Инновационные технологии обучения гуманитарных и социальных дисциплин в Ургенческом филиале ТУИТ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдуллаева Ш. Д. Инновационные технологии обучения гуманитарных и социальных дисциплин в Ургенческом филиале ТУИТ // Образование и воспитание. — 2018. — №3.1. — С. 1-2. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/94/2654/ (дата обращения: 21.09.2019).



В данной статье речь идет об использовании инновационных технологий в обучении гуманитарных и социальных дисциплин, анализируются главные направления образовательного и воспитательного процесса, а также рассматриваются игровые технологии.

Ключевые слова: образование, новые технологии, воспитание, навыки, методы, информационные технологии, обучение, дистанционное образование, технология интерактивного обучения, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, коммуникация.

Образование – одна из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества. Это обусловливает необходимость внедрения в образовательную практику новейших технологий, которые предусматривают обучение, воспитание, формирование навыков научной работы и управления, основанные на модернизации дидактической системы.

Результативность этого процесса достигается использованием современных высокоэффективных методов, средств и приемов, обеспечивающих творческое овладение огромным массивом научных знаний. В таком контексте информация и информационные технологии предоставляют образовании нетрадиционный характер.

Необходимым условием использования информационных технологий в обучении гуманитарных и социальных дисциплин, на наш взгляд является реформирование системы образования, разработка новых дидактических и методических концептуальных основ обучения.

Главными направлениями этого процесса должны стать:

- создание предметно-ориентированных учебно-информационных сред, которые позволяют использовать мультимедиа, электронные учебники и т.п.;

- освоение средств коммуникации (компьютерной сети, телефонной, телевизионного, спутниковой связи для обмена информацией);

- обучение правилам и навыков «навигации» в информационном пространстве;

- развитие дистанционного образования.

Интерактивное обучение гуманитарных и социальных дисциплин в Ургенческом филиале ТУИТ разрабатывается постепенно и пропагандируется технология интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной активности, имеющей целью создание комфортных условий обучения, при которых каждый студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Интерактивное обучение – это обучение диалога, в ходе которого происходит взаимодействие преподавателя и студента с целью взаимопонимания, совместного решения учебных задач, развития личностных качеств.

Интерактивное обучение гуманитарных и социальных дисциплин в филиале предполагает использование активных методов обучения, а именно:

- анализ конкретных ситуаций;

- введение в изучаемую проблему;

- определение задачи;

- групповая работа над ситуацией;

- групповая дискуссия;

- итоговая беседа.

Личностно ориентированное обучение гуманитарных и социальных дисциплин – способ организации обучения экономики в процессе, которого обеспечивается всевозможный учет возможностей и способностей учащихся, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель такого обучения – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся и развитие индивидуальных особенностей каждого.

Сетевые технологии предназначены для телекоммуникационного общения студента с преподавателем, работниками библиотек, лабораторий и т.д. Телекоммуникационный доступ к базам данных осуществляется через всемирную сеть Internet.

Формами сетевой коммуникации являются:

- электронная почта – предназначена для обмена информацией между субъектами связи, осуществлении консультирования;

- телеконференция позволяет преподавателю и учащимся, которые находятся на расстоянии друг от друга, организовать совместное обучение, обсуждать учебные проблемы, участвовать в деловых играх, касательно гуманитарных и социальных дисциплин.

Игровые технологии обучения гуманитарных и социальных дисциплин – это такая организация учебного процесса, при которой обучение экономических дисциплин осуществляется в процессе включения учащихся в учебную игру (игровое моделирование явлений, «переживание» ситуации).

Сегодня предпочитают термин «имитация» вместо «игра» (акцент переносится на внутреннюю сущность действия). Обучающие игры имеют целью кроме усвоения учебного материала, умений и навыков, еще и предоставление студенту возможности самоопределиться, развивать творческие способности; способствуют эмоциональному восприятию содержания обучения.

Обучение гуманитарных и социальных дисциплин с использованием инновационных технологий качественно превышает классическое образование. Оно интегрирует процессы, которые нельзя объединять в рамках классического образования и обучения, трудоустройства карьеры, непрерывное образование.

Современный образовательный процесс гуманитарных и социальных дисциплин немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы студент стал активным участником учебного процесса, а преподаватель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности студента.

Предлагаем вашему вниманию некоторые новые технологии, которые можно использовать на занятиях гуманитарных и социальных дисциплин:

  1. Интегральная образовательная технология гуманитарных и социальных дисциплин.
  2. Технология проблемного обучения гуманитарных и социальных дисциплин.
  3. Технология укрупнения дидактических единиц гуманитарных и социальных дисциплин.
  4. Технология разноуровневого обучения гуманитарных и социальных дисциплин.
  5. Технология игрового обучения гуманитарных и социальных дисциплин.
  6. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарных и социальных дисциплинах.
  7. Адаптивная система обучения гуманитарных и социальных дисциплин.

Структура занятия по такой системе позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся. Учение становится активной самостоятельной деятельностью. На занятиях преподаватель по гуманитарным и социальным дисциплинам часть времени работает со всеми учащимися, обучает их. При этом изучается принципиально новый материал. Остальное время на занятии используется для самостоятельной работы учащихся. Он не просто наблюдает за работой учащихся, а работает в это время с отдельными студентами индивидуально.

Самым существенным этапом в переходе на новый вид обучения гуманитарных и социальных дисциплин, мы считаем создание банка изображений, анимации, видеофрагментов по экономики, фотографии и видеозаписи, быт, портреты и т.д. Сбор такого банка – процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в систематической работе по созданию и применению электронных презентаций. Учащиеся здесь – первые помощники.

Литература:

  1. Стародубцев В.А. Использование современных компьютерных технологий в инженерном образовании: Учебное пособие/В.А. Стародубцев. – Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2008. – 70 с.
  2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. - 156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дисциплина, интерактивное обучение, обучение, самостоятельная работа учащихся, развитие, процесс, дистанционное образование, образование, обмен информацией, учебный процесс.

Похожие статьи

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном...

В процессе поиска определения, которое бы отражало новое содержание учебных взаимодействий, появился термин интерактивное обучение. Понятие интерактивности заимствовано из «символического интеракционизма» рассматривающего взаимодействия...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Сетевые технологии для организации образовательного...

непрерывное образование, онлайн-образование, дистанционное обучение, социальная сеть, смешанное обучение.

- дистанционное обучение (дополнительные самостоятельно осваиваемые студентами курсы, в целях.

Оценка целесообразности использования дистанционного...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. И так что же такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий...

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Перспективы дистанционного образования | Статья в журнале...

Дистанционное обучение – способ получения образования. дистанционное обучение, учащийся, электронная почта, ICQ, педагог, дистанционный педагог, локальный координатор, реальное время, учебный процесс, занятие.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно — заочного и заочного обучений на...

Похожие статьи

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Интерактивное обучение в личностно-ориентированном...

В процессе поиска определения, которое бы отражало новое содержание учебных взаимодействий, появился термин интерактивное обучение. Понятие интерактивности заимствовано из «символического интеракционизма» рассматривающего взаимодействия...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Сетевые технологии для организации образовательного...

непрерывное образование, онлайн-образование, дистанционное обучение, социальная сеть, смешанное обучение.

- дистанционное обучение (дополнительные самостоятельно осваиваемые студентами курсы, в целях.

Оценка целесообразности использования дистанционного...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Внедрение дистанционного обучения в образовательный...

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. И так что же такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий...

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Перспективы дистанционного образования | Статья в журнале...

Дистанционное обучение – способ получения образования. дистанционное обучение, учащийся, электронная почта, ICQ, педагог, дистанционный педагог, локальный координатор, реальное время, учебный процесс, занятие.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно — заочного и заочного обучений на...

Задать вопрос