Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 18.01.2018

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Тимохина Р. В., Бурейко И. А. Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3064/ (дата обращения: 26.05.2018).



ФГОС ДО включает в себя требования к Программе и её ориентирам, помогающей реализовать Стандарт.

К целевым ориентирам относятся социальные и психологические характеристики ребёнка:

– показатели сохранности и укрепления здоровья детей, развитие крупной и мелкой моторики;

– самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, инициативность;

– открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и другим, уверенность в своих силах;

– способность к волевым усилиям, следования правилам безопасного поведения и социальных норм, усвоение навыков личной гигиены;

– проявление любознательности, склонности наблюдать, исследовать, экспериментировать, способность принимать собственное решение;

– способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству.

Дошкольная организация обеспечивает детям:

– безопасность;

– охрану здоровья;

– эмоциональное благополучие;

– равные возможности развития каждого ребёнка;

– максимальную реализацию потенциала воспитанника в различных видах деятельности.

Развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса невозможно без введения нового, нетрадиционного, т. е. новшества, инновации.

Каковы мотивы нашего обращения к новым формам работы — инновациям:

– существующие воспитательно-оразовательные проблемы и необходимость нахождение путей их решения;

– желание улучшить воспитательно-образовательную работу, сделать её более разнообразной и интересной для дошкольников;

– недостаточная удовлетворенность достигнутыми результатами, намерение их улучшить.

Работая в группе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, обнаружили противоречия между разным уровнем развития эмоционально-волевой и познавательной сферой, возникающими трудностями усвоения материала общеобразовательной программ детьми и высоким уровнем требований речевого и познавательного развития детей при поступлении в школу.

Вызвать интерес к занятию, развить адекватные эмоциональные реакции, внимание, мышление, воображение очень непросто.

Использование всевозможных методов, считавшихся совсем недавно новаторскими, как то игровые методы, драматизация, сказка-терапия повышает заинтересованность детей, но хотелось добиться ещё больших результатов.

Одна из таких возможностей появилось после участия в работе семинаров по ТИРЗ-педагогике и знакомства с Программой формирования творческих способностей дошкольников с помощью решения изобретательных задач и методов развития воображения». Основываясь на мировом опыте развития воображения (Г. С. Альтшуллера, М. М. Зиновкиной, Д. Б. Эльконина) Ульяновские педагоги создали свои методы, адаптированные для работы с дошкольниками. Приёмы и методы, методики и технологии ТРИЗ — педагогики были использованы нами в работе с детьми, начиная с младшей возрастной группы. Игры с детьми с использованием методов ТРИЗ-педагогики, знакомство с «волшебной дорожкой», «системным оператором», использование технологических цепочек и алгоритмов помогает формированию различных речевых навыков, мышления, логически, фантазии и творчества.

Рис. 1. Знакомство малышей с «волшебной дорожкой»

Настоящие инновации появились в моей работе тогда, когда на базе ДОУ была открыта Московская Городская экспериментальная площадка «Сотрудничество субъектов образовательного процесса в рамках ученического проектирования» по теме «Пропедевтика проектной деятельности учащихся на начальном этапе образования» под научным руководством Л. М. Клариной, кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника ИРДО РАО и НИИ ИСРОО МДО.

Ребенок (как, впрочем, любой человек) способен действовать как субъект, если у него, во-первых, появляется мотивация — возникает желание осуществить свой замысел («Хочу это сделать!»), во-вторых, если он, с одной стороны, верит в свои силы, с другой — владеет средствами и способами тех видов деятельности, которые необходимы для его осуществления («Могу это сделать!»), и если он способен мобилизовать собственные ресурсы (интеллектуальные и физические), волю, внимание и т. д. — все, что требуется для выполнении этих видов деятельности в наличествующих условиях их протекания («Буду делать!»)

Цель нашей экспериментальной работы состояла в том, чтобы выявить и создать такие психолого-педагогические условия, при которых ребенок начинает действовать как субъект. Когда у дошкольника возможно появление «хочу что-то сделать» (появилось желание осуществить какой-то замысел), «могу сделать» (овладел способами осуществления замысла), «буду» (может мобилизовать и волю для выполнения) по отношению к общественно одобряемым действиям и поступкам. Основой создания таких условий стала совместная проектная деятельность дошкольников и взрослых.

«Для того, чтобы субъектность ребенка развивалась, необходимо участие взрослого», т.е по Слободчикову В. И. должна возникнуть «детско-взрослая событийная общность».

В самом деле, для того, чтобы у ребенка появлялось осознанное желание делать что-либо (иначе говоря, для того, чтобы он становился субъектом собственных желаний), он должен быть включен в интересующую его деятельность, поддерживаемую взрослым.

При этом взрослый организует общение так, чтобы ребенок мог осознать свое желание действовать, необходимость предстоящих действий для достижения желаемого результата. Но для того, чтобы детско-взрослая деятельность приносила воспитательно -обучающую пользу, она не должна быть самопроизвольна.

Таким образом, появляется педагогический проект, одной из задач которого организовать проектную деятельность и привлечь к ней всех участников — субъектов образовательного процесса, добиться возникновения детско-взрослых и детских проектов.

По нашему мнению, проектная деятельность с дошкольниками является инновацией.

На основании вышесказанного можно выделить следующие этапы инноваций:

– этап зарождения идеи (знакомство с новыми методами и возникновения желания использовать их в условиях работы с речевыми детьми);

– этап проектирования, т.е на этом этапе происходит создание нововведения, то есть воплощения новой идеи в определенный раздел, коррекционной программы;

– этап реализации нововведения — заключается в практическом применении, корректировке, доработке нового;

– оценочный этап — получения эффекта от нововведения, после чего оно существует и продолжает использоваться или отмирает, как не имеющий нужного эффекта;

 этап распространения нововведения.

Примером учёта всех принципов ФГОС и этапов инновоций в работе, в частности, сотрудничества с семьёй может являться наша работа над педагогическим проектом «Формирование у дошкольников подготовительной группы мотивации к школьному обучению».

В рамках этого проекта возникали и осуществлялись детские групповые и межгрупповые и детско-взрослые проекты:

– «Вместе — дружная семья» (с привлечение старших сестёр и братьев школьников) — о понимании своего настоящего статуса воспитанника детского сада и дальнейшего его изменения при поступлении в школу;

– «И мамы когда-то здесь тоже бывали»- интервью мам «А Вы ходили в детский сад?" с составлением фотоальбома и маминых рассказов;

– «Чтоб водить корабли или доктором стать, нужно, прежде всего, в школе много узнать» — мастер-классы мам по своим профессиям (повар, врач, стюардесса и т. д.);

– «Лента времени» — создание панно с воспитанниками разных поколений от мам, пап братьев и сестёр до настоящих воспитанников группы. Во всей этой многоплановой работе так же выполнялись принципы, предложенные ФГОС.

Нужно сначала выявить проблему, постараться выяснить причину её возникновения, наметить пути решения (методы, приёмы, технологии). Привлечь к решению помощников — родителей, специалистов, педагогов, наметить пути работы, добиться их выполнения, проанализировать результаты, достижения и недостатки, (рефлексия), поделиться достижениями или ошибками с коллегами.

Использование этих нововведений дало результат: у детей появилась мотивация к творческой речевой деятельности, повысилась речевая компетенция, расширился словарь, появились образные выражения и фразеологизмы, выработался навык монологической речи и желание публичного выступления, появилось желание заниматься экспериментально- исследовательской деятельностью.

Используя проектный метод в работе с детьми, смогли достигнуть высокого уровня познавательного интереса.

Своими успехами делились на семинарах-практикумах как внутри дошкольного учреждения, на окружных методических объединениях и на V общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».

Рис. 2. Фото к проекту «И мамы когда-то здесь тоже бывали»

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образованияИздательство: Центр педагогического образования, 2014 г.
  2. ФГОС Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. Веракса Николай Евгеньевич Мозаика-синтез, 2016 г.
  3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288с.
  4. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).4
  5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): субъектов образовательного процесса, деятельность дошкольников, проектная деятельность, ходе выполнения ФГОС, проектная деятельность дошкольников, дошкольного образования, «И мамы, «волшебной дорожкой», детьми старшего дошкольного, Проектная деятельность дошкольников, детского сада, ФГОС Основная образовательная, Педагогическое проектирование, творческих способностей дошкольников, этап реализации нововведения, области дошкольного образования, желание публичного выступления, общеобразовательной программ детьми, дошкольников подготовительной группы, принципов ФГОС.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос