Автор: Ерасова Наталья Сергеевна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 26.11.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Ерасова Н. С. Поликультурное воспитание как фактор социализации младших школьников с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 119-120. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2873/ (дата обращения: 23.02.2018).



Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Одним из важнейших процессов социализации является поликультурное воспитание, основанное на преемственности культуры, традиций и норм.

Культура — одно из ключевых понятий в поликультурном воспитании. Именно она играет важную роль в процессе социализации личности ребенка, формировании патриотизма и любви к своей Родине, поэтому необходимо повышать уровень знания детей, особенно младших школьников, основ своей национальной культуры.

Таким образом, для сохранения и поддержания образцов национальной культуры, этнического самосознания народа необходимо, в первую очередь, целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре, способствовать сохранению народных промыслов и особенностей национальной самобытности, языка, формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ, развивать морально-нравственные качества детей.

Этим мы и занимались на воспитательских часах с обучающимися 4 класса.

Руководствуясь предложенным тематическим планом, мною были разработаны ряд занятий, направленных на поликультурное воспитание младших школьников с ОВЗ.

Одно из них, открытое занятие, называется «Русская матрешка». Цель его проведения — приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с игрушкой матрешкой, символом русского народного искусства. На занятии мы узнали историю создания игрушки, рассмотрели основные ее виды. В заключение занятия был проведен блиц-турнир, в котором ребята приняли активное участие, легко отвечали на каверзные вопросы. Стремление ребят к знакомству с национальными традициями было искренним, эмоционально отзывчивым.

Цикл занятий, посвященных народному искусству, был продолжен беседой о декоративно-прикладном творчестве на тему «Народные промыслы России. Гжель. Хохлома. Жостово». Мы поговорили об истории возникновения и особенностях росписи. Это занятие знакомит детей с наследием русского народного искусства и его традициями, воспитывает доброту, отзывчивость, любовь к родному краю, а это все — основы социализации воспитанника в поликультурном пространстве.

Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают людей, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят национальный характер. Сходства мы находим не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. И Библия, и Коран — все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию.

Воспитанникам очень понравился цикл занятий, посвященных христианскому празднику Пасхи. На первом занятии ребята познакомились с историей праздника, на втором мы занялись росписью деревянных яиц гуашью. Ребята, в том числе Магомед, с большим интересом прослушали основные факты появления и празднования праздника Пасхи. С большим увлечением расписывали символ Пасхи из дерева.

Приобщение к культурному наследию невозможно без прочтения сказок. На одном из занятий мы рассмотрели ненецкую народную сказку «Кукушка», ребята с интересом ее слушали, равнодушным она не оставила никого. Мнение о ней, о героях сказки оказались неоднозначными. Большое внимание было уделено смысловой нагрузке сказки, эмоциональной отзывчивости детей. Для передачи смысла сказки мы подбирали пословицы, т. е. использовали и другие жанры устного народного творчества. Эта сказка не только описывает быт людей на Севере, но и предлагает нам погрузиться в конфликт, заставляет задуматься и прожить сказку, передавая свое собственное отношение к миру через сказочные образы, воспитывает способность к сочувствию, отзывчивости, уважению матери. Сказка приобщает к духовным и эстетическим ценностям национальной культуры, способствует социализации.

Поликультурное воспитание невозможно без театральной деятельности. С обучающимися 1 класса мы вместе прочитали русские народные сказки «Колобок» и «Заячья избушка». Особое внимание было уделено красоте образного языка сказок. Ребята с удовольствием приняли участие в их импровизации с помощью кукол-рукавичек. Знакомый текст и герои сказки в руке дают возможность полностью раскрыться ребенку, показать его внутренний мир, его понимание героя сказки, перевоплотиться и вжиться в роль. Правильно подобранные фразы, интонация, мимика и движения рук — все это воспитывает интерес к устному народному творчеству, приобщает детей к народной культуре.

На занятии «Внутренний мир русской избы» ребята 1 класса познакомились с организацией внутреннего пространства избы, мы сравнили ее с современным жильем, ребята узнали много новых слов, предметов быта, новые выражения (красный угол, погреть косточки). Все это мы проговорили и посмотрели на слайдах-иллюстрациях. Подготовились и со знанием дела отправились в школьный музей Крестьянской избы. Особая благодарность организаторам этого чудесного уголка. Они подарили нам прекрасную возможность увидеть все собственными глазами, потрогать, подержать и почувствовать себя частью нашей великой русской культуры.

Работа по поликультурному воспитанию обучающихся с ОВЗ будет продолжена и в дальнейшем.

Приобщение воспитанников к творчеству, обычаям и традициям русского народа, воспитание нравственных чувств будет строиться на основе следующих подходов:

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная);

интеграция различных видов искусств (музыкального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора;

осуществление воспитательной работы на основе культуры России.

Литература:

  1. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. А. В. Сластенина. З-е изд. — М.,2002.
  2. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М.,1997.
  3. Бессарабова И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США:докт. пед. наук. Волгоград, 2008. С. 3.
  4. Ботнарь В. Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре /В. Д. Ботнарь, Э. К. Суслова. — М.,1993
  5. Суслова, Э. К. Общение с людьми разных национальностей — важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников [Текст]/Э. К. Суслова //Дошкольное воспитание. — 1990. — № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): национальной культуры, младших школьников, русского народного искусства, устного народного творчества, поликультурное воспитание, Поликультурное воспитание, социализации младших школьников, воспитание младших школьников, важнейших процессов социализации, процессе социализации личности, воспитание нравственных чувств, первом занятии ребята, символом русского народного, основы социализации воспитанника, наследием русского народного, русской избы» ребята, образцов национальной культуры, смысловой нагрузке сказки, жанры устного народного, русские народные сказки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос