Автор: Прохорова Елена Николаевна

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.12.2017

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Прохорова Е. Н. Развитие орфографической зоркости в начальной школе // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 110-112. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2878/ (дата обращения: 18.02.2018).



Достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса. Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю с проверки работ в тетрадях. Проверяю их все и каждый день, испробовала разные приёмы исправления орфографических ошибок. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь её зачёркиваю, у более сильных учащихся подчёркиваю всё слово с ошибочным написанием, чтобы заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и прилагательных зачёркиваю.

Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому всё своё внимание они обращают на корень слова.

Положительный результат дают такие приёмы:

‒ проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки;

‒ письмо по памяти (стихотворения, прозы или отрывка из рассказа);

Дети находят каждую орфограмму, проверяют её под моим руководством. Пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом.

‒ выбор загадки, в которой есть 2–4 слова с безударной гласной;

‒ работа с текстом, записанным на доске;

выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а(о, е, и, я),запись их, проверка;

‒ игра «Кто быстрее?»: кто больше придумает слов с проверяемой гласной за одно и то же время;

‒ запись однокоренных слов в определённом порядке — с ударением в корне, приставке, суффиксе: чистота, чистенький, вычистит, чистый, очищает;

‒ выбор проверочного слова: с…ринка (сор, сорить);

‒ запись нескольких словарных слов: пять, пятый — п…тёрка;

‒ выписывание парами однокоренных слов сначала с ударной гласной, потом с безударной гласной, сравнение их написания: Кончил дело — гуляй смело. Конец — всему делу венец.

Написание безударной гласной зависит иногда от лексического значения корня, которое понимается из данного контекста. В этом случае даю упражнение, в котором необходимо приписать проверочное слово и вставит гласную: Нина пол…скала (…) собачку. Хозяйка пол…скала (…) бельё. [1, 47]

Я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов. Помогает мне в этом работа с «Орфографическим словарём», помещённым в конце учебника «Русский язык». Например:

‒ найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое, составьте с каждым словом предложение, а из предложений рассказ;

‒ выберите слова с безударной гласной на тему «Птицы», «Школьные вещи»;

‒ выпишите слово, состоящее из одного корня; из корня и окончания; из приставки, корня и окончания; из приставки, суффикса и окончания; из приставки, корня, суффикса и окончания;

‒ выпишите из «Словаря» слово и подберите к нему родственные слова, обозначающие разные части речи;

‒ найдите 5–7 слов в «Словаре» с безударной гласной о(е, и, я) в корне;

‒ спишите слова, вставляя пропущенную гласную (слова записаны на доске);

Эти и многие другие упражнения помогают мне активизировать словарный запас детей и улучшать грамотность.

Для индивидуальной работы над ошибками с 1 класса использую памятку «Пишу правильно». Для этого ученик записывает в тетрадь слово, в котором допустил ошибку, ставит ударение в слове, выделяет зелёным цветом орфограмму и рисует или наклеивает картинку, например, слово коньки, девочка. Выполняя такую работу, он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые два года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов, в которых были сделаны ошибки.

В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством. Дома перед выполнением домашнего задания ученик записывает все слова, в которых допущена ошибка, и выделяет правильную букву. По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над ошибкой, составляем памятку. Прошу ученика вспомнить правило, на которое допущена ошибка или прочитать в памятке. На примере одного ученика учится весь класс. Такую «показательную» работу провожу до тех пор, пока не почувствую, что почти все дети могут самостоятельно её выполнить. Но даже и тогда эту работу дети проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она помогает в повышении грамотности.

При проверке тетрадей, обнаружив ошибку, например, в слове поля, провожу следующую работу:

  1. Вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:

Кругом пшеничные п..ля. П..левые работы идут каждый день.

Ребёнок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради, а в памятку «Пишу правильно» записывает слово поля;

  1. В классе по моему заданию из своей памятки «Пишу правильно» ученик выписывает 3–5 слов с безударной гласной в корне, проверяемой или непроверяемой, приписывает к ним однокоренные слова разной части речи, проводит их морфемный анализ;
  2. Прошу детей найти в памятке существительное, в корне которого была допущена ошибка, приписать к нему прилагательное, глагол, наречие и подчеркнуть проверочное слово;
  3. Предлагаю классу задание «Тот, кто допустил ошибку на безударную гласную а (о, е, и), пусть найдёт слово в своей памятке, определит часть речи, припишет однокоренное слово другой части речи»;
  4. Предлагаю детям найти слово с безударной гласной е (и, а, о), выписать его, найти в «Орфографическом словарике» однокоренное, выделить гласную.
  5. Ученики выписывают из своей памятки все слова, состоящие только из одного корня, из корня и приставки, и так далее;
  6. Учащиеся вспоминают, в каких словах они сделали ошибку на безударную гласную, записывают их в столбик, приписывают проверочные слова, например: поглядел — взгляд, поля — поле.

Трудно перечислить все приемы работы с памяткой «Пишу правильно». Этот процесс творческий, трудоёмкий, требующий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью.

Литература:

  1. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика — в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.
  2. Тоцкий П. С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991.
  3. Шклярова Т. В. Как научить вашего ребенка писать без ошибок. М.: Грамотей, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): безударной гласной, «Пишу правильно», проверочное слово, памятку «Пишу правильно», однокоренных слов, написании безударной гласной, лексического значения корня, Написание безударной гласной, смысловую сторону слова, однокоренные слова разной, тетрадь слово, безударную гласную, слово поля, части речи, однокоренное слово, слово коньки, орфографической грамотности учащихся, найдёт слово, корень слова, парами однокоренных слов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос