Специфика педагогической деятельности хореографа в работе с детьми, имеющими нарушения слуха (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 1548 раз

Библиографическое описание:

Черепанова, Н. Ю. Специфика педагогической деятельности хореографа в работе с детьми, имеющими нарушения слуха (из опыта работы) / Н. Ю. Черепанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3400/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается проблема обучения детей с нарушениями слуха хореографическому искусству. Обучение хореографии неслышащих детей — сложный и многогранный процесс, который включает в себя развитие слухового восприятия и физических качеств, духовно-нравственное воспитание, обогащение личного опыта, социально-культурную адаптацию. В статье раскрываются основные принципы и методы обучения детей хореографическому творчеству.

Ключевые слова: хореография, коррекционная направленность, проблемы образования.

The article deals with the problem of education of children with disabilities by ear choreographic art. Learning choreography is not hearing children is a complex and multifaceted process, which involves the development of auditory perception and physical qualities, moral and spiritual education, and enriching personal experiences, socio-cultural adaptation.The article describes the basic principles and methods of teaching children's choreographic creativity.

Keywords education: choreography; correctional orientation; problems of education.

Подумать только! Кажется, совсем недавно я, молодая неопытная девчонка с безграничной верой в то, что все обязательно получится, сидела в кабинете директора Белгородской школы-интерната № 23 и просила дать мне кружок хореографии. Кто-то говорил: «брось, это не твое…», кто-то — «ты не сможешь…». Многие сомневались в успехе. И все это потому, что школа была специализированной — для детей с нарушениями слуха.

С того дня прошло 10 лет. Все это время главной моей целью было не просто создать в обычном общеобразовательном учреждении для детей с нарушениями слуха хореографический коллектив, а вывести его на один уровень с коллективами города, которые работают с детьми без отклонений в развитии. За прошедшее время ансамбль эстрадного танца для детей с нарушениями слуха «Школа» неоднократно становился лауреатом, дипломантом и победителем международных и всероссийских фестивалей и конкурсов не только среди детей с нарушениями слуха, но и среди детей без отклонений в развитии. Данная статья является результатом многолетней работы и рассказывает о методах и принципах обучения хореографическому творчеству детей с нарушениями слуха, которые я использую в работе.

В ансамбле обучаются дети от 8 до 16 лет с диагнозами сенсоневральная тугоухость III и IV степеней, т. е. тяжелая степень потери слуха и пограничная глухота, также есть глухие дети и дети после кохлеарной имплантации. К сожалению, в последнее время к нам все чаще приходят дети со сложной структурой дефекта (помимо потери слуха такие дети имеют и другие заболевания, например ДЦП, ЗПР, УО, аутизм и т. д.) и хореографу необходимо это учитывать. Знание и понимание диагноза и особенностей развития ребенка поможет педагогу спланировать занятия так, чтобы они проходили наиболее продуктивно [1].

На сегодняшний день существует бесчисленное множество танцевальных направлений и, безусловно, это выбор каждого педагога-хореографа. На собственном опыте я убедилась в том, что нужно дать детям представление о разных танцевальных направлениях, т. к. это не только обогащает хореографическую лексику, техничность и исполнительское мастерство детей, но и дает дополнительный стимул педагогу для самосовершенствования и саморазвития. Это будет сделать легче, если дети владеют базой классической хореографии. Именно поэтому в своей программе «Школа» наибольшее количество часов я отвожу на овладение техникой классического танца. Обучение классическому танцу способствует развитию физических данных, формированию навыков исполнительского мастерства, техничности [2, с. 12].

Так же программой предусмотрены часы на овладение народным танцем (русским и народно-сценическим) и балетной гимнастикой. Упражнения балетной гимнастики способствуют развитию гибкости позвоночника, выворотности ног, укреплению мышц тела, увеличению амплитуды шага. Занятия народным танцем знакомят детей с такими понятиями, как «манера» и «характер». Овладевая основами русского и народно-сценического танцев, дети получают знания о традициях, культуре и истории не только жителей разных регионов России, но и народов мира. Эти знания обогащают внутренний мир детей, воспитывают в них толерантность [4, с. 10].

Как говорилось ранее, выбор танцевального направления — это выбор каждого педагога. Но, вне зависимости, от выбранного стиля, нужно понимать, зачем мы это делаем, и ставить перед собой выполнимые цели и задачи, которые будут по силам нашим детям. Важно понимать, что занятия в школьном хореографическом ансамбле существенно отличаются от занятий в школе искусств. Мы не только ограничены во времени, но и, как правило, занимаемся со всеми желающими, не проводя отбор детей по физическим, музыкальным и исполнительским данным. В связи с этим, главной целью моих занятий в ансамбле является, прежде всего, коррекция психического и физического развития детей с нарушениями слуха.

Достижение данной цели предполагает решение следующего ряда задач:

  1. Уметь грамотно и доступно объяснить движение, показать технику его исполнения;
  2. Вырабатывать навыки владения мышцами тела;
  3. Вырабатывать навыки самоконтроля;
  4. Развивать у детей интерес к хореографическому творчеству.

Наряду с вышеперечисленными общими педагогическими задачами, стоит ряд специфических задач:

  1. Умение применять на занятиях методики компенсирующего обучения;
  2. Способствовать развитию слухового восприятия и речи, научить учащихся воспринимать материл на слух;
  3. Способствовать физическому развитию учащихся;
  4. Способствовать социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху [8, с. 372].

Успешность решения этих задач напрямую зависит от выбранных педагогом методов и приемов общения с детьми, подачи информации, соответствия предъявляемых требований возможностям детей.

В основе моей работы лежит принцип компенсирующего обучения. Суть данного принципа заключается в замещении слухового восприятия, которое происходит на основе зрительного восприятия и вибрационно-тактильной чувствительности. Таким образом, на первый план выступает наглядный метод обучения детей с нарушениями слуха. Нужно отметить, что данный метод подразумевает не только просмотр фото и видео материала, но и постоянное использование педагогом карточек с названиями элементов и фразами, которые дети впоследствии должны будут научиться воспринимать на слух и произносить. Примерами таких карточек могут служить как приветственные слова «Добрый день», «Здравствуйте», «До свидания», так и названия танцевальных элементов. На карточках с хореографическими терминами вначале я пишу название на принятом языке (для классического танца — это французский язык, для современных направлений хореографии — английский), затем транскрипцию на русском языке и перевод. Для сложных элементов я добавляю изображение данного элемента, что существенно облегчает восприятие.

Исходя из того, что у детей с нарушенным слухом зрительное восприятие преобладает над слуховым, педагогу необходимо постоянно поддерживать зрительный контакт с детьми. В связи с этим, нельзя что-либо говорить и, тем более, объяснять, повернувшись к детям спиной — они вас не поймут. Дети с нарушенным слухом очень хорошо считывают с губ, поэтому очень важно, чтобы артикуляция была четкой, а речь — не слишком быстрой.

Развитие вибрационно-тактильной чувствительности является неотъемлемой частью при работе с музыкальным материалом. Восприятие внешних звуков происходит не столько на основе остаточного слуха (для слабослышащих детей и детей после кохлеарной имплантации), сколько на основе резонанса воздуха, а также различных поверхностей, в частности пола и стен. Основываясь на вибрационно-тактильной чувствительности, необходимо, чтобы музыкальные колонки в репетиционном зале и на сцене стояли на полу рядом с задней кулисой. В этом случае звук распространяется равномерно и через поверхность пола и через воздух, что способствует большей музыкальности при исполнении хореографической постановки [6].

Развитие музыкальности неразрывно связано с развитием слухового восприятия. При этом важно понимать, что когда речь идет о развитии слуха, подразумевается не то, что слух к ребенку вернется, или он станет лучше. В данном случае речь идет о том, чтобы помочь ребенку научиться распознавать звуки по силе, длительности звучания, темпу, ритму и т. д. Данную работу я веду с самых первых занятий. Учитывая возрастные особенности (дети приходят в ансамбль в 6–7 лет) незаменимыми становятся слухо-речевые игры. Например, игра «Громко, или тихо?». В этой игре педагог стоит за спиной ребенка, которому необходимо услышать звук и определить силу его звучания. Услышав, ребенок говорит, как он его услышал: «Громко», или «Тихо». Педагог может использовать для этой игры практически любые музыкальные инструменты. По аналогии проводится игра «Справа, или слева?», в которой ребенку необходимо определить направление звука [5]. Учитывая ограниченные временные рамки занятия, я провожу слухо-речевые игры во время балетной гимнастики, например во время исполнения «Лягушки», «Бабочки» и т. д.

Развитие слухового восприятия неразрывно связано с развитием речи. С первых занятий каждое движение мы сопровождаем речью. Как известно, занятие хореографией начинается и заканчивается поклоном. При этом поклон сопровождается речью (доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте). В работе с детьми младшего школьного возраста я использую карточками, о которых говорилось выше [7].

Овладение хореографической терминологией также происходит на основе слухо–зрительного восприятия. Используя карточки, мы проговариваем с детьми название движения на принятом языке, объясняем значение перевода, просматриваем картинки, или видео с правильным исполнением разучиваемого движения и лишь после этого педагог может сам исполнить движение, объясняя его. После дети исполняют изучаемое движение сначала вместе с педагогом, затем уже самостоятельно. Впоследствии, на каждом занятии мы соблюдаем схему «слово–движение–слово», т. е. проговорили название, затем исполнили элемент, в заключении повторили название. Безусловно, это занимает большое количество времени, но лишь на начальном этапе, когда дети знакомятся с основами хореографии и основными терминами. До определенного этапа я сомневалась: «Так ли это необходимо?», «Может быть, можно как-то обойтись без терминов?». Нет, нельзя. Во-первых, знание профессиональной терминологии — необходимое условие для взаимодействия хореографа с детьми. Во-вторых, это способствует общению детей с нарушениями слуха со слышащими ровесниками в условиях совместной творческой деятельности. Воспитанники ансамбля часто выступают вместе со слышащими детьми, воспитанниками хореографических коллективов нашего города. В начале такого сотрудничества дети вовсе не общались и не разговаривали друг с другом. Но, зайдя за кулисы на одном из концертов, я застала своих детей вместе с воспитанниками школы искусств. И что вы думаете, они делали? Они общались. Мои дети, которые до этого боялись произнести даже одно слово в присутствии незнакомого человека, общались на профессиональном языке хореографии. Таким образом, овладение хореографической терминологией, понимание значения отдельных терминов не только обогащает активный словарь детей с нарушениями слуха, но и способствует их адаптации в социум.

Конечно, овладение хореографическим искусством невозможно без развития танцевальных данных таких, как устойчивость, координация, сила ног, гибкость. Здесь тоже есть некоторые особенности.

Сила ног дает возможность свободного движения и достигается постоянным тренингом, повторением основных движений, влияющих на выработку силы ног, а так же постепенным увеличением количества движений. Гибкость подразумевает подвижность тела, которая зависит от амплитуды движений в суставах спины (позвоночный столб), стоп, лопаток, тазобедренных суставов и т. д. и позволяет исполнителю двигаться пластично и грациозно. Развитие силы ног и гибкости традиционно. Единственное, на что стоит обратить внимание, работая над техникой исполнения и развитием физических данных, так это на то, что физическая нагрузка должна быть дозированной, необходимо чередовать allegro и adagio, не допуская перегрузки детей.

Устойчивость (aplomb) — является залогом техничности исполняемых движений и зависит от правильности постановки корпуса и ног. Вырабатывается aplomb с первых занятий, начиная с изучения и отработки выворотного положения стоп и позиций ног, вначале на двух ногах, затем на одной. В силу особенностей развития детей с нарушениями слуха устойчивость и координация является наиболее трудным участком в работе педагога — хореографа. В связи с этим уже с первых занятий необходимо учить детей не только согласовывать движения рук, ног, головы, корпуса и т. д., но и координировать свои движения в пространстве, т. е. учить детей двигаться по балетному залу, сцене, сохраняя рисунок танца. Незаменимыми в работе над устойчивостью и координацией являются различные формы port de bras, которые я ввожу как в экзерсис на середине, так и в экзерсис у станка. Также развитию координации способствуют упражнения на статичность у станка и на середине зала, allegro, исполняемое малыми группами в продвижении по точкам, например из 6-й во 2-ю и из 4-й в 8-ю, и, безусловно, маленькое и большое adagio.

Мы, хореографы, прекрасно понимаем, что без бесконечного повторения и усложнения отдельных танцевальных элементов невозможно совершенствовать исполнительское мастерство. Это понимаем мы, но не дети. В понимании детей (особенно младшего школьного возраста) экзерсис, балетная гимнастика и т. д. — это тренинг, не связанный с танцем. Для детей «танцы» — это уже готовая хореографическая композиция, с которой они обязательно будут выступать на сцене. И в работе над композицией также есть свои особенности. Во-первых, это знакомство с музыкальным материалом. Во время первичного прослушивания детям необходимо услышать темп, длительность, постараться определить характер музыки. Впоследствии, необходимо запомнить темп. Для этого я предлагаю детям положить ладонь на музыкальную колонку и одновременно отхлопываю ритм по свободной ладони, или грудной клетке.

На следующем этапе я знакомлю воспитанников с идеей и сюжетом композиции. Чем понятнее детям будет содержание композиции, тем легче нам, педагогам, будет работать над образами, характером, рисунком танца, музыкальностью и лексикой.

Разучивание лексического материала основывается на темпо–ритме музыки с соблюдением всех музыкальных особенностей (пауза, затихание, усиление, смена темпо-ритма и т. д.). При знакомстве с лексическим материалом, а также на стадии разучивания и отработки хореографической композиции нельзя пренебрегать четким соблюдением музыкального ряда. В работе с детьми с нарушениями слуха весь лексический материал должен даваться строго на счет. Кроме того, психологические особенности детей с нарушениями слуха таковы, что эти дети запоминают сложнее. Если они уже выучили определенную часть хореографической постановки, то переучить или что-либо переделать будет крайне трудно. Поэтому, прежде чем давать материал ученикам, педагогу–хореографу крайне важно продумать всю композицию.

Занятия хореографией требуют от детей сосредоточенности, внимательности, настойчивости, терпения и трудолюбия. Комплексный подход к обучению детей с нарушениями способствует развитию слухового восприятия и речи, обогащению словарного запаса, коррекции психического и физического развития детей, духовно-нравственному воспитанию. Все эти качества являются неотъемлемым условием для успешной социальной адаптации детей.

Участие в концертах и конкурсах способствует общению детей с нарушениями слуха с окружающими их взрослыми и слышащими сверстниками на профессиональном языке. Владение специальной терминологией, осознание того, что их слышат, понимают и принимают, помогает им поверить в себя, в свои силы. Именно эта вера стирает границы и рамки, делает детей свободными от комплексов и предубеждений, вселяет в них понимание того, что нет людей с ограниченными возможностями, есть люди с ограниченным желанием.

Верьте в себя и свои силы и тогда… танцы обязательно будут!

Литература:

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.: ACADEMA, 2002. 224 с.

2. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Спб.: Лань, 2000. 192с.

3. Калугина О. Г. Методика преподавания хореографических дисциплин: учебно — методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2010. 123 с.

4. Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Черепанова Н. Ю. Педагогическая деятельность. Специфики преподавания хореографических дисциплин детям с ограниченными возможностями здоровья по слуху // Современные концепции научных исследований. — 2015. — № 4 (13). — С. 8–11.

5. Леве А. Развитие слуха в игре: практическое руководство по проведению слуховых упражнений в работе с глухими и слабослышащими дошкольниками, а также с детьми, имеющими нарушения восприятия. / пер. с нем. канд. пед. наук Н. М. Назаровой. М.: Коррекция, 1992. 102 с.

6. Сурдопедагогика / под ред. Е. Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004. 655 с.

7. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 1996. 240с.

8. Черепанова Н. Ю. Особенности педагогической деятельности хореографа в работе с детьми, имеющими нарушения слуха //Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ОВЗ / Сборник материалов региональной научно-пактической конференции. — Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. — 376с. — С. 372–374.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение слуха, слуховое восприятие, балетная гимнастика, развитие, вибрационно-тактильная чувствительность, движение, занятие, зрительное восприятие, лексический материал.

Похожие статьи

Развитие тактильных ощущений у детей | Статья в сборнике...

ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.

Поэтому детей с нарушением зрения надо учить рациональным приемам осязательного восприятия.

Технология развития слухового восприятия у детей...

Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха обеспечивает не только формирование понятия о мире звуков, но и ориентировку на звук как одну из характеристик предметов и явлений окружающей среды.

Слуховое восприятие — основа создания образов внешнего...

Повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора при

Занятия по темам «Мои умные помощники», «Звук и уши», «Уши — орган слуха», «Умные ушки» и другие знакомили детей с органом слуха...

Конспекты уроков развития слухового восприятия...

Развивающие цели: Развивать слуховое внимание, зрительную, слуховую память, мышление.

Конспект урока РСВ и ФП по теме: «Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха (КИ) в 4 классе по теме «У врача» (конспект 2).

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного...

Тактильное восприятие (осязание) — это поверхностная чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

70 % детей имеют выраженные трудности в тактильном восприятии (были выявлены нарушение лицевого гнозиса и...

Значение использования методов сенсорной интеграции в работе...

ребенок, составление фигур, Игра, дошкольный возраст, пространственное восприятие, речевое развитие, речевой материал, нарушение речи, III, уровень сложности.

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания отечественных офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов (А. И. Каплан, М. И. Земцовой, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистовой).

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Для развития тактильной чувствительности. «Разные животные».

Слуховое восприятие.

Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы.

Похожие статьи

Развитие тактильных ощущений у детей | Статья в сборнике...

ощущение, окружающий мир, тактильное восприятие, тактильная чувствительность, предмет, материал, тактильно-двигательное восприятие, ребенок, ранний возраст, форма общения ребенка.

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного...

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.

Поэтому детей с нарушением зрения надо учить рациональным приемам осязательного восприятия.

Технология развития слухового восприятия у детей...

Развитие слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха обеспечивает не только формирование понятия о мире звуков, но и ориентировку на звук как одну из характеристик предметов и явлений окружающей среды.

Слуховое восприятие — основа создания образов внешнего...

Повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора при

Занятия по темам «Мои умные помощники», «Звук и уши», «Уши — орган слуха», «Умные ушки» и другие знакомили детей с органом слуха...

Конспекты уроков развития слухового восприятия...

Развивающие цели: Развивать слуховое внимание, зрительную, слуховую память, мышление.

Конспект урока РСВ и ФП по теме: «Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха (КИ) в 4 классе по теме «У врача» (конспект 2).

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного...

Тактильное восприятие (осязание) — это поверхностная чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

70 % детей имеют выраженные трудности в тактильном восприятии (были выявлены нарушение лицевого гнозиса и...

Значение использования методов сенсорной интеграции в работе...

ребенок, составление фигур, Игра, дошкольный возраст, пространственное восприятие, речевое развитие, речевой материал, нарушение речи, III, уровень сложности.

Зрительное восприятие в логопедической практике...

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания отечественных офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов (А. И. Каплан, М. И. Земцовой, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистовой).

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Для развития тактильной чувствительности. «Разные животные».

Слуховое восприятие.

Лексический материал охватывает наиболее важные и близкие ребёнку этого возраста темы.

Задать вопрос