К вопросу оценки компетентности подготовки бакалавров «Программный инжиниринг» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Юсупов Ф., Сапаев У. К вопросу оценки компетентности подготовки бакалавров «Программный инжиниринг» // Образование и воспитание. — 2018. — №3.1. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/94/3366/ (дата обращения: 05.12.2019).



Рассматривается вопросы оценки компетентности выпускника высшего учебного заведе­ния, на примере направления подготовки «Программный инжиниринг», учитывает следующие особенности решаемой задачи: неполнота и неопределенность передаваемой информации, компетености преподавателя соответствующих предметов, ин­формации об умениях, навыках и знаниях выпускника; многокритериальность, обусловлен­ная неопределенностью учебного процесса, т.е. необходимостью учета большого числа частных показателей, порой вероятностных связанных с учебной деятельностью и формированием компетенций; наличие как количественных, так и качествен­ных показателей, которые необходимо учитывать при оценке уровня компетенции. Будет разработана нечеткая модель в условиях стохастического характера учебного процесса. На вход модели подаются данные об уровне выполнения поставленных перед выпускником задач: количественные и качественные материалы по предметам блоков гуманитарных, математические и естественно-научных и специальных. Выходные данные модели - уровень компетентности выпускника по направлению «программный инжиниринг».

Состояние проблемы. Подготовка высококвалифицированных кадров в различных об­ластях и сферах является одним из основных направлений государственной политики Республики Узбекистан. Государственными образовательными стандартами высшего и средне специального образования определены общекультурные, профессиональные, общепрофессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения им образовательной программы. Например, в [1,2] определены общекультурные, про­фессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения про­граммы бакалавриата по направлению подготовки 5330600 - программный инжиниринг.

Однако в стандартах не приведены методики и не указаны подходы к оценке компетен­ций выпускника и уровня его компетентности целом. Традиционно оценка компетентности выпускников осуществляется на основе текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации, которая должна проводиться при помо­щи фондов оценочных средств, которые включают типовые задания, контрольные работы, тесты и др. [2], позволяющие оценить знания, умения и уровень владения приобретенными компетенци­ями. При этом уровень владения той или иной компетенцией определяется преподавателями на основании субъективных суждений. Однако данный подход имеет существенные недостатки. Например, при проведении традиционной оценки очень сложно определить уровень владения вы­пускником отдельной компетенцией, вклад в которую вносят различные дисциплины.

Некоторые исследователи [3,4] строят количественные модели оценки компетентности, однако не учитывают, что некоторые элементы их модели сложно оце­нить численно. Популярным подходом является разработка методик оценки компетентности выпускников на основе гибридных экспертных систем. Однако и такая модель не свободна от недостатков. Уровень сформированности частных компетенций оценивается при помощи метода многомерной классификации на основе первичных учетных показателей, в качестве которых могут быть ис­пользованы результаты аттестации студентов и выпускников.

Из краткого анализа состояния поставленной задачи ясно, что не существует методики, которая полностью решала бы поставленную задачу. Поэтому целью исследования являлось разработка некоторой методики оценки компетентности выпускника «Программный инжиниринг», которая учитывает следующие особенности проблемы:

 Стохастичность, т.е. неполнота и неопределенность информации об умениях, навыках и знаниях выпускника;

 многокритериальность, связанная с необходимостью учета большого числа частных показателей, связанных с учебной деятельностью и формированием компетенций.

 наличие как количественных, так и качественных показателей (лингвистических данных), которые необходимо учитывать при решении задачи оценки уровня компетентности.

Одним из эффективных способов решения слабоформализуемых задач является постро­ение нечетких когнитивных моделей, неоспоримыми достоинствами которых по сравнению с другими методами являются возможность формализации численно неизмеримых факторов, использования неполной, нечеткой и даже противоречивой информации в условиях стохастичности [5].

Рассмотрим один из вариантов оценки уровня компетентности выпускника, основанную на применении когни­тивного моделирования, теории нечетких множеств и отношениях предпочтения между различ­ными критериями по блокам дисциплин.

В качестве модели процесса оценки компетентности выпускника примем кортеж

T = ,

где G – доля информации гуманитарных и общественно-экономических дисциплин при подготовке бакалавра; М - доля информации математических и естественно-научных дисциплин при подготовке бакалавра; Р - доля информации общеспрофессиональных дисциплин при подготовке бакалавра; С - доля информации специальных дисциплин при подготовке бакалавра; R – обобщенный коэффициент корреляции между предметами соответствующих дисциплин; Q - набор правил для вычисления значений концептов на каждом блоке дисциплин.

Литература:

  1. Кадрлар тайёрлаш миллий дастури (Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисининг Ахборотномаси, 1997 й., 11-12-сон, 295-модда; Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами, 2007 й., 15-сон, 150-модда; 2013 й., 41-сон, 543-модда).
  2. Государственный стандарт Узбекистана. Государственный образовательный стандарт направления образования бакалавриата 5330600 - телекоммуникационные технологии. Ташкент, O’z DSt 36.1311 2014. O’ZSTANDART AGENLIGI 4920 son bilan “11” 09 2014 yilda Davlat ro’yxatiga olindi.
  3. Сибикина И. В., Квятковская И. Ю., Космачёва И. М. Оценка уровня сформированности компетен­ции студента вуза на примере графовой модели // Вестн. Саратов. гос. техн. ун-та. 2014. № 2. С. 179-185.
  4. Адольф В. А., Лукьяненко М. В., Чурляева Н. П. Количественная оценка компетентности выпуск­ников интегрированной системы обучения и возможности ее повышения // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 22-30.
  5. Ажмухамедов И. М., Проталинский О. М. Системный анализ и моделирование слабо структури­рованных и плохо формализуемых процессов в социотехнических системах // Инженер. вестн. Дона. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/916.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовка бакалавра, уровень владения, блок дисциплин, учебный процесс, учебная деятельность, результат освоения, необходимость учета, направление подготовки, знание выпускника, формирование компетенций.

Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

Сущность профессиональных компетенций бакалавра по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль «Энергетика» включает в себя:  готовность использовать в профессиональной деятельности знаний в вопросах...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Для обеспечения формирования и развития профессиональных компетенций бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: Иностранный язык (японский язык)...

Иностранный язык как средство формирования... | Молодой ученый

Делая анализ общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавриата всех направлений подготовки в неязыковом

- учёт особенностей будущей профессиональной деятельности, в основе чего лежит формирование профессиональной мотивации

Формирование профессиональных компетенций...

Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов.

В свою очередь, профессиональная деятельность выпускника-бакалавра направления «Востоковедение, африканистика», обучающегося по...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника, знание, связь.

Проектирование образовательных результатов основной...

результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный процесс, направление подготовки, ECTS, кредитная технология обучения, высшее профессиональное образование, результат...

Технологизация процесса обучения бакалавров...

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом... Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в подготовке магистра [9] была составлена матрица формируемых компетенций в результате освоения дисциплины...

Система формирования профессиональной компетентности...

Компетенции — это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т. д».. И далее

Рис. 1. Основные элементы системы формирования профессиональной компетентности выпускников высшего учебного заведения.

Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций при подготовке...

Сущность профессиональных компетенций бакалавра по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль «Энергетика» включает в себя:  готовность использовать в профессиональной деятельности знаний в вопросах...

Педагогическая практика как один из способов формирования...

Для обеспечения формирования и развития профессиональных компетенций бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: Иностранный язык (японский язык)...

Иностранный язык как средство формирования... | Молодой ученый

Делая анализ общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавриата всех направлений подготовки в неязыковом

- учёт особенностей будущей профессиональной деятельности, в основе чего лежит формирование профессиональной мотивации

Формирование профессиональных компетенций...

Формирование профессиональных компетенций в учебно-образовательной деятельности у выпускников вузов.

В свою очередь, профессиональная деятельность выпускника-бакалавра направления «Востоковедение, африканистика», обучающегося по...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

компетенция, будущая профессиональная деятельность, общеобразовательный цикл, Модель компетенций, дисциплина, учебный процесс, индикатор поведения, модель выпускника, знание, связь.

Проектирование образовательных результатов основной...

результат обучения, компетенция, высшее образование, Болонский процесс, учебный процесс, направление подготовки, ECTS, кредитная технология обучения, высшее профессиональное образование, результат...

Технологизация процесса обучения бакалавров...

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом... Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в подготовке магистра [9] была составлена матрица формируемых компетенций в результате освоения дисциплины...

Система формирования профессиональной компетентности...

Компетенции — это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т. д».. И далее

Рис. 1. Основные элементы системы формирования профессиональной компетентности выпускников высшего учебного заведения.

Задать вопрос