219.


Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) Республики Казахстан является важнейшей социальной отраслью, обеспечивающей население, предприятия и организации жизненно необходимыми жилищно-коммунальными услугами, такими как теплоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение. Сфера ЖКХ существенно влияет на развитие экономики страны и является на сегодняшний день одной из наиболее реформируемой сферой экономики Казахстана. С момента обретения Казахстаном Независимости в ЖКХ накопилось немало проблем, нуждающихся в немедленном решении. Своевременность решения задач по модернизации сферы ЖКХ приведет к улучшению состояния жилищного фонда, основных фондов предприятий и организаций этой сферы, уменьшению расходов теплоэнергетической системы и количества аварийных ситуаций на сетях, к существенному снижению объема ремонтных работ [1].

Сфера ЖКХ до 1993 года финансировалась государством путем выделения дотаций, весьма ограниченных, что привело к высокой степени износа коммунальных сетей и объектов. В 1996 году были начаты системные реформы в ЖКХ, которые позволили отказаться от принципа дотирования ЖКХ и выйти на качественно новый уровень жилищных отношений. Вместе с тем, вопросы дальнейшего развития и модернизации ЖКХ являются актуальными и на данном этапе развития страны [1].

ЖКХ представлено двумя основными взаимосвязанными элементами [1]:

– коммунальный сектор, включающий в себя системы, обеспечивающие водо-, газо-, тепло-, электроснабжение и водоотведение, благоустройство и содержание объектов общего пользования и территории населенных пунктов, а также объекты и территории специального назначения;

– жилищный сектор, включающий в себя многоквартирные жилые дома (далее — МЖД) и индивидуальные домостроения и являющийся основным потребителем коммунальных услуг.

Принятие мер по модернизации ЖКХ, позволит совершенствовать систему его функционирования, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг, также позволит реализовать механизм привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Рассмотрим более подробно современное состояние сферы ЖКХ Карагандинской области. Карагандинская область — самая крупная по территории и является крупным диверсифицированным индустриальным центром страны с большим потенциалом инновационного развития обрабатывающих секторов промышленности, с высокой концентрацией горно-металлургических и угледобывающих производств. Территория области составляет 427 982 км² (15,7 % общей площади территории Казахстана), она расположена в центральной зоне страны.

Теплоэнергетическая система Карагандинской области является одной из крупнейших в республике и представляет собой совокупность станций, тепловых и электрических сетей и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей региона. Состояние топливно-энергетического комплекса во многом предопределяет развитие других сфер и отраслей экономики. Экономический рост, развитие социального сектора и жилищное строительство приводят в изысканию дополнительных энергомощностей, вследствие чего, необходимо расширение и укрепление энергетического сектора экономики.

По данным местных исполнительных органов (далее МИО) на 1 января 2018 года тепловые и электрические сети Карагандинской области имеют большой физический износ в основном из-за длительного срока службы (свыше 20 лет). Так износ тепловых сетей составляет 61 %, а электрических — 61,2 %.

Физический износ жилищного фонда, ускоряемый ненадлежащим содержанием, приводит к тому, что большое количество многоквартирных жилых домов (далее МЖД) недостаточно теплоизолированы, вследствие чего большая часть потребляемого ими тепла теряется через ограждающие конструкции: стены, кровлю, подвальные помещения, полы первого этажа. Соответственно, нерешенность проблемы сбережения тепла и энергоресурсов, влечет за собой другие негативные явления, неблагоприятно сказывающиеся как на отрасли, так и на потребителе. Одна из них — рост тарифов. Одной из существенных причин роста тарифов на тепло являются тепловые потери, возникающие, главным образом, вследствие устаревшего и изношенного оборудования. В сравнении с 2017 годом стоимость тепловой энергии для населения в 2018 году возросла на 4,8 %, стоимость электроэнергии увеличилась на 4,9 %.

Газоснабжение потребителей области осуществляется только сжиженным нефтяным газом. Газоснабжение потребителей через групповые газораспределительные установки (далее ГРУ) осуществляется в городах Караганда и Темиртау. Обеспеченность емкостным газом от общего количества ранее газифицированных домов по городу Караганда составляет 44 % (890 МЖД) и городу Темиртау 13 % (87 МЖД). Потребители других городов и населенных пунктов области используют баллонный газ и электроплиты. ГРУ оставшихся 66 % и 87 % по городам Караганда и Темиртау соответственно, являются нерабочими, но увеличение потребителей через ГРУ нецелесообразно, в связи с разработкой проекта — строительство магистрального газопровода «Сарыарка», что позволит обеспечить население области центральным газоснабжением.

Как известно, вода является жизненно важным ресурсом. Безопасность и стабильность водоснабжения рассматривается как одна из наиболее важных задач на ближайшие годы.

Государственные меры по модернизации водохозяйственного сектора направлены на строительство, реконструкцию и модернизацию централизованных систем водоснабжения и водоотведения в городской и сельской местности и призваны обеспечить казахстанцев качественной питьевой водой.

Согласно данным МИО Карагандинской области, на 1 января 2018 года централизованным водоснабжением обеспечены 55 % сельского населения области, в городах показатель составляет 86,9 %. Ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на поисково-разведочные работы. На сегодняшний день данные работы проводятся в 44 сельских населенных пунктах.

Согласно данным Комитета по статистике РК, на сегодняшний день по Карагандинской области насчитывается 53 предприятия, оказывающих услуги по водоотведению. Как показывает анализ, большинство сооружений и сетей системы водоотведения, так же, как и объекты водоснабжения, введены в эксплуатацию или капитально отремонтированы более 20 лет назад. В целом, исходя из нормативного срока надежной эксплуатации в 25 лет, износ канализационных сетей составляет 79 %, водопроводных — 74 %.

Согласно данным Комитета по статистике РК обеспеченность населения Карагандинской области жильем на 2017 года составило 22,9 кв. метров на одного человека.

По данным МИО, по области в удовлетворительном состоянии находятся 6015 многоэтажных домов, общей площадью 11,6 млн. кв. метров, что составляет 73,4 %. Требующих ремонта 2180 многоэтажных домов, общей площадью 4,2 млн. кв. метров, что составляет 26,6 %. Несмотря на положительную динамику в сравнении с предыдущим годом, процент домов, требующих ремонта, достаточно высок. С 2011 по 2017 годы по Карагандинской области произведен ремонт 240 многоквартирных жилых домов за счет средств республиканского бюджета, а также 71 дом — за счет возвратных средств от населения. На сегодняшний день сохраняется большое количество жилых домов в аварийном состоянии — 157, общей площадью 32,7 тыс. кв. метров. Количество жильцов, проживающих в аварийных домах, составляет 1678 человек.

Понимая необходимость реформирования этой жизненно важной отрасли, Правительством Казахстана в соответствии с поручениями Президента Нурсултана Назарбаева в 2011 году принята Государственная Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011–2020 годы, реализация которой впоследствии была приостановлена и преобразована в новую. С 1 января 2015 года Программа модернизации ЖКХ на 2011–2020годы прекратила свое действие в связи со вступлением в силу новой Программы развития регионов до 2020 года. Эта программа разработана на базе объединения следующих пяти программ: «Развитие регионов», «Программы развития моногородов на 2012–2020 годы», «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства на 2011–2020 годы», «Ақ бұлақ на 2011–2020 годы», «Доступное жилье — 2020».

Несмотря на активное реформирование, на сегодняшний день сфера ЖКХ характеризуется малоэффективной системой управления, высокими эксплуатационными затратами и отсутствием экономических стимулов для их снижения. Существующие сети и сооружения значительно изношены, что приводит к увеличению аварий и сбоям в работе инженерных коммуникаций, повсеместному перерасходу материально-технических ресурсов, большим потерям энергии и воды. Состояние сетей и сооружений систем, в основном, не соответствуют требованиям устойчивого и надлежащего качества предоставления коммунальных услуг. Так же сохранились проблемы неэффективной системы тарифообразования, неэффективного функционирования КСК (кооператив собственников квартир), обусловленные повсеместной пассивностью и низкой правовой грамотностью членов правления КСК, отсутствием общественного контроля за техническим, санитарным состоянием МЖД и общественным порядком. Сфера ЖКХ остается пока малопривлекательной не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса.

С целью решения накопившихся проблем данной сферы, еще в ежегодном Послании от 31.01.2017г. Президент РК Н. А. Назарбаев отметил, что «государственно-частное партнерство должно стать основным механизмом развития инфраструктуры, в том числе социальной. Кроме того, для модернизации объектов ЖКХ, необходимо передавать их в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией. Нужно активизироваться в этом направлении» [2]. Также Глава государства указал на то, что «чтобы привлечь инвесторов и международные финансовые институты, следует усовершенствовать законодательство в сфере ЖКХ и тарифообразование. Это позволит сбалансировать интересы потребителей, субъектов естественных монополий в этой области» [3].

В Послании этого года Президент озвучил 10 основных задач, которые стоят перед Казахстаном. Так, в 5 пункте, посвященном внедрению современных технологий в строительстве и коммунальном секторе, отмечено что «применение новых методов строительства и ЖКХ, интеллектуальные системы управления инфраструктурой позволят улучшить качество жизни казахстанцев. Строящиеся и уже имеющиеся дома и объекты инфраструктуры необходимо оснащать системами интеллектуального управления. Это повысит комфортность для населения, сократит потребление электроэнергии, тепла, воды, будет стимулировать естественных монополистов к повышению своей эффективности. Важно внести соответствующие изменения в законодательство, в том числе регулирующее сферу естественных монополий. Для решения вопроса обеспечения сельских населенных пунктов качественной питьевой водой Правительству необходимо ежегодно предусматривать на данную работу выделение средств из всех источников» [4].

Литература:

  1. Об утверждении Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 2010 года № 1146 [Электронный ресурс]., Режим доступа: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/jilischno_kommunalnoe_hozyaystvo/id-P1100000473/, (дата обращения: 10.02.2018г.)
  2. 2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. [Электронный ресурс]., Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g, (дата обращения: 15.02.2018г.)
  3. Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на открытии третьей сессии Парламента РК шестого созыва от 04.09.2017г. [Электронный ресурс]., Режим доступа: https://www.zakon.kz/4876250-vystuplenie-prezidenta-kazakhstana.html, (дата обращения: 18.02.2018г.)
  4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. [Электронный ресурс]., Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g, (дата обращения: 21.02.2018г.)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный