Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Библиографическое описание:

Сергиевская З. А. Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 45-50. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/3009/ (дата обращения: 27.05.2018).



В соответствии с Конституцией Российской Федерации инвалиды имеют равные со всеми права на образование. Образование инвалидов предусматривает создание благоприятных условий для включения их в общественно полезную деятельность и социум. Обучение в профессиональном образовательном учреждении способствует социализации инвалидов, обеспечивая адекватные условия и равные с обычными обучающимися возможности для получения средне-специального образования.

Согласно требованиям ФГОС СПО, выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать общими компетенциями: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и др.

Планируя работу по учебной дисциплине «Русский язык и литература» с обучающимися инвалидами на первом курсе, следует выбирать такие формы учебной деятельности, которые формируют общие компетенции и социальные навыки выпускника. Главная проблема обучающихся с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Учебная дисциплина «Русский язык и литература» развивает и совершенствует готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовность к трудовой деятельности; навыки самоорганизации и саморазвития; информационные умения и навыки. Изучение русского языка и литературы способствует воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирует гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к языку, литературе и ценностям отечественной культуры.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» обеспечивает достижение обучающимися инвалидами следующих социально значимых результатов:

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Реализация поставленных задач возможна через привлечение обучающихся инвалидов к активным формам работы на учебном занятии и во внеклассной деятельности. Так, при изучении темы «Средства художественной выразительности речи», обучающиеся работают в малых учебных группах по 6-7 человек: подгруппа №1 – «Лексические средства выразительности», подгруппа №2 – «Синтаксические средства выразительности», подгруппа №3 – «Стилистические фигуры выразительности».

Этап обобщения и систематизации знаний сводится к самостоятельной работе, которая предполагает проработку теоретического материала, составление компьютерной презентации и представление материала для других групп на занятии.

Каждая подгруппа представляет подготовленные презентации по материалам выданных заранее таблиц. Пример таблицы для подгруппы №1.

Лексические средства выразительности (тропы)

Эпитет

Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

1. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький)
2. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач)

Сравнение

Сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого.

1) Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). 2)Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов). – ср. оборот.
3)Снежная пыль столбом стоит в воздухе. – ср. выражено тв. п.

Метафора

Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката.
Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин).

Олицетво-рение

Такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать.

1. Забормотал спросонок гром (Паустовский).
2.Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).

Метонимия

Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

1.Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было.
2.Всё поле охнуло. (Пушкин) – не само поле, а люди, которые там находились.

Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного.
2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.
3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.

Перифраза

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь.

1)Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова).
2)Царь зверей (вместо лев).
3)Холмогорский мужик = Ломоносов.
4)Царица ночи =луна.
5)Туманный Альбион = Англия.
6)Северная Венеция = Санкт-Петербург.

Участники двух других групп соотносят презентацию с таблицей, готовят вопросы, дополнения, замечания.

Презентации завершаются заданием для других групп, определить на примере средство выразительности.

Этап применения знаний и умений предполагает совместное выполнение подгруппами следующих заданий.

1. Определить средства выразительности, соотнести примеры с названиями средств

Например, для подгруппы «Стилистические фигуры выразительности»

1. Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил?

А) Многосоюзие

2. «И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?»

Б) Эллипсис

3. «Мы села – в пепел, грады - в прах,

В мечи – серпы и плуги» (В.А.Жуковский)

В) Параллелизм

4. «Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет» (В.Лебедев-Кумач)

Г) Парцелляция

5. «Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград» (В.Инбер)

Д) Риторический вопрос

Ответы комментируются и сверяются с ответами на слайдах презентации.

2. Определить средства выразительности, вписать названия в кроссворд. Например, для группы «Синтаксические средства выразительности»:

1.«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»

(А.С.Пушкин)

2. «Ликует буйный Рим» (М.Ю.Лермонтов)

Кроссворды и задания к ним представлены в презентации к уроку на слайдах.

Студенты каждой группы комментируют выполнение задания и сверяются с ответами на слайдах.

3. Прочитать стихотворение, определить, какие средства выразительности использовал автор для создания художественного образа. Записать их в тетрадь. Подгруппам предлагаются для анализа стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Осень»; Ф.Тютчева «Осенний вечер».

Занятие продолжает этап демонстрации результатов исследовательской работы обучающихся. Презентации подгрупп по использованию средств выразительности в рекламе: «Использование лексических средств выразительности в рекламе», «Стилистические фигуры в рекламных текстах», «Синтаксические средства выразительности в рекламе». Каждая группа подводит итог своей работы на уроке, определяет выполнение поставленных задач.

Подобные занятия помогают посильно задействовать всех обучающихся, учат работать в команде, взаимодействовать, приходить к единому решению.

Данный урок вырабатывает навык работы с текстом художественного произведения, совершенствуя языковое чутье и повышая речевую культуру обучающихся.

На каждом этапе занятия постепенно увеличивается доля самостоятельности учащихся, а выполнение исследовательской работы развивает умение формулировать проблемы и предлагать пути их решения. Урок закрепляет в сознании обучающихся бережное отношение к русскому языку, расширяет возможности использования языковых средств в собственной речи. Работа в малых учебных группах реализует принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у инвалидов навыков социальной адаптации, самореализации.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий обеспечивает взаимодействие между обучающимися разных учебных групп, формирует навык плодотворного сотрудничества, развивает коммуникативные способности инвалидов.

В КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» традиционно отмечается День славянской письменности и культуры. В 2016 году в мероприятии принимали участие обучающиеся четырех учебных групп. Открывалось мероприятие гимном Кириллу и Мефодию, затем ведущие, студенты группы Бух-11, читали стихи с одноименным названием «Слово» И.Бунина и Н.Гумилева и рассказывали об истории праздника. О просветительской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия сообщила студентка группы ЮС-11, подготовив компьютерную презентацию. Об истории славянского алфавита рассказала студентка группы СЗ-12, используя наглядный мультимедийный материал.

Мероприятие продолжила литературно- музыкальная композиция. Студенты групп Бух-11, ЮС-11, ИС-12, СЗ-12 рассказывали наизусть стихотворения о русском языке: К.Бальмонта «Русский язык», М.Крюкова «Много языков на свете разных», В.Шефнера «Слова», А.Яшина «Русский язык», С.Скачко «С благоговеньем прикасайся…». Студенты группы БУХ-11 представили результаты своих исследовательских работ по русскому языку и литературе за первый учебный год по темам: «Фразеологизмы как отражение истории народа и его национального своеобразия»; «Имена собственные в пословицах и поговорках»; «Герои Ремарка как представители потерянного поколения»; «Михаил Афанасьевич Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита».

Завершилось мероприятие викториной и награждением победителей. Обучающиеся каждой группы выполнили стенгазеты и плакаты, посвященные Дню славянской письменности и культуры.

Внеклассное мероприятие повышает интерес к изучаемому предмету, интегрирует знания учащихся по истории языка и литературе, стимулирует познавательную деятельность студентов, развивает навыки выразительного чтения поэтического текста, публичного выступления, повышает творческую активность студентов, а также оказывает эмоционально-эстетическое воздействие, которое студенты испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия зрителей и от общей праздничной атмосферы.

Таким образом, на занятиях гуманитарного цикла организован эффективный процесс социализации обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом.

Основные термины (генерируются автоматически): «Русский язык, выполнения профессиональных задач, средства выразительности, малых учебных группах, средств выразительности, Лексические средства выразительности, славянской письменности, русскому языку, «Синтаксические средства выразительности, «Средства художественной выразительности, «Стилистические фигуры, лексических средств выразительности, «Русский язык», использованию средств выразительности, учебной дисциплине «Русский, социальной адаптации, исследовательской работы, успешной социализации личности, студентка группы, учебной дисциплины «Русский.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос