Конфликтологическая компетентность современного педагога | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 28.12.2017

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Ишкова Ю. С. Конфликтологическая компетентность современного педагога // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 11-12. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3034/ (дата обращения: 22.10.2018).



Воспоминания о конфликтах, часто правило, вызывают неприятные ассоциации (угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды). В результате сложилось мнение, что конфликт всегда явление негативное, нежелательное для любого из нас, особенно для педагогов, которые сталкиваются с конфликтами чаще других. Обилие частных групп развития детей и детских садов, наличие разных программ воспитания и обучения, изменение уровня жизни, введение ФГОС, динамичные процессы взаимодействия поколений с разным жизненным опытом и разными возможностями саморазвития изменило взаимоотношения в системе «педагог — родитель». В наше время социальная ситуация диктует определенные условия организации взаимодействия педагогов и родителей. Стремительно происходящие в стране изменения без соответствующей конфликтологической подготовки не дают педагогу возможности осознанно и адекватно реагировать на конфликтные ситуации. Н Подогов не научили предупреждать и разрешать конфликты в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников. Однако только при сознательном принятии преобладающих в обществе ценностей и готовности к инновациям педагог способен научиться решать стоящие перед ним противоречия.

Весь педагогический процесс характеризуется многообразием противоречий, отражающих систему общественных отношений в стране, а также вытекающих из логики педагогического процесса. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы не допустить (или, по крайней мере, максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших противоречий.

Образовательная организация, которая дорожит своим имиджем, стремится к тому, чтобы каждый сотрудник обладал навыками работы с детьми, педагогами и родителями, не провоцировал конфликты, умел разрешать конфликты и соответствовал бы статусу организации. В результате возросла роль каждого специалиста, работающего в детском саду или в школе. Существует противоречие между запросом современного общества в педагогах, умеющих предотвращать и конструктивно разрешать возникающие конфликты, и состоянием их реальной профессиональной подготовки в этой сфере, что свидетельствует о необходимости учета психолого-педагогических условий, обеспечивающих профилактику и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях. Стремясь избегать конфликтов, педагоги не умеют предвидеть конфликтные ситуации. Вместе с тем, угроза возникновения конфликта между педагогом и родителями вызывает у педагога состояние постоянного нервного напряжения.

Отличительной чертой конфликта в диаде педагог — родитель является то, что интересы участников конфликта, как его субъектов, не могут не сказываться на интересах ребенка и развитии его как личности. Очень часто ход и разрешение конфликтов происходит на обыденно-житейском уровне, что можно объяснить отсутствием необходимой подготовки педагога к профилактике и конструктивному разрешению конфликтов.

На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества, особого внимания заслуживает готовность и способность педагога использовать конфликтологические знания, умения и навыки в профессиональной деятельности для предупреждения и разрешения различных межличностных конфликтов, в том числе конфликтов, возникающих в образовательном процессе дошкольных учреждений с родителями воспитанников. Именно поэтому в последнее время все чаще и чаще появляются запросы от образовательных учреждений на обучение персонала современным методам работы с клиентом. Назрела необходимость каждому педагогу обладать конфликтологической компетентностью — совокупностью конфликтологических знаний, технологических умений и опыта, систематизированных и адаптированных к педагогической профессии. Это одно из направлений работ Баныкиной С. В., автора концепции и создания первой в России конфликтологической службы образовательного учреждения, разработки российской модели конфликтологического образования, образовательных программ дополнительного профессионального образования и учебных модулей, многочисленных публикаций по проблемам человековедческой компетентности руководителей и педагогов.

Проблема формирования конфликтологической компетентности приобретает актуальность в плане улучшения межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности педагогического процесса. работников образования.

Литература:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ,2001.
  2. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001.
  3. Баныкина С. В. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань.1997.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, педагогический процесс, конфликт, современное общество, родитель воспитанников, родитель.

Похожие статьи

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Организовывать процесс взаимодействия в рамках ДОУ приходится на долю педагогов, для чего им требуется знание психолого-педагогических технологий.

При планировании работы с родителями воспитанников детский сад обозначил для себя следующие основные задачи

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают

Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

...педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической

Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для...

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями...

родитель, детский сад, воспитание детей, учебно-воспитательный процесс, педагог, семья, ребенок, родительская категория, педагогический конфликт, дошкольная образовательная организация.

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их...

- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других

Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический процесс, студент, педагогическое...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников. Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале... Родительские конференции — повышение педагогической культуры родителей.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Библиографическое описание: Нимаева Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является

4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях...

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Баныкина С. В., Степанов Е. Н. Конфликты в современной школе. — М., 2006.

Учителям была предложена ещё одна анкета: «Урегулирование конфликтов педагогов с учениками».

Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

Организовывать процесс взаимодействия в рамках ДОУ приходится на долю педагогов, для чего им требуется знание психолого-педагогических технологий.

При планировании работы с родителями воспитанников детский сад обозначил для себя следующие основные задачи

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают

Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

...педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической

Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для...

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями...

родитель, детский сад, воспитание детей, учебно-воспитательный процесс, педагог, семья, ребенок, родительская категория, педагогический конфликт, дошкольная образовательная организация.

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их...

- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других

Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический процесс, студент, педагогическое...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников. Взаимодействие ДОУ с родителями | Статья в журнале... Родительские конференции — повышение педагогической культуры родителей.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

Библиографическое описание: Нимаева Е. Г. Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является

4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях...

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале...

Баныкина С. В., Степанов Е. Н. Конфликты в современной школе. — М., 2006.

Учителям была предложена ещё одна анкета: «Урегулирование конфликтов педагогов с учениками».

Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос