Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Мизюра Л. В. Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2877/ (дата обращения: 28.05.2018).



Одной из главных задач нашей школы является социализация детей. Что мы понимаем под словом «социализация»? Это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных способностей. Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Наша школа предоставляет воспитанникам максимум возможностей для развития творческих способностей, получение жизненно важных практических навыков.

Воспитанники нашей школы имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности через различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, макраме, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, поделки из бумаги и ниток, изготовление народной куклы, театральная деятельность.

В своей воспитательской деятельности я использую различные способы и приемы включения воспитанников в творческую деятельность: рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т. д. Для развития творческих способностей мною используются нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; папье-маше, комбинированная аппликация — применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т. д.). Работа с такими материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

В воспитательном процессе применяю личностно-ориентированный подход с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств и индивидуальных особенностей детей.

Личностно-ориентированный подход позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Одним из интереснейших видов художественной деятельности является работа с тканью. Совместно с воспитанниками выполняем работы в различной технике (мягкая игрушка, аппликация, коллаж, мозаика, моделирование). Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в рисунке, аппликации, вышивке, лоскутной технике собственные элементарные творческие способности (например: при сочетании цветов, фактур тканей, выбора рисунка или изображении собственного рисунка). Более сильным воспитанникам стараюсь предоставить возможность самостоятельного придумывания и изготовления вещей, что позволяет воспитывать у них чувства вкуса, формирует бережное отношение к труду. Полученные на занятиях умения по сочетанию цветов, сочетанию фактур ткани помогут детям в дальнейшем избежать грубых ошибок в сочетании вещей при формировании собственного гардероба, индивидуализировать себя по стилю одежды, образу.

Широко применяется на наших занятиях бумага и картон. Особенно привлекает детей моего класса возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, в качестве подарков на день рождения, к новогодним сказкам. Совместно с воспитанниками изготавливаем из картона головные уборы, накидки, атрибуты, которые применяются в дальнейшем в общешкольных мероприятиях. Через различные действия с бумагой, картоном с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Также свои работы воспитанники выставляют на выставках, как в школе, так и на всероссийских творческих конкурсах.

Особенно заинтересовала моих воспитанников работа в технике квиллинг. С помощью квиллинга можно декорировать различные предметы интерьера, украшать подарки, сделанные своими руками, делать картины, необычную бижутерию. Квиллинг дарит воспитанникам отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости.

Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений.Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Большой интерес у воспитанников вызывает тема «Народная кукла». Куклы несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но вносят свое — выбирают способы конструирования и оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы, выразить свои внутренние особенности, фантазии и мечты. На таких занятиях отсутствует понятие неудачи, неправильности выполнения куклы. Кукла каждого ребенка является особенной, неповторимой, как и сами дети. В конце занятий проводится рефлексия — дети общаются с куклами, дают им имена, рассказывают о своих впечатлениях от занятия. Созданные куклы принимают участие в конкурсах, выставках.

Широкие возможности для развития творческих способностей детей содержит театрализованная деятельность. На основе сказок можно сделать множество театральных постановок, с их помощью можно рассмотреть различные конфликтные ситуации, решить вопросы нравственного, экологического воспитания, безопасности.

Читая воспитанникам мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их. При прочтении сказки мы с воспитанниками старались обыграть её по ролям, используя при этом различные виды театров. Например, в рамках календарного планирования с воспитанниками обыгрывали сказку: «Рукавичка», «Мешок яблок». Для драматизации сказки использовался настольный театр. В процессе драматизации я не требую от воспитанников дословной передачи текста, они говорят своими словами — интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Предоставляю воспитанникам возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя, не допустить у воспитанника страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

В заключение своего доклада хочу отметить, что развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого я подбираю посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий я оказываю детям разные виды помощи, поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым, т. е. к каждому ребёнку применяю личностно — ориентированный подход. Дети делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям, выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы, они учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости. Все занятия проходят в атмосфере доброты, доверия, взаимопонимания и предполагают широкий простор для творчества. При этом я постоянно корректирую деятельность ребенка, помогаю ему вовремя исправить допущенные ошибки. Результатом такого сотворчества становятся выставки, творческие мастерские.

Я как педагог, занимаясь развитием творческого потенциала своих воспитанников, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): развития творческих способностей, творческого потенциала, творческого потенциала воспитанников, психофизических особенностей воспитанников, приемы включения воспитанников, развитие творческих, воспитанников работа, воспитанников дословной передачи, воспитательном процессе, творческие способности, творческих способностей детей, различные виды, различные виды творчества, развитие творческих способностей, природного материала, индивидуальных особенностей, всероссийских творческих конкурсах, практическая работа детей, возможность творчества, возможность самостоятельного придумывания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос