Экспериментально-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста на прогулке (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 199 раз

Библиографическое описание:

Шандрикова Е. Б. Экспериментально-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста на прогулке (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 101-103. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2949/ (дата обращения: 21.09.2018).



В статье говорится о необходимости внедрения экспериментально-исследовательской деятельности в систему дошкольного образования. Автор предлагает вариант организации этого вида деятельности не через выделение образовательного модуля в учебном плане, а через организацию в процессе прогулки.

Ключевые слова: экспериментально-исследовательская деятельность, дошкольное образование, прогулка, средний дошкольный возраст

Федеральный государственный образовательный стандарт одним из целевых ориентиров обозначает «любознательность». На этапе окончания дошкольного образования, предполагается, что

«…ребенок умеет задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно находить объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать…»

Исходя из этого, важно понимать, познавательно-исследовательское развитие детей дошкольного возраста является не доброй волей педагогов, а обязательной составляющей частью процесса воспитания.

Современная система образования в данное время переживает период обновления. Педагоги применяют новые модели воспитания, используют инновационные педагогические технологии.

Одна из таких технологий — технология экспериментально- исследовательской деятельности детей на прогулке «Хочу все знать».

Очень часто педагоги исследовательскую деятельность проводят в групповых помещениях в ходе реализации образовательных задач. Это и работа в уголках экспериментирования, и работа в мини-лабораториях, в уголках коллекций и зонах природных наблюдений. Но оставляют без внимания исследовательскую деятельность на прогулке.

А между тем улица — прогулочные участки, и вся территория детского сада это прекрасное поле для экспериментов в любом возрасте в любое время года.

Конечно, все мы знаем, что экспериментально-исследовательская деятельность на улице может быть запланированной или спонтанной.

Спонтанное исследование обусловлено ситуацией, с которой столкнулись дети и, зачастую, инициируется детьми. Например, дети могут увидеть слизня на листочке и захотеть сделать ему домик — а для педагога это должно стать прекрасным поводом для организации исследования.

И всегда, когда возникает повод для спонтанного экспериментирования, воспитатель должен стараться поддержать детскую инициативу, предложить детям приемлемые способы исследования. А затем организовать последующую работу для правильного осмысления опыта.

Нужно говорить с детьми об уведенном. Наводящими вопросами провоцировать детское рассуждение о проведенном исследовании. Мотивировать детей так, чтобы они сами сделали предположение, почему происходит именно так, а не иначе.

Хорошо, если спонтанное исследование удается отразить в продуктивной деятельности детей, пытаться нарисовать объект, или сделать схему; записать опыт знаками.

Работе развитию познавательно-исследовательской деятельности педагог должен уделять большое внимание, ведь это прекрасная опора для формирования основы научной мысли. Хочу отметить, что запланированная экспериментально-исследовательская деятельность, такая, которая будет интересна и понятна детям, требует тщательной педагогической подготовки.

Поэтому при планировании прогулки наряду с наблюдением, игровой, трудовой и индивидуальной деятельностью необходимо включаем исследовательскую деятельность.

Воспитатель должен четко представлять, какой объект предложит сегодня для исследования детям, проверить его расположение на территории детского сада, продумать, как подвести к нему детей, приготовить манипуляционное оборудование,

И всегда заранее для себя формулировать вывод, к которому хочет подвести исследование детей. Вывод должен быть кратким и понятным для детей.

Чтобы исследовательская деятельность была интересной и самое главное практической для детей, можно использовать «научный сундучок» — выносной кейс для экспериментально-исследовательской деятельности на улице. При правильной организации, дети быстро полюбят исследовать и экспериментировать. Поэтому этот кейс станет незаменимым спутником ваших прогулок. В этом кейсе удобно хранить всевозможное оборудование для организации исследовательской и опытной практики: лупы, линейки, рулетку, стеклышки разного цвета, коктейльные трубочки, мыльные пузыри, бамбуковые палочки, кусочки цветной бумаги, картона и ткани, вату, одноразовые тарелочки и ложечки.

Конечно оборудование в нашем «научном сундучке» педагог должен формировать с учетом тех задач, которые для себя ставит. Постоянно его дополнять и менять. «Научный сундучок» здесь является педагогическим инструментом в повышении интереса к исследовательской деятельности и создании нужной мотивационной основы детской практики.

Во время прогулки в средней группе можно с детьми исследовать невидимый объект «воздух» и его движение.

Определить направление движения воздуха детям может помочь флюгер, флажки, мыльные пузыри. Силу ветра дети определяют с помощью вертушек и ветряных мельниц. Поймать и ветер помогут обычные целлофановые мешочки.

Прекрасным объектом исследования являются осадки. Откуда берется роса. В какую погоду бывает роса. Дети учатся находить связь между перепадами температуры ночью и днем и появлением росы. Конечно, все объяснения строятся на знакомом упрощенном детском языке.

Осенний дождь тоже не повод для того, чтобы отказаться от исследований. Педагог может знакомить детей со звуками дождя. По железному ведру дождь барабанит громко, по деревянной дощечке — тихо, как будто шепчет на ушко, на траву или мягкую ткань — опускается неслышно, как будто не хочет, чтоб его заметили.

В зависимости от размера капель во время дождя звук ударяемых капель может быть тихим или громким. Дети с большим удовольствием наблюдают, сколько нужно капель — чтобы они, соединившись, образовали лужу.

Лужа — это тоже поле для экспериментов и исследований. После дождя дети исследуют лужи, определяют их размер и глубину. Ставят опыты: поплывет или утонет.

Дети очень любят исследования объектов живой природы в естественной среде. Паучок в паутине, дождевой червь, слизень, муха, муравьи — все живые существа вызывают неподдельный детский интерес и желание исследовать.

Дети определяют уровень активности в зависимости от погодных и температурных условий. Сравнивают места обитания, сами делают интересные выводы.

Поэтому очень удобно если на территории детского сада есть замшелая коряга или большой камень, который можно отодвинуть и исследовать поведение насекомых. (который затем, конечно, необходимо вернуть на место).

Планируя исследовательскую работу с объектами живой природы (растения, насекомые, черви), воспитатель должен уделить внимание формированию этических границ. Ведь одной их главных задач педагога является необходимость, научить детей исследовать мир не разрушая его. У некоторых детей бывает стремление разрушить (например, порвать паутину, разворошить муравейник, разорвать червяка, оторвать мухе крылья). В этот момент детьми, как правило, также руководит жажда познания, они хотят узнать, что там внутри, что произойдет — если так сделать. Поэтому, очень важны этические беседы о необходимости бережного отношения ко всем живым существам, о ценности жизни. С детьми, склонными к разрушению, необходима индивидуальная работа. У каждого педагога есть свои способы воздействия на того или иного ребенка. Главное не упускать этот момент из педагогического внимания.

Одним из важнейших моментов в организации экспериментально-исследовательской деятельности, является включение родителей воспитанников в образовательную деятельность. Для этого, помимо традиционных форм работы с родителями (консультации, на родительском собрании, папки — передвижки), необходимо продумывать и реализовывать не стандартные формы. Например, организовать в своей группе летний родительский клуб «ВсёЗнай-ка!» Суть его в том, что родители по одному или объединившись мини группами, готовили и затем вместе с детьми проводили научный эксперимент или исследование. Совместная образовательная деятельность поможет наладить успешную взаимосвязь «родители — воспитатель».

Таким образом экспериментально-исследовательская деятельность решает не только образовательные задачи, но и способствует формированию личности, помогая закладывать основы естественнонаучного мировоззрения в рамках этических норм и правил современного общества.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, детский сад, дошкольное образование, педагог, дошкольный возраст, живая природа.

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности детей...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы. Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Детское экспериментирование — основа... | Молодой ученый

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество, дошкольное...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности детей...

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы. Влияние экспериментирования на развитие познавательной...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного...

ребенок, экспериментальная деятельность, вод, познавательная активность, неживая природа, дошкольный возраст, детское экспериментирование, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество...

Экспериментирование как средство развития...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид деятельности, неживая природа, живая природа, экспериментальная деятельность.

Детское экспериментирование — основа... | Молодой ученый

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество, дошкольное...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос