Автор: Фисенко Елена Фёдоровна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 27.01.2018

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Фисенко Е. Ф. Открытое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе по темам «Времена года. Зима. Погода», «В магазине» // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3087/ (дата обращения: 18.02.2018).



Тема: 1. Восприятие и различение речевого материала по темам: «Знакомство», «Времена года. Зима. Погода»., «В магазине».

2. Дифференциация согласных С и З; автоматизация гласных звуков А и О. Выделение ударения в словах.

Цели:

‒ выработка слуховых и зрительных дифференцировок;

‒ выработка удлинённого выдоха;

‒ развитие представлений о времени года и погоде зимой;

‒ выработка умения отвечать на вопросы о себе;

‒ научить вести простой диалог с продавцом магазина;

‒ развитие слухового внимания и памяти;

‒ обогащение и уточнение словаря.

Оборудование: Верботон Г-20, вибростол, компьютер, коммуникативные, пальчиковые игрушки, необходимый инвентарь для игры «В магазине».

Ход занятия.

Каждое занятие начинается с организационного момента. Это необходимо, чтобы понять, слышит ребенок в индивидуальных аппаратах или нет, при необходимости заменить батарейку, а также под ребенка настроить верботональную аппаратуру Верботон Г-20.

Изученный материал дается за экраном. Если ребенок не берет материал за экраном — слухозрительно.

Организационный момент.

Даша, поздоровайся. / — Здравствуйте.

— Как ты слышишь? / — Я слышу хорошо. (Я слышу плохо.)

— Расскажи о себе. / — Меня зовут … …. Мне … лет. Я учусь в третьем классе.

— Попроси меня рассказать о себе. /- Расскажите о себе, пожалуйста.

— Меня зовут Е. Ф. /- Вас зовут ….

— Мне … лет. /- Вам … лет.

— Я работаю учителем. /- Вы работаете учителем.

Формирование произношения.

Чтобы ребенок правильно произносил слова и предложения, необходимо научить его правильно дышать во время произношения. Поэтому в начальной школе провожу дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Будем дышать. / — Будем дышать.

— Встань. Положи одну руку на грудь, а другую на живот:

вдох выдох

вдох выдох

вдох а__ о__а__о__а__о__

вдох о__а__о__а__о__а___

вдох c___________

вдох з___________

вдох с________ з ______

— Сядь. / — Я села.

— Будем говорить звуки А — О. / — Будем говорить звуки А — О.

А А О__ О__А А А О__А

А А О__ О__А А А О__А

А А О__ О__А А АО__А

— Послушай слова: Морковь, молоко, погода, мороз, холодно.

— Поставь ударение в словах.

— Выбери слова к этим звуковым схемам

— Послушай, какое слово я назову.

— Будем говорить слоги. / — Будем говорить слоги.

— Произнести на одном дыхании.

Вдох — СИ — СА — СО — СУ — СИ — выдох.

Вдох — ЗИ — ЗА — ЗО — ЗУ — ЗИ — выдох.

СА — ЗА — СА

ЗА — СА — ЗА

СА — ЗА — ЗА — СА

ЗО — СО — СО — ЗО

СУ — ЗУ — СУ — ЗУ

СИ — ЗИ — ЗИ — СИ

— Будем говорить слова. / — Будем говорить слова.

Игра «Скажи наоборот»:

Соя — _____, зуб — _____, Лиза — ______,

коса — ______, сайка — ______, Сима — ______.

— Напиши слова. Поставь ударение.

— Сядь на вибростол.

— Послушай, какое слово я назову.

Чтобы лучше распознать звук С или З в словах, помогает вибростол. Звук З произносится с голосом, происходит вибрация и ребенок ощущает ее.

Будем говорить предложения. / — Будем говорить предложения.

Включаю презентацию на тему «Зима. Погода».

Зима, весна, лето, осень — времена года.

Допиши предложение:

Декабрь, январь, февраль — _________________.

— Будем отвечать на вопросы о погоде.

— Какое сейчас время года?

— Сейчас ….

— Сегодня холодно?

— Да, сегодня холодно. Нет, сегодня не холодно.

— Идёт снег?

— Да, снег идёт. Нет, снега нет.

— Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха?

—Температура воздуха плюс (минус) … градусов.

D:\XE\Desktop\121.png D:\XE\Desktop\122.png

D:\XE\Desktop\123.png D:\XE\Desktop\1234.png

Слуховое восприятия текста.

На предыдущих занятиях мы разбирали текст-диалог «В магазине». В тексте слова со звуками, над которыми работали. Вот такой текст получился.

‒ Зи́на, сходи́ в магази́н и купи́ паке́т молокá и сметáну.

‒ Хорошо́ ма́ма.

‒ Положу́ де́ньги в кошелёк, что́бы не потеря́ть. Вот и магази́н.

‒ Э́то молоко́ све́жее?

‒ Да.

‒ Возьму́ его́. А где стоѝт сметáна?

‒ На вéрхней пóлке.

‒ Спасѝбō. Ско́лько я дōлжнá заплати́ть?

‒ Вы должны́ девянóстō пять рубле́й.

‒ Вот, пожа́луйста, сто рублей.

‒ Ва́ша сда́ча. Спаси́бо за поку́пку.

‒ Ма́ма, я принеслá молоко́ и сметану.

‒ Молоде́ц, до́чка!

На компьютере картинки по содержанию текста, если ребенок не помнит реплику из диалога, то есть всплывающие подсказки. Потом выборочно проговариваю предложения за экраном. Ребенок воспринимает их сначала с помощью аппаратуры Верботон Г-20, а потом с помощью ИСА. В заключение занятия предлагаю поиграть. Для этого есть пальчиковые фигурки мамы, дочки и продавца. Выбираем инвентарь для магазина, распределяем роли и играем.

Итог занятия.

Что ты делала на занятии? / — Я слушала и говорила слоги, слова, предложения, отвечала на вопросы, играла в магазин.

— Спроси, какая у тебя оценка? / — Какая у меня оценка?

Литература:

  1. Программа для классов специальных коррекционных (образовательных) учреждений I — II вида под редакцией К. Г. Коровина, А. Г. Зикеева и др., 2006 г.
  2. К. А. Волкова «Произношение». Учебник для 3–4 классов школ глухих, Москва, «Просвещение», 1985
  3. Т. Р. Соколовская «Развитие слухового восприятия глухих учащихся», М., «Просвещение», 1987.
  4. Л. М. Быкова «Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов», М., «Просвещение», 1989.
  5. Л. П. Назарова. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха», учебное пособия для вузов, ГИЦ «Владос», 2010.
  6. Речитская Е. Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. — Л., 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): слухового восприятия, «В магазине», развитию слухового восприятия, «Времена года, темам «Времена года, Открытое занятие, формированию произношения, слухового восприятия глухих, развития слухового восприятия, классов школ глухих, текст-диалог «В магазине», глухих учащихся начальных, автоматизация гласных звуков, глухих школьников младших, различение речевого материала, купи́ паке́т молокá, пальчиковые фигурки мамы, аппаратуры Верботон Г-20, классов специальных коррекционных, Выделение ударения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос