Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе фортепиано | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Бархударова Т. Г. Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе фортепиано // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 45-48. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/94/3425/ (дата обращения: 24.03.2019).



В статье раскрывается роль эмоциональных чувств в процессе занятий учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано. Автор работы рассмотрел возрастные психофизические особенности учащихся, роль педагога в развитии эмоций, понятийный аппарат эмоции и воображения, методы достижения психоэмоционального комфорта на уроках фортепиано.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, класс фортепиано, эмоция, младший школьный возраст, воображение, образ, ученик.

Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся ДМШ является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении. На уроках фортепиано нам приходится сталкиваться с явлениями, которые трудно объяснить только лишь наличием музыкальных способностей. Необходимо учитывать психологические аспекты, такие как эмоциональные факторы, воображение, фантазия и др.

Цель написания статьи: повышение музыкально-исполнительских навыков через устойчивое эмоциональное отношение к занятиям в классе фортепиано.

Задачи работы

  1. Рассмотреть возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
  2. Показать значение эмоций в работе над музыкальными произведениями.
  3. Определить значение личности педагога в работе с учащимся класса фортепиано.

В социальной структуре общества произошли изменения и переоценка музыкальных пристрастий. Знание психологии учащихся младшего школьного возраста является основой для формирования положительного эмоционального фона для воздействия на духовный мир ребенка. Современный процесс музыкального образования ориентирован на сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья детей.

Научные открытия последних лет подтверждают, что все люди рождаются с доминирующей работой правого полушария головного мозга до 10–13 лет. Именно в этом возрасте чувственное восприятие, интуиция слабо развиты в связи с недостаточной загрузкой эмоциональной сферы.

Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии преподавателя. Педагог должен быть прекрасным знатоком психологии ребенка. Это и создание положительного эмоционального фона на уроке, и выбор репертуара, и атмосфера доброжелательности и сопереживания. Педагог постоянно поддерживает в ученике уверенность в своих силах и творчестве. «Ты неповторим, — внушал своим ученикам великий виолончелист П. Казальс, — из тебя может выйти новый Шекспир, Микеланджело. Нет предела твоим возможностям, человек».

Проблема развития эмоциональной сферы не нова, но она по-прежнему актуальна. Решение данной проблемы возлагается на создание методики, развивающей эмоции детей младшего школьного возраста.

Для разработки методических рекомендаций необходимо рассмотреть понятийный аппарат эмоции. Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических состояний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции проявляются в форме непосредственного переживания. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. [И.Р. 1]

Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные этические свойства. Для древних греков — Аристотель, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека [7].

Музыка, как эмоциональная сила, играет огромную роль в становлении личности ребенка, Эмоциональному раскрепощению ученика способствует спонтанная импровизация. Например, играя на одном звук песенки-попевки, он свободно находит аккомпанемент (бас бурдон в пентатоническом ладу).

Так, Наташа, ученица 1 класса, играя аккомпанемент к песне «Ледяная гора» (слова и музыка народные), с большим удовольствием двумя руками берет октаву на каждую долю в такте, понимая важность и значимость исполнения песни и получая большое удовольствие. Такая работа подготавливает слуховое внимание к поиску новых ритмоинтонаций, мелодических оборотов.

Можно пробовать импровизировать в пространстве какого-нибудь интервала. Например, Сережа, ученик 1 класса, в песне-загадке «Филин» на тонический тон квинты исполняет крик Филина «У-У-У». При этом получает положительные эмоции от игры на фортепиано. В процессе такой игры ребенок набирает, вырабатывает свой определенный запас ритмоинтонационных формул, происходит снятие напряженности.

Таким образом, происходит накопление в слуховой памяти звукообразов (интонаций, небольших мелодических оборотов), найденных самостоятельно. Их слышание и будет создавать базу для слуховых представлений. [6]

Введение в атмосферу «звучащей музыки», как в песне «Филин» или «Ледяная гора», способствует ансамблевая деятельность, которая приучает ученика к ритмической организации звуков, к слушанию и слышанию. Эти простые песенки, исполняемые совместно с учителем, ученик понимает художественное значение пьесы, получая ощущение радости восприятия хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом.

Игра в ансамбле, как никакой другой вид музицирования, развивает способность играть без остановки, без потери пульсации. Особенно важна работа над элементарными интонациями и контрастными звуковыми образами. Постепенно ученик переходит к игре на двух звуках — имитация всхлипывания, на звуках терции — крик кукушки, имитация кудахтанья курицы в пределах интервала квинты [6]. Примеры можно найти в сборниках «Веселые нотки» сост. С. Барсукова [4], «Я учусь играть ноты» сост. О. Сотникова [8] и др.

Одним из действенных методов развития эмоциональной выразительности — использование метода словесной ассоциации. Как говорил Л. В. Выготский: «… всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения» [3]. Ассоциации являются стимулом для активизации чувств, мыслей ребенка, развивают его воображение, ассоциативное и образное мышление. Чем богаче и разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интереснее будут художественные образы, создаваемые на их основе. Таким образом, ассоциативный метод помогает будить творческую фантазию ученика [2].

Методом ассоциации пользовались выдающиеся педагоги-пианисты Г. Нейгауз, С. Фейнберг с целью активного формирования воображения своих учеников. Они воспринимали художественную образность музыки как отражение реального мира, стремление связать музыкальные образы с явлениями окружающей нас действительности [4].

Для углубления и расширения эмоциональной сферы юного пианиста важно включать в учебный репертуар произведения: доступные для восприятия и исполнения; разнообразные по настроению; способствующие воспитанию хорошего вкуса; относящиеся к различным историческим периодам, стилям, направлениям. При этом важно учитывать личные вкусы, интересы и предпочтения учащегося. Музыкальные произведения, изучаемые учеником, должны находиться, с технической точки зрения, в «зоне ближайшего развития» учащегося.

Таким образом, формирование музыкально-эмоциональной сферы является одним из важнейших факторов для успешного развития юного музыканта.

В эмоциональной жизни ребенка очень важны воображение и фантазия. Рассмотрим понятие воображение.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются восприятием.

Одна из черт, характерных для воображения, — перцепция (чувственное познание предметов окружающего мира). Это и прикосновение к клавише, и тактильный контакт с учителем во время урока.

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Если игра на фортепиано целиком строится на активной деятельности воображения, то повышается эффект эмоционального фона на уроке.

Воображение развивается по источнику знаний информации и характеру деятельности (практический, наглядный, словесный); по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность); по характеру познавательной деятельности (объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, развивающий); по дидактическим целям (способствует первичному усвоению материала, закреплению, совершенствованию приобретенных знаний).

Таким образом, эмоции человека связаны с ощущениями и восприятием («приятные ощущения», «неприятные ощущения»). Эмоции управляют вниманием человека, причем, чем сильнее эмоция, тем больше внимания человек обращает на объект, вызывающий эмоциональную реакцию. А также связь эмоций с памятью человека. Почти все образы, порождаемые нашей фантазией, бывают более или менее ярко эмоционально окрашенными. Мышление человека стимулируется умеренно выраженными эмоциями, хотя чрезмерно сильные эмоции, например аффекты и стрессы, могут его расстроить.

Мозговые центры эмоций человека находятся в подкорке и в области среднего мозга, то есть в тех нервных структурах, которые, по современным представлениям ученых, не связаны с сознанием.

Человек, как правило, не осознает момента, когда у него появляется та или иная эмоция и начинает оказывать влияние на его психику и поведение.

Эмоции оказывают влияние на его поведение, человек все же не в состоянии избавиться от такого влияния. Например, случаи, когда, находясь под влиянием аффектов или страстей, люди совершают поступки, за которые им впоследствии бывает стыдно.

Что касается сознательного поведения, то влияние эмоций на поведение проявляется лишь в случае, когда человек осознает свои эмоциональные переживания. Это бывает в связи с настроением и чувствами. В принципе, при наличии соответствующего умения и достаточной тренировке этому может научиться каждый человек. В психологии существуют специальные методы, предназначенные для практической выработки соответствующих умений и навыков, например аутогенная тренировка [5, С.309].

Успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психоэмоциональный аспект занимает не последнее место.

В статье представлены лишь некоторые основные проблемы развития эмоциональности. Несомненно, сфера эмоций, и по сей день остается одной из самых неразработанных.

Литература:

  1. Барсукова, С. Веселые нотки. — Феникс, 2009
  2. Безменова, Т. Текстовые ассоциации в обучении школьников // Вестник ТГПУ, 2009, № 7
  3. Выготский Л. В. Сочинений в 6 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 2002.
  4. Ионова, Т. В. Метод ассоциации в классе фортепиано — Открытый урок. Первое сентября. Музыка. 2013
  5. Немов, Р. С. Общая психология [Текст]. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДА, 2003. — 400 с. — С. 292, 307, 309.
  6. Носова, Е. Ю. На уроках фортепиано // Методическое пособие для преподавателей ДХО и музыкальных школ. — Тверь, 2011
  7. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов [Текст]. — М.: Академический проект: Трикста, 2008. — 400 с. — C.263
  8. Сотникова, О. Я учусь играть ноты. — Союз художников, 2002
  9. https://lektsii.org/9–31764.html Цели развития эмоциональной сферы
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, эмоция, образ, воображение, класс фортепиано, эмоциональная сфера, ученик, положительный эмоциональный фон, понятийный аппарат эмоции, урок фортепиано.

Похожие статьи

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

Вместе с тем, эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.

Развитию воображения и образного мышления на занятиях с детьми младшего школьного возраста способствует знакомство с произведениями искусства: не...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного...

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция, занятие, положительный эмоциональный фон, дошкольное воспитание...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость...

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция, занятие, положительный эмоциональный фон, дошкольное воспитание...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки...

Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе... Ключевые слова: эмоциональная сфера, класс фортепиано, эмоция, младший школьный возраст, воображение, образ, ученик.

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Эмоциональный отклик, по мнению Д. Б. Лихачева, является основой эстетического чувства.

Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном...

Вместе с тем, эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.

Развитию воображения и образного мышления на занятиях с детьми младшего школьного возраста способствует знакомство с произведениями искусства: не...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного...

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция, занятие, положительный эмоциональный фон, дошкольное воспитание...

Развитие музыкальных способностей в младшем школьном...

1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную

Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость...

ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоция, занятие, положительный эмоциональный фон, дошкольное воспитание...

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через...

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки...

Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе... Ключевые слова: эмоциональная сфера, класс фортепиано, эмоция, младший школьный возраст, воображение, образ, ученик.

Развитие эстетических чувств у младших школьников

Эмоциональный отклик, по мнению Д. Б. Лихачева, является основой эстетического чувства.

Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос