Автор: Ишкова Юлия Сергеевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 28.12.2017

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Ишкова Ю. С. Конфликтологическая компетентность современного педагога // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 11-12. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3034/ (дата обращения: 24.02.2018).



Воспоминания о конфликтах, часто правило, вызывают неприятные ассоциации (угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды). В результате сложилось мнение, что конфликт всегда явление негативное, нежелательное для любого из нас, особенно для педагогов, которые сталкиваются с конфликтами чаще других. Обилие частных групп развития детей и детских садов, наличие разных программ воспитания и обучения, изменение уровня жизни, введение ФГОС, динамичные процессы взаимодействия поколений с разным жизненным опытом и разными возможностями саморазвития изменило взаимоотношения в системе «педагог — родитель». В наше время социальная ситуация диктует определенные условия организации взаимодействия педагогов и родителей. Стремительно происходящие в стране изменения без соответствующей конфликтологической подготовки не дают педагогу возможности осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации. Н Подогов не научили предупреждать и разрешать конфликты в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Однако только при сознательном принятии преобладающих в обществе ценностей и готовности к инновациям педагог способен научиться решать стоящие перед ним противоречия.

Весь педагогический процесс характеризуется многообразием противоречий, отражающих систему общественных отношений в стране, а также вытекающих из логики педагогического процесса. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы не допустить (или, по крайней мере, максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших противоречий.

Образовательная организация, которая дорожит своим имиджем, стремится к тому, чтобы каждый сотрудник обладал навыками работы с детьми, педагогами и родителями, не провоцировал конфликты, умел разрешать конфликты и соответствовал бы статусу организации. В результате возросла роль каждого специалиста, работающего в детском саду или в школе. Существует противоречие между запросом современного общества в педагогах, умеющих предотвращать и конструктивно разрешать возникающие конфликты, и состоянием их реальной профессиональной подготовки в этой сфере, что свидетельствует о необходимости учета психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях. Стремясь избегать конфликтов, педагоги не умеют предвидеть конфликтные ситуации. Вместе с тем, угроза возникновения конфликта между педагогом и родителями вызывает у педагога состояние постоянного нервного напряжения.

Отличительной чертой конфликта в диаде педагог — родитель является то, что интересы участников конфликта, как его субъектов, не могут не сказываться на интересах ребенка и развитии его как личности. Очень часто ход и разрешение конфликтов происходит на обыденно-житейском уровне, что можно объяснить отсутствием необходимой подготовки педагога к профилактике и конструктивному разрешению конфликтов.

На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества, особого внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в профессиональной деятельности для предупреждения и разрешения различных межличностных конфликтов, в том числе конфликтов, возникающих в образовательном процессе дошкольных учреждений с родителями воспитанников. Именно поэтому в последнее время все чаще и чаще появляются запросы от образовательных учреждений на обучение персонала современным методам работы с клиентом. Назрела необходимость каждому педагогу обладать конфликтологической компетентностью — совокупностью конфликтологических знаний, технологических умений и опыта, систематизированных и адаптированных к педагогической профессии. Это одно из направлений работ Баныкиной С. В., автора концепции и создания первой в России конфликтологической службы образовательного учреждения, разработки российской модели конфликтологического образования, образовательных программ дополнительного профессионального образования и учебных модулей, многочисленных публикаций по проблемам человековедческой компетентности руководителей и педагогов.

Проблема формирования конфликтологической компетентности приобретает актуальность в плане улучшения межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности педагогического процесса. работников образования.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ,2001.
  2. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001.
  3. Баныкина С. В. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань.1997.
Основные термины (генерируются автоматически): родителями воспитанников, педагогического процесса, процессе педагогического взаимодействия, конфликтные ситуации, Задача педагогического коллектива, логики педагогического процесса, составляющей успешности педагогического, необходимой подготовки педагога, конструктивному разрешению конфликтов, организации взаимодействия педагогов, педагога состояние постоянного, Конфликтологическая компетентность педагога, современного общества, динамичные процессы взаимодействия, Отличительной чертой конфликта, негативные последствия конфликта, различных межличностных конфликтов, угроза возникновения конфликта, интересы участников конфликта, соответствующей конфликтологической подготовки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос