Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.09.2017

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Тарасенко, Ю. О. Развитие художественных способностей детей посредством бумагопластики и контроль полученных результатов на примере квиллинга / Ю. О. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2715/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассмотрено влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей на примере выполнения работы в технике квиллинг. Проведено экспериментальное исследование, выявлены склонности к творческим способностям и динамика их развития при занятиях бумагопластикой.

Материалы адресованы студентам, магистрантам, педагогическим работникам дополнительного художественного образования, заинтересованным в повышении практической, практикоориентированной направленности обучения, а также стремящимся разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся и контроля полученных результатов.

Ключевые слова: квиллинг, художественная способность, дополнительное образование, изобразительное искусство, элемент, бумага, тест

Каждый ребёнок обладает какими-либо способностями и талантами, но очень важно помочь ребёнку проявить их. Очень важную роль в этом играют грамотное руководство родителей и педагогов.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. Формирование и развитие творческих способностей является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы.

Педагоги и психологи ищут пути повышения эффективности обычного обучения, при котором дети усваивают знания умения и навыки, а формирование способностей выступает как косвенный результат. Всё более важное место в исследованиях занимает вопрос: как увеличить развивающий эффект обучения, т. е. как целенаправленно формировать способности.

Так, Л. А. Ивахнова, считает, что «эффективное руководство процессом развития творческой деятельности требует знания природы, структуры и механизмов данной деятельности. В развитии творческих способностей и качеств личности учащихся главную роль играет учитель [1, с.4]».

В настоящее время имеются достаточные условия для организации в дополнительном образовании обучения, направленного на развитие творческих способностей.

Актуальность исследования объясняется тем, что Согласно Распоряжению [2] концепция развития дополнительного образования детей «направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства».

В настоящее время среди видов прикладного творчества бумагопластика считается ведущим современным видом. Существуют самые различные виды бумагопластики, это оригами, киригами, торцевание, квиллинг и другие. Конструирование из бумаги прививает практические навыки, формирует способности нестандартного мышления.

На первый взгляд кажется, что проще тонкой бумажной полоски ничего не может быть. Но если скрутить полоски и придать им определённую форму, можно получить настоящие произведения искусства. Эта техника получила название квиллинг или бумагокручение.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить, как использование квиллинга на занятиях в дополнительном образовании влияет на развитие творческих способностей учащихся в возрасте от 10 до 16 лет.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:

1) Изучить состояние проблемы развития творческих способностей детей в психолого-педагогической теории и практике.

2) Определить влияние занятий бумагопластикой на развитие творческих способностей детей.

3) Провести экспериментальное исследование для выявления динамики развития творческих способностей детей.

Исследование проводилось в 2016–2017 гг. на базе Детской художественной школы города Калачинска в течение одного года и было направлено на исследование влияния бумагопластики на развитие творческих способностей школьников. Общее количество учащихся, участвовавших в эксперименте, составило 9 человек.

В процессе эксперимента с детьми Калачинской ДХШ были проведены кружковые занятия бумагопластикой, которые способствовали дополнительному развитию творческих способностей.

«Квиллинг, или бумагокручение, или бумажная филигрань, — это искусство создавать объёмные или плоские изделия из бумажных полос, которое позволяет увидеть необычные возможности этого обычного материала [5, с.3].

Для квиллинга необходима особая бумага, окрашенная так, что обе стороны и срез выглядят одинаково. Для работы потребуются специальные инструменты. Основным инструментом выступет специальная ручная машинка в виде палочки с раздвоенным или заостренным концом. Перед работой полоску бумаги для квиллинга лучше сначала подкрутить быстрым движением, используя машинку или с помощью ножниц, а затем уже формировать спираль.

Таблица 1

Основные базовые формы, использованные впроекте «Декоративные птицы»

Название базовой формы

Алгоритм выполнения

Пример

1) Тугая спираль (ролл)

1) Склеить между собой внахлёст нужное число полосок.

2) Навив ленту на кончик шила, скрутить тугую спираль.

3) Приклеить конец спирали

C:\Users\Anastasia\Desktop\111\Osnova_kv_049.jpg

2) Свободная спираль

1) Выполнить тугую спираль, не склеивая.

2) Осторожно дать спирали раскрутиться.

3) Выровнять расстояние между витками.

4) Приклеить конец ленты.

C:\Users\Anastasia\Desktop\111\Osnova_kv_003.jpg

3) Капля

1) Сделать свободную спираль.

2) Оттянуть сердцевину в сторону.

3) Выровнять расстояние между витками.

4) Приклеить конец ленты.

C:\Users\Anastasia\Desktop\111\Osnova_kv_008.jpg

4) Глаз

1) Сделать свободную спираль и сжать две противоположные стороны.

2) Конец полоски приклеить.

C:\Users\Anastasia\Desktop\111\Osnova_kv_023.jpg

5) Полумесяц

1) Сделать свободную спираль, сжать уголки и изогнуть деталь.

2) Конец полоски приклеить.

C:\Users\Anastasia\Desktop\111\Osnova_kv_036.jpg

6) Лист

1) Сделать каплю и сжать её противоположный конец.

2) Конец полоски приклеить.

C:\Users\Anastasia\Desktop\111\Osnova_kv_042.jpg

7) Конус (тугая спираль (ролл) в объёме)

1) Закрутить тугую спираль.

2) Приклеить конец ленты, выдвини на необходимую длину.

3) Проклеить внутреннюю часть конуса клеем.

4) Дать высохнуть.

C:\Users\Anastasia\Desktop\111\Osnova_kv_5150.jpg

8) Изогнутый глаз (лист)

1) Сделать свободную спираль,

2) Сжать её в виде глаза и загнуть уголки.

3) Конец полоски приклеить.

C:\Users\Anastasia\Desktop\111\Osnova_kv_5154.jpg

Схема квиллинга представляет собой контур рисунка с заполняющими его деталями (Рисунок 1а). Детали представляют собой либо базовые формы, либо производные от базовых форм.

ZSL5rw240Bo

WkRmJR42bL8

zTi5oM34oZc

а)

б)

в)

Рис. 1. Процесс создания работы в технике квиллинг: а — основа и заполняющие детали; б — приклеивание деталей на основу; в — пример готовой работы «Декоративные птицы»

Выполняя работу «Декоративные птицы», дети использовали следующие базовые формы: тугая спираль, свободная спираль, капелька, глаз, полумесяц, листик, конус, изогнутый глаз. Алгоритм их выполнения, основанный на рекомендациях А. С. Тормановой [5, с.9–23], приведён в таблице 1. На рисунке 1б и 1в показаны фото процесса изготовления работы.

При проведении исследования важно проводить контроль исходного состояния учащихся, чтобы получить исходные данные, которые затем будут сравниваться с результатами после окончания исследования. Каждому из детей был присвоен порядковый номер, результаты, соответственно, будут приведены для учеников от 1 до 9 без указания фамилий и имён.

Для определения творческих способностей у детей была использованы две методики: Методика Г. Дэвиса [3] и, очень популярный сегодня, тест креативности Торренса [4]. Оба тестирования проводились два раза: в первом полугодии, перед началом занятий бумагопластикой и во втором, чтобы выявить динамику развития творческих способностей.

Методика Г. Дэвиса использована для определения творческих способностей учащихся. Учащимся в возрасте от 10 до 16 лет было предложено пройти тест. В каждом из вопросов необходимо прочитать высказывания. Если согласны с утверждением, то поставить плюс, в противном случае — минус. Всего вопросов было 21. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Согласно методике Г. Девиса, творческими способностями обладяют те дети, чьи результаты равны как минимум 15 баллам.

Результаты исследования показаны на диаграмме рисунка 2. Пороговый уровень в 15 баллов показан жирной горизонтальной линией. Как видно из графика, во втором полугодии (правый столбец), только один ученик не достиг 15 баллов, у четверых детей результат ровно 15 и у четверых — больше 15 баллов.

Рис. 2. Диаграмма результатов исследования творческих способностей по Методике Г. Дэвиса

Для проведения теста креативности Торренса ученикам было предоставлено 10 незаконченных фигур (рисунок 3а), дополняя которые в течение 10 минут, дети должны получить интересные предметы или сюжетные картинки. Детям было объяснено, что картинку нужно стараться сделать как можно более полной, оригинальной и интересной. Кроме того, нужно было придумать название для каждой картинки.

После проведения теста, необходимо чётко и правильно провести его интерпретацию. В нашей интерпретации использованы четыре основных критерия:

‒ беглость;

‒ разработанность;

‒ оригинальность;

‒ гибкость.

Очень важным понятием для понимания теста Торренса является понятие категории. Авторами методики составлены два списка категорий ответов, в которых в зависимости от частоты встречаемости включены различные категории ответов, это может быть: автомобиль, человек, животное и т. д. Первый список — это список самых популярных ответов для каждого из 10 вопросов. Второй — все остальные наиболее оригинальные категории ответов.

Для удобства и более быстрого подсчёта результатов использовался следующий алгоритм. Сначала все рисунки проверялись на релевантность, т. е. нужно было оценить, использовали ли дети незаконченную фигуру из задания. Если не использовали, то результат не засчитывается. Самый простой показатель — это беглость, который как раз и равен числу завершённых фигур.

Важно отметить, что дети и в первом, и во втором полугодии закончили абсолютно все рисунки. То есть так называемых «нерелевантных» ответов не было. Максимальный балл равен 10, которые и получили все ученики.

Затем, выполнялась оценка разработанности. На каждом рисунке крестиками отмечались существенные детали рисунка, влияющие на оформление (кроме чисто количественных повторений), значимые по отношению к основному ответу. Все количественные повторения засчитываются как один балл. Максимальная оценка не ограничена.

Все критерии теста, кроме гибкости, оцениваются для каждой из десяти незаконченных фигур (рисунок 3а–в). Гибкость — это показатель, характеризующий число неповторяющихся категорий, использованных во всех десяти рисунках одним учеником. Максимальный балл по гибкости равен 10, это получается в случае, когда ребёнок использует для каждой из десяти фигур свою категорию.

После подсчёта описанных выше критериев, считается оригинальность. Как уже было сказано выше, существует два списка. Сначала проверка идёт по первому списку, если категория там отсутствует, проверяется второй список. За категории из первого списка можно получить 1 или 0 баллов. За каждый рисунок по критерию оригинальности можно получить максимально 2 балла, если ответ не встречается в первом списке и содержится во втором, включающем 99 % ответов. Изредка бывает так, что некоторые ответы не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, тогда рекомендуется вводить новые категории с обозначением их «X1», «Х2» и т. д. За новые категории также ставится два балла. Но поскольку во втором списке учтены 99 % всех возможных категорий, новые вводить не понадобилось, так как результаты были либо в первом, либо во втором списке.

Так как для каждого числа можно получить максимум 2 балла, то наивысшая оценка оригинальности — 20 баллов. Но можно ещё получить дополнительные баллы, если объединить рисунки в один. Торранс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков — 2 балла; объединение 3–5 рисунков — 5 баллов; объединение 6–10 рисунков — 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

Рассмотрим на примере пятого ученика, тесты которого приведены на рисунке. Если посмотреть на рисунки 3б,в, где представлены тест, выполненный пятым учеником в первом и во втором полугодии, соответственно, то можно увидеть явный прогресс. В рисунках появилось больше деталей и проработанности, балл за разработанность во втором полугодии существенно выше (112 против 46). Немного снизился показатель гибкости. На это повлияло то, что три раза на втором тесте были использованы животные в различных интерпретациях. Однако оригинальность возросла с 8 до 12 баллов.

стимульный материал к тесту торенса на креативность

LQHdeLqHLHM

zeo0Iks7uNA

а)

б)

в)

Рис. 3. Незаконченные рисунки теста креативности Торренса: а — исходные незаконченные рисунки; пример теста креативности Торренса, выполненного 5 учеником в I (б) и во II (в) полугодии, соответственно

По словам самого Торренса, «при отсутствии творческой мотивации (стремления к новому, приверженности задаче и т. д.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство [4]».

Таблица 2

Результаты теста креативности Торренса

п/п ученика

Разработанность

Беглость

Оригинальность

Гибкость

I пол.

II пол.

I пол.

II пол.

I пол.

II пол.

I пол.

II пол.

1 ученик

39

58

10

10

5

9

6

8

2 ученик

75

77

10

10

5

10

5

9

3 ученик

36

105

10

10

9

12

8

8

4 ученик

55

65

10

10

20

7

5

9

5 ученик

46

112

10

10

8

12

7

6

6 ученик

36

68

10

10

6

6

8

7

7 ученик

26

61

10

10

7

7

10

8

8 ученик

27

46

10

10

5

6

10

6

9 ученик

35

65

10

10

8

7

7

8

Итого

375

657

90

90

73

76

66

69

Высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения, но они говорят о высокой вероятности их проявления.

Важными условиями творческой реализации детей является поддержка их увлечений со стороны взрослых. Стабильность интересов и внешкольных увлечений детей является важной характеристикой их творческой продуктивности. Чему и способствуют занятия бумагопластикой, в общем, и квиллингом в нашем случае. Если посмотреть на суммарные баллы по разработанности, то они в сумме выросли почти в два раза за год занятий.

Новизна исследования состоит в том, что в рамках исследования обоснована методика, построенная на сочетании продуктивных методов, приемов, средств и форм обучения, направленных на формирование знаний, умений и навыков учащихся и их творческую интерпретацию в процессе выполнения заданий, на повышение творческих способностей средствами бумагопластики; кроме того, разработаны критерии оценки и показатели подготовки учащихся, позволяющее объективно оценивать результаты.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечена теоретической и методической базой, практической проверкой основных положений, использованием комплексной методики исследования и результатами опытно-экспериментального обучения бумагопластики, качественным и количественным анализом результатов эксперимента.

По завершении намеченного плана работы, было отмечено, что у детей заметно расширилась сфера применения творческих способностей. Оригинальность, разработанность и законченность в их работах значительно возросла, этому способствовали дополнительные занятия, которые активно помогали развитию творческих способностей.

Дети на занятиях стали чувствовать себя более раскрепощенными и более уверенными в своих возможностях при занятии творческой деятельностью.

Литература:

  1. Ивахнова, Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. / Л. А. Ивахнова. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. — 116 с.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей.
  3. Методика Г.Дэвиса (определения творческих способностей учащихся) URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/1379-metodika-gdevisa-opredeleniya-tvorcheskix-sposobnostej-uchashhixsya
  4. Тест креативности Торранса. Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики URL: http://psylab.info/Тест_креативности_Торранса (Дата обращения 20.04.2017).
  5. Торманова А. С. Большая энциклопедия. Квиллинг / А. С. Торманова. — Москва: АСТ, 2015. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, свободная спираль, способность, тугая спираль, ученик, ребенок, рисунок, дополнительное образование, Конец полоски, творческая способность детей.

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики

В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошко...

Применение нетрадиционных техник на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческих способностей детей

Автором статьи актуализируется вопрос о важности применения нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей. На конкретных примерах показываются возможности облегчения восприятия учащимися сложных учебных программ благодаря испо...

Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ

В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики

В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошко...

Применение нетрадиционных техник на занятиях изобразительным искусством как средство развития творческих способностей детей

Автором статьи актуализируется вопрос о важности применения нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей. На конкретных примерах показываются возможности облегчения восприятия учащимися сложных учебных программ благодаря испо...

Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развит...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посред...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Задать вопрос