Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.10.2017

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Чадаева О. А. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ «Тропинка в природу» // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 143-149. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2747/ (дата обращения: 20.08.2018).



В статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ по формированию эмоционально-чувственной сферы, развитию моторики и взаимодействию с объектами живой и неживой природы.

Ключевые слова: экология, здоровьесбережение, сенсорные ощущения, экологическая культура

Во время летней оздоровительной компании в сотрудничестве педагогов Ларкиной И. В. и Чадаевой О.А была разработана и создана эколого-сенсорная тропинка протяженностью 100 шагов, проходя по которой, дети встречаются со многими объектами живой и неживой природы в разном состоянии.

Это облегчает формирование таких понятий как: роль человека в природе, его взаимодействие с объектами живой и неживой природы, развивает эмоционально-чувствительную сферу.

Созданная эколого-сенсорная тропа может использоваться для развития и обучения не только дошкольников, но и детей старшего возраста в зависимости от тяжести заболевания. На ней имеется ряд объектов.

Цель:

‒ формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют;

‒ создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры;

‒ развитие эмоциональной чувствительности и сенсорных ощущений;

Задачи:

‒ Обучить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

‒ Развивать моторные навыки (общую и мелкую моторику)

‒ Обучить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

‒ Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасности в природе.

Этапы создания иоформления тропинки:

‒ Детальное обследование территории интерната и выделение наиболее удобной площадки для создания экологической тропинки;

‒ составление схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:

‒ выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

‒ фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

‒ изготовление табличек с рисунками;

‒ составление рекомендаций по использованию объектов.

Методические рекомендации по организации работы на экологической тропе:

Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае.

При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу различных заболеваний и индивидуальных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним — двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно — информация добавляется с каждым посещением тропы.

Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы Лесовичка, который предлагает решить какую-либо проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.

Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

Важно: материал должен быть доступен пониманию детей.

Дети должны быть главными участниками процесса.

Только тогда знания и умения будут усвоены детьми.

Краткое описание маршрута:

Маршрут начинается с объекта

№ 1 объект «Ребристая доска»;

2

№ 2 объект «Стежка-дорожка»

2

№ 3 объект Стол «Познавайка»

4

№ 4 объект «Лесенка-чудесенка»

5

№ 5 объект «С кочки на кочку»

6

№ 6 объект «Силачи»

7

№ 7 объект «Водоем»

7

№ 8 объект «Мостик»

9

№ 9 объект «Бильбоке»

10

№ 10 объект «Шишечный баскетбол»

Маршрут экологической тропинки нашего интерната включает в себя 10 объектов, поэтому для каждой группы рекомендованы мини-маршруты в зависимости от уровня развития детей и их индивидуальных особенностей.

Характеристика объектов тропы:

Объект 1 «Ребристая дорожка»

Описание объекта: Сразу у входа на площадку лежит ребристая доска (развитие равновесия, общей моторики и кинетических движений.);

Объект 2 «Стежка-дорожка»:

Описание объекта: Дорожка выполнена из деревянных ящиков, наполненных шишками, песком, фасолью, стружкой, камушками. Дети босиком проходят по ней к объекту № 2;

Объект 3 Стол «Познавайка». Описание объекта: Используется для выполнения различных игровых упражнений, дидактических игр, занятий по продуктивной деятельности;

Объект 4 «Лесенка-чудесенка».

Описание объекта: Предназначена для перешагивания через бревнышки (развитие общей моторики, равновесия);

Объект 5 «С кочки на кочку».

Описание объекта: Спилы деревьев разложены на определенном расстоянии друг от друга (развитие кинетических движений, равновесия, моторики);

Объект 6 «Силачи» Описание объекта: Штанги, выполненные из спилов ствола и веток березы (Выполнение общеразвивающих упражнений);

Объект 7 «Водоем»

Описание объекта: Бассейн, наборы для игр с водой. Различные сачки, совочки, удочки, предметы для вылавливания предметов из воды (развитие меткости, чувствительности, концентрации внимания, способствуют проявлению положительных эмоций);

Объект 8 «Мостик»

Описание объекта: Несколько одинаковых соединенных между собой бревнышек (Ходьба по бревнышкам босиком способствует профилактике плоскостопия, развитию чувствительности стоп, развитию общей моторики и равновесию);

Объект 9 «Бильбоке»

Описание объекта: Разделочная деревянная доска к ней на веревочке привязан шарик или шишка. Дети учатся отбивать предмет (развивает меткость, моторику);

Объект 10 «Шишечный баскетбол».

Описание объекта: Корзина, прикрепленная к деревянному шесту, шишки. Дети забрасывают шишки в корзину (развивает ловкость, меткость, способствует развитию общей моторики);

В заключение хочется отметить, что сенсорно-экологическая тропа-это специально разработанный маршрут предназначен для знакомства детей в летнее время через природные объекты с простейшими исследованиями, для развития эмоционально-чувственной сферы и базовых анализаторов. Каждый воспитатель может построить на эколого-сенсорной тропе работу содержательно и интересно, решить задачи по развитию моторных и сенсорных навыков, а также пополнить простейшие экологические знания.

Основные термины (генерируются автоматически): общая моторика, описание, ребенок, неживая природа, развитие, посещение тропы, эмоционально-чувственная сфера, экологическая тропинка, экологическая культура, правило безопасности.

Ключевые слова

Экология, экологическая культура, здоровьесбережение, сенсорные ощущения

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры старших...

Формирование основ экологической культуры у детей... неживая природа, ребенок, форма работы, родитель, работа, природа, живой, экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст.

Экологическое воспитание — средство развития...

Экологическое воспитание — средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов Москвы.

Экологическая тропа как средство ознакомления детей...

Библиографическое описание

На Экологической тропинке дети узнают много нового о животном и растительном мире, о явлениях и изменениях в природе, учатся наблюдать и экспериментировать.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Формирование основ экологической культуры дошкольников... повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура...

Особенности формирования экологической культуры...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Формирование экологических представлений детей старшего...

...экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

ребенок, физическая культура, физкультурно-экологическая работа, экологическая культура, занятие, упражнение, игра, детский сад, неживая природа, экологическое образование.

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Библиографическое описание

Вне чувственно-эмоционального отношения ребенка к природе освоение ее, имеет рассудочный, схематический характер».

Все эти достижения необходимы ребенку для экологического развития.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

экологическое воспитание, экологическая культура, природа, ребенок, окружающая среда, экологическое сознание, длительный

Экологическое воспитание как способ развития психических... знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры старших...

Формирование основ экологической культуры у детей... неживая природа, ребенок, форма работы, родитель, работа, природа, живой, экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст.

Экологическое воспитание — средство развития...

Экологическое воспитание — средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов Москвы.

Экологическая тропа как средство ознакомления детей...

Библиографическое описание

На Экологической тропинке дети узнают много нового о животном и растительном мире, о явлениях и изменениях в природе, учатся наблюдать и экспериментировать.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Формирование основ экологической культуры дошкольников... повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура...

Особенности формирования экологической культуры...

повседневная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, неживая природа, природа, экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Формирование экологических представлений детей старшего...

...экологическая тропинка, экологическое воспитание детей, знание, экологическая культура, экологическая культура дошкольников.

Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

ребенок, физическая культура, физкультурно-экологическая работа, экологическая культура, занятие, упражнение, игра, детский сад, неживая природа, экологическое образование.

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Библиографическое описание

Вне чувственно-эмоционального отношения ребенка к природе освоение ее, имеет рассудочный, схематический характер».

Все эти достижения необходимы ребенку для экологического развития.

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

экологическое воспитание, экологическая культура, природа, ребенок, окружающая среда, экологическое сознание, длительный

Экологическое воспитание как способ развития психических... знание, живой организм, природа, дошкольный возраст, ребенок, дошкольник...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос