Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 05.06.2018

Статья просмотрена: 1354 раза

Библиографическое описание:

Макеева, Т. П. Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы / Т. П. Макеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3420/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одной из известных и достаточно результативных воспитательных форм является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в творческом объединении «Брусница» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дома детского творчества № 2», г. Чита.

Воспитание ребенка начинается в семье. Именно семья выступает как первичное звено в системе духовных и нравственных ценностей, норм этики и морали, форм социализации личности человека. Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.

Семья способна реально обеспечить непрерывность процесса воспитания, его системность. Семья-персональная среда жизни и развития ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности его жизнедеятельности на том или ином этапе играет семья, поэтому очень актуально вовлечение родителей в образовательную деятельность, создание союза трех социальных сил: педагоги-дети-родители.

Родители заинтересованы в творческом развитии своего ребенка. Педагогу необходимо с первой встречи заинтересовать этого ребенка своим видом деятельности, суметь влюбить его в то, чем он будет заниматься. Здесь важно все- характер общения, отношений, индивидуальный подход к каждому ребенку. Таким образом у ребенка формируется желание получать дополнительное образование, а у родителей- поддерживать его деятельность.

В творческом объединении «Брусница» родители являются не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательной деятельности. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Родителям предоставляется возможность участия в планировании, организации и проведении воспитательных мероприятий, учитываются их замечания и пожелания. В основу работы с родителями положен принцип их равного участия в воспитательной деятельности, наряду с педагогом.

Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается реализацией следующих основных направлений: социологического исследования семей и психолого-педагогического просвещение родителей; ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательной деятельности; вовлечение родителей в совместную деятельность; организация работы с родительским активом.

Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, разновидность и вариативность обучения, его дифференцированность и разноуровневость, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых. Изучение личностных качеств ребенка, изменения в его нравственном развитии отслеживаются психологом-педагогом ДДТ№ 2 в течение всего периода его обучения в объединении. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций обучающихся. Психолог проводит тестирование обучающихся и их родителей. Для родителей проводятся тематические собрания, индивидуальные собеседования. Родители совместно с детьми участвуют в различных мероприятиях, проводимых психологом (различные интеллектуальные марафоны, конкурсы). Обучающиеся и их родители с желанием идут на контакт с психологом, что дает положительный результат в воспитании. Каждый раз в конце учебного года на организационном родительском собрании родителям предоставляется не только отчет о проделанной работе за год, но и план воспитательной работы на новый учебный год. Совместно планируются такие мероприятия как выездные концерты, участие в различных конкурсах (в том числе и выезд в другой город), пошив новых костюмов или обновление старых, изготовление афиш и т. д. В сентябре же на организационном родительском собрании уже утверждаются все запланированные мероприятия.

Большую роль играют индивидуальные беседы, консультации с родителями, где мне предоставляется возможность ближе познакомиться с семьей учащегося, узнать больше о его интересах и увлечениях, или каких-либо проблемах, комплексах, если таковые существуют, и совместно с родителями помочь ребенку справиться с ними. Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встречи или по телефону, письменное приглашение.) или по инициативе самих родителей. В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно. Как минимум консультация длится 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не принесет. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать, понять родителя. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». Важно всегда находить время для индивидуального общения с родителями и учащимися.

Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы: открытые занятия; праздники; помощь в оформлении и подготовке к концертам; совместные экскурсии и поездки. Для родителей очень важно наблюдать за творческим ростом своего ребенка. Для этого в своей практике я провожу открытые занятия для родителей, на которых они могут следить за учебной деятельностью, за отношением учащихся к занятиям, за их поведением. По тому, как занимается их ребенок, они видят, насколько ему интересно и увлекательно заниматься данным видом деятельности, получается у него или есть какие-то трудности.

Одной из эффективных форм является участие родителей в досуговой деятельности. Все проводимые праздники, концерты, конкурсы разрабатываются с привлечением родителей. Кто-то выполняет работу костюмера, кто-то визажиста, парикмахера, кто-то является фотографом, оператором. Но, а самые талантливые родители вместе со своими детьми с большим удовольствием распевают народные песни и участвуют непосредственно в концертах. Совместные выступления придают детям большую значимость того, чем они занимаются.

Рис. 1. Выступление на отчетном концерте. 30 марта 2018г.

Мы знаем, что для каждого родителя его ребенок самый талантливый и самый способный, поэтому ему важно увидеть его на сцене. Для этой цели мы проводим творческие посиделки в семейном кругу, где практически каждый воспитанник, исполняя сольный номер, показывает свои достижения за определенный период обучения. Каждые посиделки как правило заканчиваются совместным чаепитием с домашними пирогами и дружеским обсуждением прошедшего мероприятия. Традиционными стали осенние посиделки «Проводы Осени», зимние «Рождественские посиделки», посиделки с блинами на Масленицу и т. д.

Также очень важно присутствие родителей на конкурсных выступлениях, ответственных концертах. Поддерживая и болея за своих артистов, у них появляется возможность сравнивать своих детей с другими, оценивать их по достоинству, гордиться их победами, сопереживать вместе неудачи. Родители, это самый благодарный зритель. Наши родители с большим удовольствием посещают концерты и конкурсы с участием нашего ансамбля. Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включенности в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса, помогают родителям оценивать деятельность творческого объединения не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят в «Брусницу» не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел.

Большое значение имеет сплочение не только творческого коллектива обучающихся, но и коллектива родителей. Важно, чтобы родители совместно принимали активное участие в жизни ансамбля. Большую роль играет работа родительского актива. Организация проведения традиционных мероприятий (чаепитий, Дней именинника, Новогодних праздников, посиделок), выездные конкурсы, награждения учащихся и родителей в конце учебного года, пошив костюмов, приобретение инструментов, организация транспорта и многое другое –это все непосредственная деятельность родительского комитета. Родительский комитет самостоятельно решает все организационные вопросы, а педагог направляет их деятельность.

Таким образом, систематическая работа с семьями обучающихся способствует созданию благоприятных психологических условий для деятельности детей, гармонизирует их отношения с родителями, реально укрепляет систему взаимодействия «Педагоги-дети-родители». Разнообразие формы работы в данном направлении, заинтересованность педагогов, родителей, обучающихся, общие цели и совместное стремление к их достижению — залог успеха в творческих достижениях образцового коллектива ансамбля русской песни «Брусница» Дома детского творчества № 2.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и семьи.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, образовательный процесс, вовлечение родителей, семья, творческое объединение, благоприятная атмосфера, воспитательная деятельность, детское творчество, организационное родительское собрание.

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации... Поэтому цель нашей работы — вовлечение...

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей, ребенок, семейное воспитание, детский сад, родительский клуб, семья...

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Современные формы работы с родителями как фактор...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия... ребенок, мастерская, родитель, детский сад, семья талантами...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский...

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи. семья, родитель, школа, ребенок, организующий центр, группа проблем...

Родительское собрание в ДОУ на тему «Влияние семьи на...»

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, стиль воспитания, педагог, семья, благоприятный исход, авторитарный стиль...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как

Первоначально, родительские собрания посещало 50 % родителей, 10

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства...

Похожие статьи

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации... Поэтому цель нашей работы — вовлечение...

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей, ребенок, семейное воспитание, детский сад, родительский клуб, семья...

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Современные формы работы с родителями как фактор...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия... ребенок, мастерская, родитель, детский сад, семья талантами...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский...

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи. семья, родитель, школа, ребенок, организующий центр, группа проблем...

Родительское собрание в ДОУ на тему «Влияние семьи на...»

Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, стиль воспитания, педагог, семья, благоприятный исход, авторитарный стиль...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как

Первоначально, родительские собрания посещало 50 % родителей, 10

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства...

Задать вопрос