Гражданское воспитание как составная часть всестороннего развития молодёжи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 29.05.2015

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Муминова, Н. А. Гражданское воспитание как составная часть всестороннего развития молодёжи / Н. А. Муминова, А. А. Рузмуратова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/159/ (дата обращения: 17.12.2024).

Гражданское общество, основы которого строятся в Республике Узбекистан — зрелая стадия исторического развития общества. В происходящих на данном этапе развития в Республике Узбекистан демократических преобразований, особую актуальность приобретает проблема выявления, формирования и использования в интересах общества творческого потенциала каждой конкретной личности, По мере развития активности личности, государственности и права в обществе достигается феномен гражданского общества. Гражданское общества строится по мере того, как все члены общества признаются в равной мере свободными — субъектами, обладающими естественным и неотчужденными правами и свободами. Непреходящее значение в этом плане приобретает формирование гражданской активности молодежи.

В настоящее время, рассуждая о стратегии строительства мирной и благополучной жизни, ее законодательных основах, прежде всего необходимо выделить два ее главных принципа:

-        первый — критический анализ опыта развитых демократических государств и внедрение его в процесс построения нового общества в нашей стране;

-        второй — учитывать древнюю и богатую историю нашего народа, его духовные ценности традиции и обычаи;

В своем выступлении глава государства И.Каримов отметил, что «Судьба и будущее создаваемого нами в Узбекистане нового общества зависят, прежде всего, от поддержки народа, от повышения активности людей на местах, их мировоззрения и политического сознания» [1].

Повышение политической и социальной сознательности и активности населения Президентом И. А. Каримовым оценено как вопрос первостепенной важности. «Каждый человек должен бороться за свои права. Для каждого человека вера и убеждения не должны оставаться пустыми словами, а наоборот, если они для него имеют глубокий смысл, беспокоят его совесть и побуждают к постоянным размышлениям, то такой гражданин обязан жить заботами об окружающих его людях, махалле, народе и стране» [2].

Решение указанной задачи неразрывно связано с формированием гражданской активности студентов, так как эта деятельность, возникая под воздействием различных факторов, формирующих их личную позицию, превращается в эффективную побудительную силу самоутверждения личности, а следовательно, содействует процессу демократизации отношений в вузе, сознательному, инициативному творческому отношению к происходящим процессам реформирования всех сфер общественной жизни страны.

Решение указанной задачи неразрывно связано с гражданским воспитанием молодежи, так как эта деятельность, возникая под воздействием различных факторов, формирующих их личную позицию, превращается в эффективную побудительную силу самоутверждения личности, а следовательно, содействует процессу демократизации отношений в вузе, сознательному, инициативному творческому отношению к происходящим процессам реформирования всех сфер общественной жизни страны.

Проблема гражданского воспитания молодежи являлась и является предметом внимания философов, педагогов и других ученых, в том числе на протяжении столетий, и конечно, в философско-педагогических учениях великих мыслителей Востока — Фараби, Беруни, Ибн Сино и др.

Исследование гражданского воспитания молодежи становится все более востребованным. Гражданского воспитания — это развитие у молодежи гражданской активности, самостоятельности, творчества. Это зависит прежде всего, от того, как организован учебно-воспитательный процесс, какими средствами, формами и методами пользуются преподаватели и студенты, какие факторы и условия для достижения этой цели предусматриваются.

«Гражданская активность» — это особая направленность личности с целью улучшения условий всех сфер жизни. Она выражается в той или иной области жизни, в нашем случае — демократическими знаниями. В эту область студент обязан стремиться проникнуть, чтобы изучать и овладеть ценностями демократии.

Известно, что психологическую структуру гражданской активности составляет богатый комплекс весьма значимых для человека жизненных ситуаций, переплетенных друг с другом и взаимообусловленных. Благодаря тому, что в гражданской активности представлено единство мыслительно-эмоциональных и волевых процессов, эта деятельность для студента приобретает личностную близость и протекает интенсивно и плодотворно. В свою очередь, волевые усилия, как необходимый компонент структуры гражданской активности, оказывают действенное влияние на благополучный исход от процесса гражданской активности до положительного его результата.

В построении гражданского общества возрастает роль общественно-гуманитарных наук. Так, философия должна и может превратить в специальный объект исследований-мышление гражданина демократического общества; культурология — демократическую культуру гражданина; история — историю гражданского общества; педагогика — воспитание у граждан и особенно у молодежи, принципов демократизма; этнография демократические традиции узбекского народа и т. п.

Личность демократического типа должна уметь самостоятельно принимать решения в интересах всего общества, государства, оптимально сочетать личное и общенародное, сознавать возможность достижения собственного благополучия лишь в условиях благополучия всех, понимать значение идеи национальной независимости.

Гражданская зрелость человека заключается в осознании им своих отношений с людьми с позиций требований общества к гражданину, в оценке себя по тому, что отдается людям, государству. Гражданская зрелость — это понятие основанное на научном мировоззрении, идейной убежденности в сложном креативном и психологическом состоянии (образовании), суть которого — в осознании личностью своих гражданских прав и обязанностей, в их активной реализации в конкретных делах и поступках.

Содержание процесса гражданского воспитания молодежи состоит в развитии и достижении единства гражданского сознания и гражданской активности обучающегося в различных сферах его жизнедеятельности. Взаимосвязь сознания и активной деятельности раскрывает материализованную основу конечного результата процесса воспитания гражданской зрелости и определяет характер организованного воспитательного воздействия на процесс ее развития.

Если обратиться к компаративному анализу, то можно обнаружить специфические тенденции в формировании гражданской активности молодежи. В Европе, широко соблюдались бихевиористические концепции социальной технологии. Бихевиоризм — практическое моделирование поведения общества, личности. Причем, не силой навязывались людям нормы общественного поведения, на выбор предлагались только целесообразные. В учебных заведениях осуществлялись демократические принципы воспитания — «Молодые граждане», «Гражданское воспитание» (Германия) и т. п., а в бывшей педагогике увлекались «воспитанием себе подобного поколения». Главенствовали авторитарное воспитание, монологическое изречение в воспитании «старшие всегда и во всем правы». Авторитаризм в воспитании вырос вместе с детьми и превращался в авторитаризм в обществе.

Гражданская активность обусловлена пропагандой, внедрением, принятием той или иной идеи. Поэтому профилактика вредных идеологических, псевдодемократических влияний является важнейшим условием гражданского воспитания молодёжи.

В настоящее время ограждение молодежи от социально-нежелательных чужих идей, течений и других чуждых форм общественной мысли, профилактика попадания студентов под влияние таких вредных явлений, как религиозный экстремизм, терроризм и другие приобретают в настоящее время особую актуальность.

В числе критериев гражданского воспитания молодежи рассматриваются осознание и выполнение студентом своих прав и обязанностей гражданина. Их конкретные проявления — знание прав и обязанностей гражданина Республики Узбекистан, развитость социально ценных мотивов участия в общественной деятельности, сформированности и ответственности, отношение к учению и труду, то есть к выполнению гражданских обязанностей.

Таким образом, педагогическая цель гражданского воспитания молодежи — это изменение стереотипа отношения к явлениям жизни, определяющих его потребность и мотивы:

-        во-первых, через убеждение в неправильности или непригодности прежних форм этого отношения в преимуществе новых (на этой стадии лидирующую роль играют стимулы, значимости, будущее положение вещей, перспективы, общественное мнение);

-        во-вторых, через оптимистические эмоции и переживания (лидерами на этой стадии выступают стимулы интереса, эмоциональные стимулы);

-        в-третьих, через включение в просветительскую деятельность, фиксирующую новые черты отношения к этой деятельности и его мотивы (определяющую роль при этом играют стимулы идеала, общественной значимости гражданской активности, эффекта, результата).

Однако, «вместе с тем следует осознать необходимость того, что для достижения конечной цели с учетом быстротечности времени нужно не следовать за событиями, а опережать их, предупреждать любые нежелательные явления, своевременно принимать законы, определяющие основу прогресса и демократического обновления, вносить в них изменения и дополнения, которых требует само время» [3].

 

Литература:

 

1.                  Обеспечение интересов человека, совершенствование системы социальной защиты — наша приоритетная задача. Доклад Президента И.Каримова на торжественном заседании, посвященном 14-летию Конституции РУз. / Народное слово, 8 декабря 2006 г.

2.                  Каримов И. А. Правовая основа нашей жизни и прогресса. Том 11. — Т.: Узбекистан. 2003. — С. 94

3.                  Постановление Президента Республики Узбекистан. О Государственной программе «Год молодежи». // Правда Востока. 29.02.2008 г. № 42.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская активность, гражданское воспитание молодежи, гражданское общество, Узбекистан, гражданская активность молодежи, гражданская зрелость, инициативное творческое отношение, личная позиция, особая актуальность, эффективная побудительная сила.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей

Формирование правовой культуры как условие эмоционально-волевого развития детей раннего юношеского возраста

Похожие статьи

Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового образа жизни учащейся молодёжи

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования

Патриотическое воспитание как основа формирования личности

Развитие культуры здоровья студентов как основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности

Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей

Формирование правовой культуры как условие эмоционально-волевого развития детей раннего юношеского возраста

Задать вопрос