Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 10.08.2017

Статья просмотрена: 1526 раз

Библиографическое описание:

Лапицкая, Ю. С. Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Ю. С. Лапицкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 4 (14). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/67/2677/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения родителей.

Раскрывается роль становления субъектной позиции в контексте успешного профессионального и личностного становления учащихся высших, средних специальных и профессионально-технических учреждений образования из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: субъектная позиция, субъектность, юношество, учащиеся-сироты, мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты субъектной позиции

В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. актуализируется задача развития социально зрелой, творческой, предприимчивой, инициативной, ответственной, самостоятельной личности, способной успешно социализироваться в современном обществе. Подчеркивается необходимость сформировать умения и навыки деловой активности молодежи, готовой к эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, развитию и процветанию Республики Беларусь [6].

Современный образ личности предполагает способность к самоопределению в ситуации динамичности происходящих процессов, участие в преобразующей и созидательной деятельности, потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Успешность взрослого человека сегодня ассоциируется с ярко выраженными проявлениями его субъектности, наличием у него устойчивой субъектной позиции.

Отсутствие субъектной позиции у юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишает их возможности быть активными деятелями собственной жизни, что может препятствовать их личностному и профессиональному самоопределению.

Особую актуальность эта проблема приобретает в юношестве — времени выбора жизненного пути, создания семьи, для юношей, возможно, — службы в армии. На юношеский период приходится завершающий этап образования по выбранной специальности и начало одной из основных стадий профессионализации.

Период юности является самым благоприятным для становления субъектной позиции личности, т. к. в этом возрасте происходит устойчивая концептуальная социализация, формируется характер, вырабатываются свойства личности [3].

Отдельные вопросы исследования субъектной позиции у учащейся молодежи отражены в работах, посвящённых формированию субъектной позиции курсантов (Н. Щукина), студентов языкового вуза (Н. Пронина) и неязыкового вуза (Н. Иванцова), студентов педагогических вузов (А. Лебедев, А. Гогоберидзе,), в процессе последипломного образования (А. Акулинина), в волонтерской деятельности (А. Богданова), в процессе изучения дисциплин педагогического цикла (О. Цымбал).

Вместе с тем изучение субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не было предметом специального исследования.

Субъектная позиция учащегося — это «сложная, интегративная характеристика личности субъекта, отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом» [1, с. 16]. Её составляющими являются следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный. Мотивационно-ценностный компонент выражается через осознанность выбора будущей профессии, личностный смысл ценностей, учебно-познавательные мотивы и интересы. Отношенческий компонент проявляется через систему субъектных отношений учащегося и взаимоотношений его с миром, людьми, самим собой. Эти два компонента субъектной позиции определяют стратегию жизнедеятельности и поведения молодых людей. Регулятивно-деятельностный компонент характеризует реализацию этой стратегии и проявляется в практической деятельности по самоопределению, самовыражению и саморазвитию юношей и девушек [1, с. 35].

В самом общем виде субъектная позиция учащейся молодёжи — это позиция личностного и профессионального саморазвития. Субъектная позиция развивает индивидуальность, авторство, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; характеризует способ личностного и профессионального существования человека [1, с. 18].

Субъектная позиция проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, к людям, к себе, а также к себе в жизни, в профессии, в семье. Субъектная позиция отражает, прежде всего, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию и находит выражение в таких характеристиках личности, как ценностное отношение, автономность, творчество, внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности, инициативность, рефлексивность, стремление к саморазвитию и самоактуализации, интерес, свобода выбора.

Сформированная субъектная позиция молодых людей в период юношества является залогом их реализации в будущем. Именно учащиеся с развитой субъектной позицией могут в полной мере использовать потенциал современного образования, а в дальнейшем развивать свою субъектность в процессе профессионального и личностного совершенствования (Ф. И. Блиева, Г. А. Аксенова, Н. М. Борытко, В. П. Бедерханова и др.).

Субъектная позиция обеспечивает молодым людям социальную и профессиональную устойчивость, помогает осознанно планировать этапы своего профессионально-личностного пути, вступать в разнообразные отношения с окружающим миром, самоактуализироваться [4, с. 3].

Нерешенность экзистенциальных проблем, вопросов, связанных со смыслом жизни, ответственностью за свое решение, свободой, определяет трудности становления личности учащихся-сирот. Процесс профессионального самоопределения юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто протекает стихийно, так как он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (значимое ближайшее окружение), позволяющих человеку быть профессионально ориентированным. Поэтому многие обучающиеся-сироты не имеют четкого представления о выбранной профессии, интересы и способности зачастую не связаны с профилем будущей деятельности [8].

Категория студентов и учащихся ссузов и птузов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется слиянием двух социальных статусов. Положение и особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соединяясь с проблемами учащейся молодежи (трудности, связанные с обучением и различными сторонами жизнедеятельности — друзья, семья, быт; социально-профессиональная ориентация и адаптация рынке труда) способны взаимно усиливаться. Для юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свойственны такие группы социально-психологических проблем, как:

1) отсутствие опыта и навыков формализованного общения;

2) проблемы выстраивания неформальных межличностных отношений;

3) неразвитость или отсутствие мотивации к обучению;

4) «отчуждение своего опыта» — феномен неприятия событий собственной жизни;

5) иждивенческая установка по отношению к обществу — «Нам все обязаны и должны»;

6) отсутствие позитивного опыта жизни в семье;

7) обезличивание (желание не выделяться из общей массы), обусловленное низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;

8) отсутствие нравственного иммунитета к условиям асоциальной среды [3].

Существенными личностными характеристиками учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: несоответствие хронологического и психологического возраста; пассивная жизненная позиция; отсутствие целенаправленных действий для достижения определенного результата; ощущение чувства одиночества; бедная и уплощённая эмоциональная сфера; искажение границ психологического пространства личности (зависимость от внешнего воздействия, принятие роли жертвы); склонность к психологическому слиянию (несамостоятельность в принятии решений, ориентация на референтную группу, отсутствие авторства по отношению к собственной жизни); несформированность временной перспективы (нереалистичность будущего) [5].

Одной из специфических психологических проблем является характерное для таких молодых людей «сиюминутное» проживание жизни. Это проявляется в том, что отдельно пережитые эпизоды не становятся событиями жизни и не входят в личный психологический опыт. В результате происходят отклонения от развития адекватной самооценки и соответствующего ей уровня притязаний [7, с. 21].

Обучающимся-сиротам свойственна недостаточная социальная зрелость, выраженная в отсутствии готовности к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, нежелании взрослеть, принимая на себя всю полноту ответственности за жизненный выбор. Успех в социуме они связывают не столько со своими способностями и личной инициативой, сколько с внешними, не зависящими от них обстоятельствами. У данной категории учащихся обнаруживается очень низкое сознание внешних и внутренних условий, резервов, способов осуществления, достижения своих целей и планов [8].

Характерной особенностью индивидуального психологического развития учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является эмоциональная неустойчивость: сниженная способность противостоять стрессовым нагрузкам, повышенная склонность к страхам, беспокойству, тревожности, быстрой смене настроения, чрезмерная импульсивность и аффективная вспыльчивость. У определенной части обучающихся-сирот наблюдается постоянное состояние фрустрации, и они предрасположены к невротическим срывам. Основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий [4, с. 16].

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления наблюдаются в сфере социального взаимодействия. У юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональных привязанностях. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им зачастую свойственны упрямство, замкнутость, негативизм, заторможенность [2, с. 38].

Система мотивации обучающихся-сирот характеризуется ограниченностью, единообразием, привязанностью к непосредственной жизненной ситуации. Преобладают мотивы избегания неприятностей и «мотивы сегодняшнего дня» в противовес мотивам отдаленной перспективы, которые оказываются слабо выраженными. Для них характерны иллюзия неограниченности будущего, произвольное насыщение будущего малореальными и даже мифическими событиями, оторванность будущего от прошлого и настоящего. Настоящее аморфно, «размыто», сироты не видят его связи с прошлым. Отсутствие четких представлений о своем прошлом препятствует становлению профессиональной и личностной перспективы будущего [7, с. 19].

В структуре ценностных ориентаций учащейся молодёжи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доминируют внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности [8].

Кроме того, в большинстве своем, учащиеся-сироты не проявляют заинтересованности к событиям общественной жизни страны и общечеловеческим проблемам в отличие от их сверстников из обычных семей. Для них мало значимы общественное признание, отношения окружающих, самовоспитание, самосовершенствование, деятельность на пользу другим, возможность заняться работой, соответствующей их интересам, способностям [5].

Таким образом, анализ социально-психологических особенностей и проблем юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что у большинства из них недостаточно сформирована субъектная позиция. Успех профессионального и личностного становления таких молодых людей зависит от формирования и развития у них особого отношения к себе и своему будущему, способствующего выстраиванию и реализации жизненных планов, а также развитию собственной активности во всех сферах жизнедеятельности.

Литература:

  1. Аксёнова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01; 19.00.07 / Г. И. Аксёнова; Моск. пед. гос. ун-т. — М., 1998. — 43 с.
  2. Березин С. В. Социальное сиротство: дети и родители: материалы к курсу «Педагогическая психология» / С. В. Березин, Ю. Б. Евдокимова. — Самара: Универс-групп, 2003. — 52 с.
  3. Ермакова Л. В. Социальная работа со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возможности её совершенствования [Электронный ресурс] / Л. В. Ермакова // Сибирский федеральный университет. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s5/s5_16.pdf. — Дата доступа: 26.07.2017.
  4. Лобанова С. А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Лобанова; Кубан. гос. ун-т. — Краснодар, 2009. — 25 с.
  5. Микелевич Е. Б. Особенности Я-концепции сирот в условиях интернатного учреждения и в постинтернатный период [Электронный ресурс] / Е. Б. Микелевич // Личность — слово — социум. — Режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/203-lichnost-otnosheniya/5713-osobennosti-yakontseptsi.html. — Дата доступа: 22.07.2017.
  6. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22 февр. 2016 г., № 9 // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: http://edu.gov.by/page-25131. — Дата доступа: 20.07.2017.
  7. Уманская Е. Г. Развитие личности в условиях депривации: монография / Е. Г. Уманская. — М.: Прометей, 148 с.
  8. Халимова Н. М. Личностный адаптационный потенциал обучающихся-сирот в колледжах хакасского государственного Университета им. Н. Ф. Катанова [Электронный ресурс] / Н. М. Халимова, Е. А. Бабицкая, Е. А. Назмутдинова, Л. А. Ворожцова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3–4. — Режим доступа: http://publikacia.net/archive/2017/3/4/41. — Дата доступа: 22.07.2017.
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, субъектная позиция, число детей-сирот, категория детей-сирот, ребенок, учащаяся молодежь, Беларусь, девушка, собственная жизнь, сфера жизнедеятельности.

Ключевые слова

мотивационно-ценностный, субъектность, юношество, субъектная позиция, учащиеся-сироты, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты субъектной позиции

Похожие статьи

субъектная позиция, попечение родителей, число детей-сирот...

Субъектная позиция как показатель успешного... | Молодой ученый. субъектная позиция, попечение родителей, число детей-сирот, ребенок, учащаяся молодежь, категория детей-сирот, собственная жизнь, Беларусь, сфера жизнедеятельности, девушка.

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

В ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» работают 45 сотрудников, из них 17 педагогов. 88 % педагогов, работающих с детьми-сиротами, имеют высшее образование или получают его.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Права всех детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, в которой провозглашено, что дети имеют право на особую защиту и помощь.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Лапицкая Юлия Сергеевна — Информация об авторе

Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

В статье рассматривается категория детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающая определенные трудности в процессе социальной адаптации. Раскрываются основные особенности постинтернатных проблемы детей данной категории...

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

Ежегодно выявляется более 90 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рязанской области 78 % от общего числа детей-сирот находятся на семейных формах воспитания (опека, попечительство, приемная семья).

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства. Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает. Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые.

Похожие статьи

субъектная позиция, попечение родителей, число детей-сирот...

Субъектная позиция как показатель успешного... | Молодой ученый. субъектная позиция, попечение родителей, число детей-сирот, ребенок, учащаяся молодежь, категория детей-сирот, собственная жизнь, Беларусь, сфера жизнедеятельности, девушка.

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

В ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Пошатовский детский дом» работают 45 сотрудников, из них 17 педагогов. 88 % педагогов, работающих с детьми-сиротами, имеют высшее образование или получают его.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Права всех детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, определяются, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, в которой провозглашено, что дети имеют право на особую защиту и помощь.

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или...

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.

Лапицкая Юлия Сергеевна — Информация об авторе

Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

В статье рассматривается категория детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающая определенные трудности в процессе социальной адаптации. Раскрываются основные особенности постинтернатных проблемы детей данной категории...

Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского...

Ежегодно выявляется более 90 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рязанской области 78 % от общего числа детей-сирот находятся на семейных формах воспитания (опека, попечительство, приемная семья).

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства. Потенциал технологий социальной работы при подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема

Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает. Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые.

Задать вопрос