Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Старжинская, М. А. Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников / М. А. Старжинская, Л. В. Миргородская, Г. И. Рязанова, Л. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3141/ (дата обращения: 24.04.2024).



Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. В этом возрасте главное — не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно пробудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены [1; с.6].

В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Поскольку культура и образование идут рядом, образование должно быть проводником в мир культуры, особенно — культуры безопасности [2; с.4].

Культура безопасности — это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно — эстетическое, художественно — эстетическое развитие, эмоциональное восприятие, позволяющее распознать, предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно, обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности [4].

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения — не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны [3].

Повышение родительской компетентности — одно из наиболее важное направление образовательной работы дошкольного образовательного учреждения. Современная семья по объективных причинам нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей, формирования основ безопасности. Известно, что родители с момента рождения ребенка, в период его младенчества и раннего детства остро нуждаются в помощи специалистов, но получают ее далеко не всегда своевременно. Взаимодействие семьи и педагогов может состояться только тогда, когда есть значимая ценность — это здоровье и безопасность ребенка.

Многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности у дошкольников. В итоге родители выбирают непродуктивные тактики воспитания, что приводит к конфликтам в семье, проблемам социализации детей, психологическим травмам. В этой связи выбор задач родительского образования определяется целями осмысления и преодоления в сознании родителей типичных проблем семейного воспитания.

Для благополучия ребенка, его безопасности важно выбрать четкую стратегию сотрудничества. С этой целью нами были определены задачи педагогического взаимодействия с родителями по формированию культуры безопасности дошкольника: направленность родителей на ребенка, ориентация семьи на формирование основ культуры безопасности у дошкольника; обеспечение безопасности ребенка в домашних условиях, на природе; формирование специальных знаний в области культуры безопасности (психологические, педагогические, правовые, медицинские, общая эрудиция родителей); освоение родителями основ личностно- ориентированной педагогики общения с детьми; формирование практических навыков воспитания личности безопасного типа, непосредственное участие родителей в образовании детей; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований учреждения дошкольного образования и семьи в вопросах безопасности детей.

План сотрудничества предполагает несколько направлений: информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности); познавательно- практическое (ознакомление с образовательной программой детского сада, особенностями формирования у дошкольников культуры безопасности; формирование у родителей знаний и умений в области БЖД, знакомство со всеми культурными практиками по формированию культуры безопасности ребенка (игра, продуктивная, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), целенаправленное образование своих детей в детском саду и семье); наглядно-информационное (ознакомление родителей с работой учреждения дошкольного образования по формированию у детей культуры безопасности); — досуговое (установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми в процессе совместных мероприятий, партнерское взаимодействие взрослого и ребенка).

Анализ практики взаимодействия с родителями воспитанников учреждения дошкольного образования свидетельствует, что наиболее продуктивными методами работы с родителями являются методы, включающие три вида активности: мышление, действие и речь, эмоционально-личностное восприятие информации

Таблица 1

Нетрадиционные формы организации общения педагогов иродителей

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических опросов

«Почтовый ящик»

Индивидуальные блокноты

Ознакомление родителей с особенностями воспитания культуры безопасности старших дошкольников

Проведение собраний Консультаций

Познавательные

Формирование у родителей практических навыков

Мини-собрания

Устные педагогические журналы

Игры с педагогическим содержанием

Наглядно-информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой ДОУ воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей

Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Выпуск стенгазет

Взаимодействие педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Остановимся подробнее на некоторых формах общения педагога с родителями дошкольников.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но от этого следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Не следует читать текст «по бумажке», не отрываясь. От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров, использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Так же используются новые нетрадиционные познавательные формы, такие как: «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Ещё одной формой для установления связи с семьёй являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность заключается в активном участии и воспитателя и родителей.

Проводятся тематические консультации, которые организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Задачей досуговых форм организации общения является установление тёплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе. Благодаря таким праздникам создаётся эмоциональный комфорт в группе, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Подытоживая вышесказанное, мы видим, что каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. — 144 с.
  2. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС. А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 384–386.
  3. Косолапова Л. А. Экспериментально-аналитическое обучение педагогике: концептуальная модель // Российский научный журнал. — 2011. — № 2. — С. 98–107.
  4. Мошкин В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. Дошкольная педагогика. -2013. — № 10. — С. 6–11.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, воспитание детей, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, культура безопасности, ознакомление родителей, педагог, ребенок.

Похожие статьи

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, семья, родительская компетентность, родитель, ребенок, семейное воспитание, повышение компетентности родителей, укрепление здоровья...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная жизнь, обучение детей.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба...

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

Говоря о психолого-педагогическом просвещении родителей, важно отметить два уровня этого процесса: ‒ теоретический, т. е. ознакомление с возрастными особенностями детей; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье и т. п.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании... детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Похожие статьи

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, семья, родительская компетентность, родитель, ребенок, семейное воспитание, повышение компетентности родителей, укрепление здоровья...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная жизнь, обучение детей.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детско-родительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба...

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях...

Говоря о психолого-педагогическом просвещении родителей, важно отметить два уровня этого процесса: ‒ теоретический, т. е. ознакомление с возрастными особенностями детей; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье и т. п.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, ребенок, семья, детский сад, дошкольное учреждение, педагог, образовательное учреждение, домашнее воспитание, дифференцированный подход, возможность.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании... детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Задать вопрос