Авторы: Соболенко Нина Викторовна, Аксенова Юлия Владимировна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Соболенко Н. В., Аксенова Ю. В. Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов» // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 96-98. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2934/ (дата обращения: 21.02.2018).



Конспект НОД посвящен привитию детям дошкольного возраста социальных навыков: подвести детей к пониманию того, что книга — это произведение искусства, над созданием которой работает большое количество людей разных профессий, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно. Содержание и материал НОД адаптированы для детей 6–7 лет.

Ключевые слова: профессия, художник, иллюстрация

Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности профессии художника — иллюстратора, последовательность и процессе его работы над иллюстрацией.

Задачи:

  1. Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в своей работе;
  2. Развивать познавательную активность, художественные способности детей средствами изобразительной деятельности: техника лубочных картинок, рисование с помощью штрихов, как средство подготовки руки к письму;
  3. Совершенствовать диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы, воображение, логическое мышление;
  4. Прививать бережное отношение, аккуратное отношение к книге;
  5. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Материал: иллюстрации на мультимедийной установке, карточки для д/игры, иллюстрации к сказкам, книги, гелиевые черные ручки, рисунки для работы.

Предварительная работа:

1) чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);

2) рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам;

3) чтение и разучивание стихотворений русских поэтов;

4) рассматривание и изучение техники рисования лубочных картинок, как одной из разновидностей народного изобразительного искусства.

5) подготовка основы книжки для иллюстрирования детьми.

Обогащение словаря: иллюстрации, художники-иллюстраторы, оглавление, лубочные картинки, Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачёв, Е. И. Чарушин.

Здоровьесберегающие технологии:

‒ физминутка (ритмические движения под песню);

‒ пальчиковая гимнастика;

‒ гимнастика для глаз.

Сюрпризный момент: появление почтальона с посылкой.

Ход занятия:

Стук в дверь группы.

Воспитатель: Кто-то к нам стучится? Кто это? Давайте посмотрим.

В группу входит почтальон

Почтальон: Здравствуйте, ребята! Это детский сад 65 «Родничок», подготовительная к школе группа?

Дети отвечают: Да, это мы.

Почтальон: Я принес вам посылку.

Воспитатель: А кто нам её прислал?

Почтальон: К сожалению, адрес отправителя размыло снегом. Распишитесь тут за получение посылки.

Воспитатель: Спасибо вам большое, до свидания.

Почтальон: До свидания.

Воспитатель берет посылку

Воспитатель: Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).

Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а в книге страницы пустые. А что в книге должно быть? (картинки, текст, оглавление). А вы любите книги? А давайте попробуем сделать так, чтобы у нас с вами получилась красивая книга. Согласны? (Дети отвечают согласием). Я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга. А чтобы попасть в библиотеку, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3,

В страну книг нас перенеси.

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?

Дети: Рисунки в книгах создают художники.

Воспитатель: Верно. Портреты пишут портретисты, море — маринисты, пейзажи — пейзажисты. А как называют художников, которые рисуют для книг?

Дети: Художники — иллюстраторы.

Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?

Дети: Рисуют, фантазируют.

Воспитатель: Хорошо. А как правильно называют картинки в книге?

Дети: Иллюстрации.

Воспитатель: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?

Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают. А посмотрите на эти красочные иллюстрации? (двое детей читают стихотворения к иллюстрациям)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

Кто читал такую книжку? Знает девочку — малышку. (Дюймовочка)

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?

Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику — иллюстратору?

Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний предмет». (Дидактическая игра «Найди лишний предмет». Кисть, лопата, краски, карандаш. Вода, корабль, холст, мольберт. Бумага, пастель, фломастер, топор).

Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами. И сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Дети вместе с воспитателем выполняют ритмические упражнения под песню «Карандаши». После игры воспитатель предлагает детям пройти и сесть.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.

Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков-набросков.

Художник-иллюстратор придумывает иллюстрации в книге от начала до конца. Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется «Узнай художника — иллюстратора». Я вам буду рассказывать и показывать презентацию о художниках, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите песенки — потешки. Вспомните такие произведения, как Сорока-белобока, «Краденое солнце», «Волк и козлята». Кто расскажет мне, какой художник рисовал иллюстрации к этим произведениям? (слайды: 1–3)

Дети: Юрий Алексеевич Васнецов (слайд 4)

Воспитатель: А этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни. (слайды:5–9)

Дети: Евгений Иванович Чарушин (слайд 10)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?

Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики) (слайды:11–15)

Воспитатель: А какие по характеру эти животные?

Дети: Игривые, добрые, ласковые.

Воспитатель: Вот сколько много иллюстраций для книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.

Воспитатель. В чём заключается работа художника-иллюстратора?

Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.

Воспитатель. Что становится результатом труда художника-иллюстратора?

Дети. Красивая книжка.

Воспитатель. В чём польза его работы?

Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.

Воспитатель: Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и закончить нашу книгу о животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3

В детский сад нас верни.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное в технике лубочных картинок. А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе.

Зайка книгу нашел, и открыл, и прочел,

И закрыл, все забыл. И снова открыл,

И все повторил, А потом закрыл, и опять забыл.

По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.

Воспитатель: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.

Ребята рассказывают про то, что и как они сейчас рисовали.

Основные термины (генерируются автоматически): лубочных картинок, книжной графике, Конспект НОД, лишний предмет», волшебные слова, будущей книге, детский сад, книге страницы пустые, детей средствами изобразительной, рисования лубочных картинок, техника лубочных картинок, привитию детям дошкольного, сложности профессии художника, результатом труда художника-иллюстратора, гелиевые черные ручки, школе группы «Знакомство, возраста социальных навыков, разучивание стихотворений русских, большое количество людей, подготовка основы книжки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос