Автор: Паршина Ирина Викторовна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Паршина И. В. Формирование умения спорить у старших дошкольников // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2850/ (дата обращения: 21.02.2018).



В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста на формирование понятия спор. Авторы раскрывают на конкретных примерах основные стратегии спора — конфликтную и конструктивную модель спора. Дошкольники сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно определяют необходимые понятия, опираясь на свой жизненный опыт. Усвоение теоретического материала происходит с помощью создания зрительных образов — моделей в ходе установления ассоциативных связей, что объясняется преобладанием у дошкольников зрительной памяти, наглядно-образного мышления.

Ключевые слова: культура спора, ссора, модель спора, вспомогательные средства

«Сейчас как дам!» — как часто приходится слышать воспитателю эти слова от детей в течение дня. Не умение договариваться, мирно решать проблему, убеждать оппонента в своей правоте, опровергать его мнение, противостоять уловкам противника, формулировать вопросы, делать необходимые выводы, регулировать свое поведение — структурные составляющие любого спора. Как же научить детей спорить так, чтобы это не перерастало в драку?

Спор играет немаловажную роль в жизни ребенка. Очень многие дошкольники не умеют выслушать оппонента спокойно, не перебивая, хотя это одно из непременных и важных условий культуры спора. Вероятно, данный факт можно объяснить повышенной эмоциональностью дошкольников, их менталитетом, а также невысоким уровнем общей культуры. Обще доказано, что, с одной стороны, спор занимает значительное место в жизни ребенка, с другой — дошкольники имеют неточные представления о споре как речевом явлении, испытывают трудности при формулировании определений, обладают недостаточно сформированным умением конструктивно спорить. Итак, назрела объективная необходимость в обучении девочек и мальчиков конструктивному спору. Предлагаем вариант такой работы.

Под умением конструктивно спорить мы понимаем совокупность умений доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них, композиционно правильно выстраивать высказывание, соблюдать культуру речевого поведения, демонстрировать артикуляционные, дикционные, интонационные умения, а также использовать невербальные средства общения. Развитие умения конструктивно спорить включает формирование:

а) необходимых и достаточных сведений: спор, его отличие от ссоры.

б) основных умений: правильно определять предмет спора, осуществлять доказательство.

в) вспомогательных умений: развитие дикции, интонационной выразительности, внимания, мышления, особенно логического, умение слушать, определять настроение оппонента по невербальным средствам общения (мимике, жестам, положению тела). Система работы строилась с учетом возрастных особенностей детей, опыта и интересов старших дошкольников. Специфика предлагаемой системы, направленной на формирование у дошкольников умения вести конструктивный спор, заключается в следующем.

1) Дошкольники сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно определяют необходимые понятия, опираясь на свой жизненный опыт. Задача педагога — подвести ребенка к нужному выводу.

2) Усвоение теоретического материала происходит с помощью создания зрительных образов — моделей в ходе установления ассоциативных связей, что объясняется преобладанием у дошкольников зрительной памяти, наглядно — образного мышления.

Цель работы, направленной на формирование понятия спор,- показать дошкольникам стратегии спора (конфликтную и конструктивную), определить вместе с ними эффективную стратегию.

Последовательность работы по формированию понятия спор.

Игра в дошкольном возрасте занимает главную роль. С этой целью, при обучении детей спору нами были придуманы и апробированы на практике пособия в виде двух человечков, которые ведут спор между собой.

Образ— модель конфликтного спора. На схеме два условных человечка сталкиваются. (обращается внимание детей на мимику — злость, гнев, жесты — кулаки), потому что имеют разные точки зрения — «истины». На схеме «истина» каждого человечка отмечена буквой И. Цель таких человечков — не поиск истины, а утверждение собственных позиций любой ценой.

Примерная ситуация для детей: У меня есть друг Миша. Мы с ним очень дружим, скучаем друг без друга. Однажды мы не виделись три дня. Я очень соскучился. Вдруг вижу, он по улице идет. Я обрадовался, да как побегу за ним. Прыгнул прямо на него, да как крикну радостно в ухо: «Привет, друг!». А Миша на ногах не удержался, упал прямо в лужу. Встал и мне говорит: «Ты, что Псих?». Сам дурак! — кричу я. Так не здороваются! — кричит Мишка.

Воспитатель задает вопросы, раскрывающие суть конфликтного спора.

— Как можно назвать такой спор? (ссора).

— Во что может перейти спор? (в драку).

— Почему это может произойти? (спорщики не соблюдают культуру спора, поэтому запись «культура спора» расположена под ногами человечков).

— Как вы думаете, останутся ли друзьями люди, которые так ведут спор? (нет).

— Почему? (они неуважительно относятся друг к другу, обижают друг друга).

— Что может помочь людям достичь целей спора и сохранить хорошие отношения друг с другом? (культура спора).

Образ— модель конструктивного спора. На схеме условные человечки идут вместе (обращается внимание детей на мимику — лица добрые, жесты — человечки идут, взявшись за руки), потому что они во во- первых нашли истину (на схеме «общая» истина отмечена буквой И), во — вторых, остались друзьями. В этом им помогла «культура спора» (такая запись на схеме расположена сверху)

Примерная ситуация для детей. Однажды вечером мама — кошка зашла в комнату к котятам и спросила: — Дети, что вам приготовить на ужин: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне. Братья стали «договариваться». — Кашу! — Омлет! — Нет, кашу! — Нет, омлет! — Давай, предложил маленький котенок Пик, своему старшему брату Бою, сегодня кашу, а завтра омлет. — Давай, согласился Бой.

Воспитатель задает вопросы с целью лучшего осознания особенностей конструктивного спора: — Почему человечки остались друзьями? ( они уважительно относятся друг к другу, никого не обижают. не кричат, не обзываются, т. е. соблюдают культуру спора).

— Достигли ли они цели спора? (Да: они нашли истину).

— Почему? (Они соблюдали правила культуры спора).

При конструировании определения спора целесообразно последовательно помещать на доску его смысловые части. Детям дошкольного возраста важно объяснить, что является структурными составляющими спора — доказательство и опровержение. В этом нам помогли условные кирпичики с тезисами и рисунками к ним. Для конфликтного спора — «укусить», «толкнуть», «наступить на ногу», «кричать», «ущипнуть», «показать язык». «дернуть за ухо». Для конструктивного спора — «прости меня, пожалуйста», «извини меня, я вел себя глупо», «прости, я не хотел тебя обидеть». Выстраивая кирпичики доказательства и опровержения, дети в итоге приходят к выводу, что любой спор можно решить мирным путем.

Важным также является формирование у дошкольников вспомогательных умений — звуковых средств (тон голоса, интонация). С целью формирования и развития техники речи могут быть использованы упражнения, связанные с постановкой дыхания («Лесенка», «Колокол» — движением всей руки «ударяем в колокол» и слушаем звук: мммм. «Старт!»; гимнастикой языка «Шпага», «Лягушка»; гимнастикой губ (сначала надуем щеки — «обидимся», затем улыбнемся, одними губами не показывая зубов, вытянем губы трубочкой в виде «О», а затем в виде «У», повращаем ими в таком положении против часовой стрелки); на совершенствование интонационных умений детей (тише — громче, сильнее — слабее, быстрее — медленнее, мягче — жестче) на отработку произношения отдельных звуков и их сочетанийчистоговорки, скороговорки. Наряду с формированием и развитием техники речи, необходимо осуществлять работу, направленную на развитие внимания («Что изменилось?». «Расколдуйте слово» — воспитатель произносит ряды слов. Дети внимательно слушают их, стараясь запомнить в том же порядке, в котором их произносили, затем вслух произносят только первые буквы — получается новое слово, например: снег, порт, облако, рис — СПОР), мышления («Собери слова» — в приведенных словах буквы переставлены местами: порс — спор, ссрао — ссора, тинаис — истина, таракуль — культура и т.д.), «Найди лишнее», «Назови одним словом», «Волшебный мешочек».

Строить беседу, следует, используя интересные для детей игровые формы (путешествие на планету Спор, сказки — «Лиса и журавль», «Коза — Дереза», «Два жадных медвежонка», динамические паузы «Мы за руки возьмемся», «Мирилки», «Волшебная извинялочка», игровые приемы («Вопрос — ответ»,

«Причина — следствие», «Истина — ложь», соревнования команд — «Придумай сказку» с помощью кирпичиков придумать сказку).

Таким образом, обучение дошкольников конструктивному спору предполагает формирование: во — первых, необходимых и достаточных сведений о споре, во — вторых, основных и вспомогательных умений. Эффективность обучения конструктивному спору возможна при реализации всех этих составляющих.

Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: Юнити, 2000. — 545 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с.
  3. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. — М.: Академия, 2002. — 134 с.
  4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983. — 210 с.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  6. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. — М.: Тандем, 2000. — 316 с.
  7. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. — 1990. — № 2. — С. 37-42.
  8. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. — М.: МГППУ, 2003. — 42 с.
  9. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 4. — С. 29-33.
  10. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. — М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. — 115 с.
  11. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 130 с.
  12. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 167-174.
  13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. — 160 с.
  14. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. — М.: Академия, 2001. — 67 с.
  15. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1995. — 260 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтного спора, конструктивного спора, понятия спор, формирование понятия спор, стратегии спора, культуры спора, культуру спора, дошкольников зрительной памяти, конструктивному спору, вспомогательных умений, конструктивную модель спора, ходе установления ассоциативных, установления ассоциативных связей, условий культуры спора, Усвоение теоретического материала, основные стратегии спора, модель конфликтного спора, модель конструктивного спора, создания зрительных образов, помощью создания зрительных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос