Аннотация: В данной статье уделяется внимание успешной групповой работе, которая требует не только тщательной подготовки и обучения, но и регулярного анализа и переоценки впоследствии. Для успешного сотрудничества по групповой работе следует поговорить со студентами об их прошлом опыте работы в группах и позволить им установить некоторые основные правила.
Ключевые слова: групповая работа, эффективный метод, мотивация, навыки принятия решений, планирование, критическое мышление, содействие, инструкторы.
Annotation: This article focuses on successful group work, which requires not only careful preparation and facilitation, but also regular analysis and reassessment afterwards. For successful cooperation, you should talk with students about their experience working in groups and let them set some basic rules.
Keywords: Group work, effective method, motivate, decision-making skills, planning, critical-thinking, facilitation, instructors.
К преимуществам групповой работы относятся следующие факторы.
Студенты, участвующие в групповой работе или совместной учебе, демонстрируют повышенные индивидуальные достижения по сравнению со студентами, работающими в одиночку. Студенческие взаимодействия и дискуссии с другими позволяют группе создавать новые знания, размещать их в концептуальной основе существующих знаний, а затем уточнять и оценивать то, что они знают и не знают. Работа в группах создает больше возможностей для критического мышления и может способствовать обучению и достижению студентов. Групповая работа дает учащимся возможность участвовать в процессах, критически важных для обработки информации, а также оценивать и решать проблемы и навыки управления посредством использования ролей внутри групп и навыки оценок, связанные с оценкой вариантов принятия решений об окончательном ответе их группы.
Рекомендации по улучшению работы в группе. Акцентируя внимание на том, как студенты будут физически организовываться в группах – будет ли легко формироваться группа и может ли она быть комфортной для всех студентов? Настаивайте на профессиональном, гражданском поведении среди учащихся, чтобы уважать различия людей и создавать инклюзивную среду. Обращайтесь к учащимся, учитывая их прошлый опыт работы в группах и позвольте им установить некоторые основополагающие правила для успешного сотрудничества. Это обсуждение может быть успешно выполнено анонимно с использованием карточек-заметок.
Проектирование деятельности малых групп
Определите учебные цели. Определите, чего вы хотите достичь в рамках деятельности малых групп, как в академическом (например, знание темы), так и в социальном плане (например, навыки слушания). Эта деятельность должна тесно касаться целей курса и содержания класса и должна быть разработана, чтобы помочь учащимся учиться, а не просто занимать свое время. Назначьте групповые задачи, которые способствуют вовлечению, взаимозависимости и справедливому разделению труда. Все члены группы должны чувствовать чувство личной ответственности за успех своих товарищей по команде и понимать, что их индивидуальный успех зависит от успеха группы. Выделять основные ресурсы по всей группе, чтобы члены группы должны были обмениваться информацией (например, «Jigsaw») или выработать консенсус. Произвольно выберите одного человека, чтобы выступить за группу или назначать разные роли членам группы, чтобы все они были вовлечены в процесс (например, рекордер, представитель, сумматор, контролер, скептик, организатор, наблюдатель, хронометрист, связь с другими группами).
Определите размер группы. Он будет зависеть от количества учащихся, размера класса, разнообразия голосов, необходимых в группе, и назначенной задачи. Группы из 4-5 студентов имеют тенденцию сбалансировать потребности в разнообразии, производительности, активном участии и сплоченности. Чем менее умны члены группы, тем меньше групп.
Решите, как вы будете делить студентов на группы. Команда, основанная на близости или предпочтениях студентов, является самым естественным и быстрым выбором, особенно для больших и тесных занятий. Однако это означает, что учащиеся в конечном итоге работают вместе с друзьями или всегда с теми же людьми. Чтобы варьировать групповой состав и увеличивать разнообразие внутри групп, необходимо произвольно присваивать учащихся группам, подсчитывая их и группируя их по числу. Можно подобрать группу в соответствии с днем рождения, ростом, цветом волос и т. д. Для некоторых групповых задач особенно важно разнообразие в группе (пол, этническая принадлежность, уровень подготовки).
Достаточно времени для работы в группе. Признайте, что вы не сможете охватить весь материал, который планируете, если будете читать лекции во время всего периода занятий. Сократите содержимое, которое вы хотите представить, чтобы дать группе время для работы. Оцените время, необходимое для завершения этой подгруппы. Также планируйте проведение пленарного заседания, на котором могут быть представлены результаты групп или общие вопросы.
Попробуйте предсказать ответы учащихся. Вы не сможете это сделать – ожидайте неожиданного, но, имея некоторое представление о том, что студенты придумают, вы будете лучше подготовлены для ответов на их вопросы и вам будет легче связать групповую работу во время пленарного заседания.
Дизайн совместной работы в нескольких сочетаниях и формах: пары, небольшие группы, большие группы, онлайн синхронно, онлайн асинхронно и т.д. Некоторые студенты могут активнее участвовать в групповой работе после того как они успели ознакомиться с материалом, в то время как другие включаются в работу моментально. Другие учащиеся отдают предпочтение участию в больших группах, а некоторые активно участвуют лишь в парах. При этом, все роли должны оцениваться и включаться.
Введение в групповую деятельность.
Продемонстрируйте, что вы готовы к групповому сеансу. Подготовьте раздаточный материал, который относится конкретно к задаче, и выполняйте задачи, которые вы обещали делать, когда вы в последний раз использовали групповую работу в классе. Поделитесь своим обоснованием использования групповой работы. Студенты должны понимать преимущества совместного обучения. Не думайте, что студенты знают, что такое педагогическая цель. Попросите учащихся сформировать группы, прежде чем давать им инструкции. Если вы попытаетесь дать указания сначала, студенты могут быть слишком озабочены принятием решения о членстве в группе, чтобы выслушать вас. Или, к тому времени, когда они определили свои группы, они, возможно, забыли, что они должны делать.
Содействовать некоторой форме сплоченности группы. Студенты работают лучше всего, если знают или доверяют друг другу, по крайней мере, до некоторой степени. Даже для краткой групповой деятельности, перед тем, как приступить к задаче, попросите учащихся познакомиться с членами своей группы. В течение более длительных периодов групповой работы рассмотрите вопрос о введении ледокола или деятельности, специально разработанной для создания чувства командной работы.
Объясните задачу четко. Это означает, что ученикам поясняют, что именно они должны делать, и как будет выглядеть конечный продукт их работы в группе. Использование визуальных структур, таких как диаграммы и последовательные диаграммы, часто полезно, также, как и использование стартеров предложений и конкретных вопросов. Не забудьте включить оценки времени для действий.
Подготовьте письменные инструкции для студентов.
Установите основные правила группового взаимодействия. Особенно в течение длительных периодов групповой работы заостряйте внимание на том, как члены группы должны взаимодействовать друг с другом: делайте акцент на таких принципах, как уважение, активное слушание и методы принятия решений.
Пусть студенты задают вопросы. Даже если вы считаете, что ваши инструкции предельно ясны, у студентов вполне могут быть различные вопросы. Дайте им время задавать вопросы, прежде чем они включатся в работу.
Обеспечьте закрытие групповых мероприятий. Групповая работа может быть успешной или неудачной, основываясь на том, как вы включаете ее в остальную часть класса и курс. Студенты должны видеть, как их работа в небольших группах была для них полезной и способствовала развитию темы. Таким образом, завершите пленарное заседание, на котором студенты ведут групповую отчетность:
Подытожьте проблемы, поднятые содержанием и целями курса. Допускайте возможность того, что группы могут уйти в сторону от основной проблемы, которую вы обозначили на занятии, поэтому будьте готовы к гибкому плану лекций. Попросите учащихся подумать о групповом процессе работы. Они могут делать это в устной или письменной форме. Такое заключение помогает узнать, чего добилась группа во время занятия и как проходила сама групповая работа. Преподавателю это дает ответ на групповую работу, т.е. обратную связь.
Успешная групповая работа требует не только тщательной подготовки и упрощения процедур, но и регулярного анализа и последующей переоценки. Добавьте комментарии о том, что сработало особенно хорошо. Также обсудите свое использование групповой работы с другими инструкторами и узнайте их предложения.
Литература:
- Брукфильд С.Д. и Прескилл С. (1999). Обсуждение как способ обучения: инструменты и методы для демократических классных комнат. Сан Франциско: издательство Jossey-Bass.
- Гросс Девис. (1993). Инструменты для обучения. Сан-Франциско: издательство Jossey-Bass.
- Рейс П (2000). 500 советов по групповому обучению. Лондон: издательство Kogan Page.

