В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016–2020 годы на современном этапе требуется кардинальное изменение системы управления качеством образования. В связи с этим необходимо масштабное развитие компетенций педагогических кадров, повышение социальной направленности (ответственности) системы образования, формирование у молодого поколения основ безопасной жизнедеятельности — как стиля жизни, развитие творческих способностей и активной гражданской позиции, а также востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
В связи с внедрением ФГОС ДО глобальные изменения претерпевает и современная система дошкольного образования. Одной из основных особенностей является уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, обеспечению условий саморазвития. «В связи с этим на первый план выходят такие понятия, как самоопределение, самоорганизация, духовное саморазвитие, самобытность и личностное творчество, культура взаимопонимания и взаимодействия субъектов воспитания, взаимодействие и взаимопроникновение участников образовательного процесса, отношение к ребенку и детству как к уникальному периоду жизни» [1].
Соответственно, спектр управленческих обязанностей и квалификационных требований, предъявляемых к современному руководителю ДОУ ощутимо расширился. Заведующий детским садом должен осуществлять руководство образовательным учреждением «в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. Определять стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимать решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения в различных программах и проектах, обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении. Создавать условия для внедрения инноваций, обеспечивать формирование и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования» [3]. Таким образом, руководитель ДОУ должен реализовать основную функцию — «обеспечение права на качественное дошкольное образование, создающее условия и равные возможности для полноценного развития в период дошкольного детства» [1].
Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса в современном ДОУ напрямую зависит от инновационной деятельности руководителя детского сада: «обновление содержательных и организационных основ управленческой деятельности, использование в работе разных видов системного анализа, поиск методологически выверенных путей, средств, условий внедрения инновационных технологий» [1].
В основе обновления управления образовательной деятельностью ДОУ лежат следующие принципы:
- Гуманизация. Обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, ценностное отношение друг к другу.
- Демократизация. Предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.
- Культуросообразность. Обеспечивает устойчивое социокультурное развитие и сохранение единства образовательного пространства в условиях открытого информационного общества. Способствует умению ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
- Стандартизация. Данный принцип предполагает соблюдение федеральных государственных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.
- Развитие и саморазвитие.
- Систематичность. Предполагает наличие единых и последовательных линий развития и воспитания.
- Педагогическая компетентность. Подразумевает личностную готовность к преобразованиям и заинтересованность в повышении качества обучения и воспитания детей, коммуникативная компетентность.
- Обеспечение эмоционального благополучия, создание условий для самореализации.
Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении.
Исследователи Н. Н. Лященко, Л. И. Фалюшина, М. М. Поташник предлагают стадийный алгоритм создания организационной «модели управления качеством образовательного процесса:
- Анализ исходного состояния образовательного процесса.
- Целеполагание, планирование, прогнозирование.
- Условия эффективности образовательного процесса.
- Контрольно-оценочная деятельность.
- Коррекция и регуляция целеполагания в зависимости от полученного результата.
- Итоговый анализ результатов образовательного процесса в ДОУ» [2].
Таким образом, грамотно организованное управление качеством образовательного процесса ДОУ сможет активизировать профессиональный потенциал педагогов, будет способствовать достижению задач, стоящих перед современным дошкольным учреждением.
Литература:
- Вознюк Н. Ю. Управление ДОО — творческий инновационный процесс // Управление ДОУ. — 2015. — № 6. — С. 22–24.
- Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в современном детским саду // Управление ДОУ. — 2015. — № 4. — С. 47.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Романенко Е. В. Управление ДОУ в современных условиях [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 77–79.

