Библиографическое описание:

Власюк Н. А. Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса // Образование и воспитание. — 2017. — №5.1. — С. 11-14. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/3002/ (дата обращения: 22.02.2018).



Экономические изменения в производственной сфере обусловили потребность общества, государства, работодателей в компетентных специалистах, умеющих адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям, способных принимать и реализовывать нестандартные, эффективные решения на производстве. Основным направлением среднего профессионального образования является формирование личности будущего специалиста способного реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности в условиях изменяющихся потребностей производства и внедрения инновационных технологий, что неизбежно приводит к выработке навыков готовности к самообразованию. Подготовка компетентного специалиста не может осуществляться без личного участия студента в исследовательской деятельности под руководством и при творческом участии преподавателей профессиональной образовательной организации. Исследовательская деятельность в среднем профессиональном образовании является важнейшей составляющей качественного образовательного процесса, направленного на формирование и рост творческого потенциала субъектов образовательного процесса субъектов образовательного процесса.

В КГБ ПОУ СГПТТ функционирует краевая инновационная площадка «Участие студентов в реальной научно-исследовательской работе в инновационном проекте «Оптимизация процессов переработки водных биоресурсов»». В рамках данной площадки осуществляется сотрудничество с реальным сектором экономики Дальневосточного региона через предприятия, в поисках заказов на прикладные исследования в области технологий глубокой переработки водных биоресурсов. Работа студентов и преподавателей над исследованиями по заказам работодателей выявила необходимость преобразований в структуре техникума. Это повлекло за собой создание новой структуры управления, в которой при сокращении количества заместителей и перераспределении их функциональных обязанностей в свете требований эффективного менеджмента введена должность заместителя директора по инновационной работе и научно-прикладным вопросам (Рис. 1). В подчинении названного заместителя находится учебно-научный инновационный центр.

Рис. 1. Структура управления инновационной и исследовательской деятельностью

Изменения, произошедшие в стратегии управления профессиональной организацией, привели к концентрации творческого потенциала преподавателей, направленного на конкретные исследования согласованные с потребностями производства предприятий Советско-Гаванского района. Возросла роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые дают возможность улучшить технологический процесс, получить опыт практической деятельности в изменяющихся условиях, осмыслить значимость освоения теоретических знаний. Научно-исследовательская деятельность студентов в области глубокой переработки водных биоресурсов привела к проектировочной деятельности, результатом которой является разработка конструкторской документации и патентование, как способ внедрения результатов работы.

Для инновационного развития реальных отраслей экономики Дальневосточного региона требуется подготовка специалистов нового уровня, обладающих не только профессиональными компетенциями определенными федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования, но и владеющих расширенным перечнем профессиональных компетенций для более гибкой адаптации к запросам работодателей. Работодатели также могут выступать инициаторами инновационной активности профессиональных образовательных организаций. При обращении потенциального заказчика с запросом по подготовке специалистов среднего профессионального образования со специализацией «Аквакультура», инициативная группа техникума разработала инновационный проект «Создание Морской экспериментальной станции Советско-Гаванского промышленно-технологического техникума по практическому изучению технологий выращивания и переработке продукции аквакультуры на побережье Татарского пролива Хабаровского края».

Морская экспериментальная станция является инновационным структурным подразделением техникума и предназначена для проведения научных исследований в условиях берегового стационара, а также заготовки сырья необходимого для проведения научных работ. Участок акватории Советско-Гаванского района закрепленный за техникумом является научно-исследовательской зоной для воспроизводства ценных видов морских гидробионтов в естественных условиях. Основной целью создания экспериментальной станции является подготовка специалистов среднего профессионального образования по выращиванию морских гидробионтов и оптимизации технологических процессов их переработки в рамках специальности 35.02.10«Обработка водных биоресурсов». На территории морской экспериментальной станции планируется проведение полевых учебных и производственных практик. На настоящий момент преподавателями и студентами техникума проведена работа по первичному мониторингу акваторий Советско-Гаванского и Ванинского районов, заложен эксперимент по выращиванию приморского гребешка садковым способом, запланирована работа по восстановлению прибрежных экосистем пострадавших в результате техногенного воздействия. Путем перемещения выращенного биологического материала в зону угнетенных акваторий будет происходить восстановление природных популяции гидробионтов.

Проведение мониторинговых наблюдений на данных территориях является частью научно-исследовательской работы студентов и преподавателей техникума. В результате данной работы у студентов формируются компетенции в области воспроизводства ценных гидробионтов и охраны морских акваторий. Следует отметить, что исследовательская деятельность в системе учебно-научного инновационного центра позволяет успешно адаптировать направления творческой деятельности к изменяющейся действительности, ориентируясь на генеральную государственную программу развития Дальнего Востока. Благодаря этому состоялся безболезненный и логически обоснованный переход от исследовательской деятельности в области оптимизации технологий к технике воспроизводства водных биоресурсов.

В результате структурных преобразований в профессиональном образовательном учреждении возрастает доля преподавателей и студентов, вовлеченных в реальную научно-исследовательскую деятельность. При выполнении исследовательских проектов реализуемых по запросам работодателей наблюдается реальная интеграция образования, исследований, разработок и внедрения. Таким образом, можно проследить практические пути построения взаимовыгодных связей между наукой, реализуемой на уровне среднего профессионального образования и реальным сектором экономики.

Основные термины (генерируются автоматически): среднего профессионального образования, субъектов образовательного процесса, переработки водных биоресурсов, глубокой переработки водных, специалистов среднего профессионального, экономики Дальневосточного региона, реальным сектором экономики, экспериментальной станции, запросам работодателей, реальной научно-исследовательской, исследовательской деятельности, реальной научно-исследовательской деятельности, направлением среднего профессионального, образовательного процесса субъектов, переработки водных биоресурсов»», воспроизводства водных биоресурсов, воспроизводства ценных, мониторингу акваторий Советско-Гаванского, стандартами среднего профессионального, качественного образовательного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос