Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 29.05.2015

Статья просмотрена: 4064 раза

Библиографическое описание:

Халилова Х. М. Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 16-17. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/160/ (дата обращения: 19.10.2018).

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу [1].

В соответствии с Законом «Об Образовании» и Национальной программой по подготовке кадров одной из важнейших задач системы образования является обеспечение средней общеобразовательной школы высококвалифицированными педагогическими кадрами.

О социальной ценности труда учителя узбекский мыслитель, ученый Алишер Навои, живший в XV веке, писал: «Его (учителя) дело самое трудное... Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить... Труд того, кто на пути истины обучил тебя хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны».

Учитель — посредник между обществом и растущим человеком. Он формирует у молодого поколения не только знания, но и научное мировоззрение, национальное сознание и идеалы, позицию гражданина, демократического правового общества, воспитывает духовно-нравственные начала. О важности и значимости выполняемого педагогами дела великий славянский педагог Ян Амос Коменский, живший в XVII веке, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [2].

Анализ мировых тенденций в области педагогического образования свидетельствует о необходимости предъявления высоких требований, как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам учителя. В обобщенном виде основными требованиями к личности учителя являются профессиональная компетентность, интеллигентность, конкурентоспособность, духовность. Все это сможет осуществлять лишь педагог с высокой профессиональной компетентностью и мастерством, что потребует от него значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.

Вместе с тем, природа современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является приоритет образовательных интересов личности над стандартной учебной программой и саморазвития над унифицированным усвоением и «передачей» знаний. Важным фактором в процессе формирования и совершенствования профессионального мастерства преподавателя является его умение находить, изучать и внедрять все новое, передовое, что накоплено в педагогической науке и практике.

Деятельность учителя современной школы должна быть направлена на:

-                   повышение качества образования;

-                   гарантирование установленного уровня образовательных стандартов;

-                   самостоятельное решение творческих и исследовательских задач, то есть учитель должен быть непременно творческой личностью;

-                   возрастание роли и значения духовно-нравственного потенциала педагога; непрерывное овладение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, последними достижениями и передового отечественного и зарубежного опыта;

-                   решение новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний со смежными с педагогикой науками.

В настоящее время можно утверждать, что вопросы педагогического творчества учителей и воспитателей актуальны как никогда ранее. Педагог находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высоких уровней профессионализма и педагогического мастерства.

Суть личностно-ориентированной парадигмы образования состоит в смещении деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, на развитие творческого подхода к педагогической деятельности. Анализ требований к современному учителю показывает, что он должен быть готов к анализу и прогнозированию развития личности обучающихся; осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе; решению комплекса задач, связанных с различными сферами педагогического труда; рассмотрению сложных объектов   педагогического процесса как целостных явлений; согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого; изучению и внедрению передового педагогического опыта.

Учитель должен быть творческой личностью и творчески подходить к своей профессиональной деятельности для достижения высоких результатов в воспитании и обучении молодого поколения. Для этого на протяжении всей своей жизни учитель должен изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт. Результаты бесед, наблюдений, анализа педагогической и методической научной литературы составляют процесс изучения передового опыта. Этот процесс носит аналитический характер, так как вызывает необходимость глубокого анализа педагогических инноваций с целью дальнейшего внедрения их в собственной педагогической практике. Все это предполагает качественный переход от низкого к более высокому уровню профессионального мастерства. Важнейшим условием, определяющим успешность этих процессов выступает непрерывное образование личности учителя.

Педагогическая инновация всегда была показателем настоящего, творческого подхода к педагогической деятельности и основой изучения передового педагогического опыта в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на всех уровнях системы непрерывного педагогического образования.

Профессия учителя одна из наиболее творческих профессий. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он — звено в цепи поколений, Он как бы передаёт эстафету из настоящего в будущее, и это делает его груд таким увлекательным, истинно творческим. Поэтому неудивителен постоянно растущий интерес к исследованию различных аспектов профессионально-педагогической деятельности, к вопросам дальнейшего ее совершенствования, к повышению эффективности и качества труда учителя.

Число работ, посвященных профессии учителя, в последние годы заметно возрастает. Предметом исследования являются многообразные вопросы научной организации труда учителя, структуры профессионально-педагогической деятельности, содержания, форм и методов подготовки и повышения квалификации учителей.

Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах. В настоящее время, в связи с личностно-ориентированным подходом к процессу обучения, очевидна актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога, умеющего быстро реагировать на все педагогические инновации и использовать их в своей педагогической деятельности. Учитель должен всегда творчески подходить к своей профессиональной деятельности и постоянно изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт.

Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь требованием долга, учитель требователен к себе. Важным проявлением педагогического долга является самоотверженность. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на основе профессионального долга и ответственности составляют сущность педагогического такта, который зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 25 от 16 февраля 2006 года «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» отмечается, что повышение квалификации педагогических кадров -- это систематическое обновление профессиональных знаний, умений и навыков по преподаваемой учебной дисциплине или курсу, педагогическим и информационным технологиям, интерактивным методам обучения на основе государственных требований по видам образования [3].

В современных условиях педагогическая деятельность приобретает новые черты, среди которых, особенно важно проектирование влияния педагогического воздействия на развитие личности школьника в ходе урока. Основу педагогической деятельности составляют высокая профессионально-педагогическая квалификация учителя, а так же его умение изучать и внедрять передовой педагогический опыт, как показатель педагогического мастерства.

Итак, резюмируя вышесказанное, можем сказать, что целью педагогического образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

-        высокая гражданская ответственность и социальная активность;

-        реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности;

-        гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям;

-        подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими;

-        высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений;

-        потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

-        физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. C. 15.

2.                  Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания / Ред.-сост. Д. Л. Брудный. — М., 1991. — С. 133–135.

3.                  Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» // Правда Востокаот 16.02.2006 г. № 25

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, передовой педагогический опыт, учитель, Национальная программа, молодое поколение, педагогическое мастерство, педагогическое мышление, педагогическое образование, профессиональная деятельность, профессионально-педагогическая деятельность.

Похожие статьи

Педагогическая деятельность | Статья в журнале «Молодой...»

Педагогическая деятельность. Автор: Марданова Фируза Субхоновна.

Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителяпедагогический долг и ответственность учитель требователен к...

Формирование педагогического мастерства и культуры речи...

педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, знание, Национальная программа, будущий учитель, педагогическое образование, творческий потенциал, Узбекистан, убеждение, способность.

Мастерство педагога в решении...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе.

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие...

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном... Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение...

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство...»

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогическая деятельность | Статья в журнале «Молодой...»

Педагогическая деятельность. Автор: Марданова Фируза Субхоновна.

Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителяпедагогический долг и ответственность учитель требователен к...

Формирование педагогического мастерства и культуры речи...

педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, знание, Национальная программа, будущий учитель, педагогическое образование, творческий потенциал, Узбекистан, убеждение, способность.

Мастерство педагога в решении...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе.

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс...

Формирование педагогических способностей будущего учителя...

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном...

педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие...

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном... Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение...

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство...»

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос