Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: , ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 09.04.2015

Статья просмотрена: 224 раза

Библиографическое описание:

Пилюгина Е. И., Верниенко Л. В., Суховеева Н. Д. Акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 44-46. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/121/ (дата обращения: 20.09.2018).

В статье раскрыты акмеологические основы развития конкурентоспособной личности, рассмотрены детерминанты конкурентоспособности, выделены акмеологические факторы развития конкурентоспособной личности в условиях обучения в вузе.

Ключевые слова: конкурентоспособная личность, полипрофессионализм деятельности, детерминанты конкурентоспособности.

 

Конкурентоспособная личность харктеризуется развитой системой знаний, по сравнению со своими конкурентами, профессиональными навыками и способностями, более высокой квалификацией, способностью достигать поставленных целей при умении решать широкий круг профессиональных задач.

Представленная проблема рассматривается с точки зрения экономики, социологии, педагогики, психологии и акмеологии. Теоретический анализ работ, посвященных жанной проблематики, показал, что предметом исследований являются личностные и профессиональные качества субъекта деятельности, внутренние и внешние условия развития конкурентоспособной личности, системы оценок конкурентоспособности. Однако, конкурентоспособность как научный феномен рассматривается в полной мере в психологии и акмеологии.

В акмеологии конкурентоспособность профессионала исследовалась с точки зрения достижения наивысших вершин специалиста в профессиональной деятельности и творчестве — акме (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов), акмеологических стратегий подготовки конкурентоспособного будущего специалиста в условиях вуза (Н. В. Кузьмина), представлена обобщенная концепция развития профессионала (А.А Деркач, О. С. Анисимов, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, В. Н. Марков, М. Ф. Секач). В акмеологии также рассматривались различные аспекты проявления конкурентоспособности специалистов в различных сферах деятельности управленца на государственной службе (Л. Г. Лаптев), педагога (Н. В. Соловьева), преподавателя вуза (А. В. Гагарин).

Прежде чем рассмотреть понятие конкурентоспособная личность необходимо проанализировать понятие конкурентоспособность.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия. Конкурентоспособность специалиста имеет не только общественную, но и личную значимость, поскольку обеспечивает ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги, создает условия для полноценной профессиональной деятельности и профессионального долголетия. Процесс становления конкурентоспособной, востребованной обществом личности начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на протяжении всей ее жизни [4].

Анализ данных определений, позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность — интегративное, системное и динамическое качество личности, включающее в себя такие понятия, как: компетентность, конкурентоопределяющие личностные качества, акмеологическую направленность личности.

Развитие конкурентоспособной личности является одним из основных ориентиров современного образования и представлено как динамическое качество личности. Это дает основание для утверждения, что основы конкурентоспособности закладываются в системе общего образования; в системе высшего профессионального образования закладываются основы социально–профессиональной конкурентоспособности, которые развивается в процессе самореализации личности как гражданина, так и специалиста.

Сегодня конкурентоспособность выпускника определяется его профессиональной компетентностью, в которой специальные знания должны совмещаться с навыками общения, основами личностного роста, самодиагностики и других свойств. В условиях высокой конкуренции на рынке труда появляются новые формы представления соискателем своих профессионально-значимых достижений, позволяющих работодателю оценить его по разнообразным параметрам [2].

Вузовское образование является лишь одним из этапов профессиональной подготовки. Очень важно сформировать у будущего выпускника необходимые профессионально-личностные качества личности, а также умения самому создавать вокруг себя условия, благоприятствующие профессиональному росту и самосовершенствованию при наличии навыков и умений самоанализа в целях акмеологического развития.

По мнению В. А. Бодрова, профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» [1].

Основной целью профессионального образования в этой связи становится формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств конкурентоспособной личности. Это, в свою очередь, остро ставит проблему организации учебно-воспитательной деятельности на основе системного, комплексного подхода к обучению специалистов профессий «человек-человек», что требует создания условий усвоения студентом творческого отношения к освоению таких необходимых сегодня профессиональных умений, как умение вступать в диалог с коллегами, умение публично высказывать свою точку зрения, умение аргументированно доказать свою точку зрения, умение вызывать интерес к своей позиции у единомышленников и оппонентов, умение уважать и понимать точку зрения собеседника, умение критично относиться к высказываемым суждениям, умение управлять своими эмоциями, умение работать со специальным психологическим текстом, выделять главное из представленного материала и ряд других [4, 5].

Одним из факторов этого может выступить представленный в отечественной науке психолого-акмеологический подход, основанный на формировании творческой готовности выпускника вуза к конструктивному решению профессиональных задач, что и лежит в основе подготовки будущего конкурентоспособного специалиста (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. Д. Гусева, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач).

Можно предположить, что оптимизация процесса поэтапного личностного и профессионального роста будущего специалиста-психолога потребует, прежде всего, реализации двух главных условий: развитие мотивации к самостоятельной работе, активность и направленность студента на достижение целей в разных видах деятельности и личностно-ориентированное образование, основанное на деятельностных формах освоения профессиональных умений и навыков. В акмеологии дается определение конкурентоспособного специалиста как специалиста, обладающего комплексной личностной потребностью в соединении узкого профессионализма и универсализма, акмеологической потребностью в саморазвитии, интегративными акмеологическими качествами, обеспечивающими его профессиональную успешность в конкурентной среде интеллектуальная зрелость, ресурсность, эффективные межличностные коммуникации, профессионализм в сфере государственного управления. Акмеологические составляющие профессионализма являются одновременно базовыми элементами развития конкурентоспособного специалиста, то есть профессионализм — это базовый уровень конкурентоспособности специалиста, обеспечивающий необходимую совокупность характеристик, свойств и качеств личности для её дальнейшего развития, который на следующем этапе должен сопровождаться выходом на уровень овладения компетентностями. Интегративным критерием эффективности акмеологической системы развития конкурентоспособности специалиста является степень удовлетворения потребностей работодателя [5].

В качестве акмеологических условий развития конкурентоспособного специалиста в условиях обучения в высшей школе представляются: профессиональные способности, акмеологическая направленность, положительная ориентация па профессию, мотивация на достижение чувствительность к объекту профессионального воздействия, направленность на самосовершенствование, саморазвитие, самопознание. самосовершенствование.

Конкурентными приоритетами бедующих профессионалов выступают высокая квалификация и полипрофессионализм. Обучение студентов высшей школы полипрфессионализму деятельности перспективно. Получение дополнительной специальности по смежной профессии способствует поышению конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Таким образом, развитие конкурентоспособности личности в системе высшего образования должно предусматривать подготовку специалистов современного типа, владеющих интегрированными знаниями, навыками, умениями и компетенциями, обладающих высокой общей и профессиональной культурой, позволяющей быть гибкими в новых социально-экономических условиях.

 

Литература:

 

1.         Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие. — М., 2001.

2.         Деркач А. А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. № 1. 2014. С. 6–15

3.         Климов Е. А. Психология профессионала. Избр. психологические труды. — М.; Воронеж, 1996.

4.         Терелянская, И. В. Психологическое сопровождение развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза: диссертация... кандидата психологических наук: Нижний Новгород, 2012 220 c.: 61 12–19/505

5.         Шехтер М. М. Акмеологический подход к формированию конкурентоспособности будущего специалиста-психолога в условиях вуза: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Иваново, 2004 201 c.

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособная личность, конкурентоспособный специалист, рынок труда, высокая квалификация, высшая школа, профессиональный рост, динамическое качество личности, детерминант конкурентоспособности, конкурентоспособность специалиста, условие обучения.

Ключевые слова

конкурентоспособная личность, полипрофессионализм деятельности, детерминанты конкурентоспособности.

Похожие статьи

Акмеологические детерминанты развития...

конкурентоспособная личность, конкурентоспособный специалист, рынок труда, высокая квалификация, высшая школа, профессиональный рост, динамическое качество личности...

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности.

Формирование компетенций конкурентоспособного технического...

технический специалист, конкурентоспособная личность, компетенция, будущий технический специалист, рынок труда, процесс обучения, Прикладная информатика, информационная культура, модель...

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда.

К специальным компетенциям, формирующие конкурентоспособность личность на рынке...

Основные пути формирования лидерских качеств...

технический специалист, конкурентоспособная личность, компетенция, будущий технический специалист, рынок труда, процесс обучения, Прикладная информатика, информационная культура, модель...

Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных...

Проблема профессионального развития и саморазвития конкурентоспособности студентов — будущих специалистов изучается в

Настало время пересматривания и адекватной оценки реальной значимости конкурентоспособной личности в различных сферах жизнедеятельности.

Проблема развития конкурентоспособности бакалавров...

‒ между необходимостью развивать конкурентоспособную личность студента в процессе

в вузе», «Развитие конкурентоспособности будущего специалиста как актуальная проблема современного образования».

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда

Современный специалист — это активная, творческая, профессионально и социально зрелая личность.

Иностранный язык как составляющий фактор... | Молодой ученый

Во многих исследованиях международных рынков труда отмечается

Наряду с этим возникает идея фактора конкурентоспособности или папки индивидуальных достижений современного специалиста, что становится все более популярным в нашей стране в последнее время.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Акмеологические детерминанты развития...

конкурентоспособная личность, конкурентоспособный специалист, рынок труда, высокая квалификация, высшая школа, профессиональный рост, динамическое качество личности...

Формирование конкурентоспособной личности в условиях...

Понятия «компетенция», «компетентность», «конкурентоспособная личность» достаточно активно используются применительно ко многим видам жизнедеятельности молодого человека и обозначают высокое качество его профессиональной деятельности.

Формирование компетенций конкурентоспособного технического...

технический специалист, конкурентоспособная личность, компетенция, будущий технический специалист, рынок труда, процесс обучения, Прикладная информатика, информационная культура, модель...

Основные аспекты конкурентоспособности на рынке труда

Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда.

К специальным компетенциям, формирующие конкурентоспособность личность на рынке...

Основные пути формирования лидерских качеств...

технический специалист, конкурентоспособная личность, компетенция, будущий технический специалист, рынок труда, процесс обучения, Прикладная информатика, информационная культура, модель...

Развитие конкурентоспособности будущих учителей начальных...

Проблема профессионального развития и саморазвития конкурентоспособности студентов — будущих специалистов изучается в

Настало время пересматривания и адекватной оценки реальной значимости конкурентоспособной личности в различных сферах жизнедеятельности.

Проблема развития конкурентоспособности бакалавров...

‒ между необходимостью развивать конкурентоспособную личность студента в процессе

в вузе», «Развитие конкурентоспособности будущего специалиста как актуальная проблема современного образования».

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Повышение качества подготовки специалиста как условие его...

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда

Современный специалист — это активная, творческая, профессионально и социально зрелая личность.

Иностранный язык как составляющий фактор... | Молодой ученый

Во многих исследованиях международных рынков труда отмечается

Наряду с этим возникает идея фактора конкурентоспособности или папки индивидуальных достижений современного специалиста, что становится все более популярным в нашей стране в последнее время.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос