Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 10.08.2017

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Лапицкая Ю. С. Субъектная позиция как показатель успешного профессионального и личностного становления учащейся молодёжи из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Образование и воспитание. — 2017. — №4. — С. 48-51. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/67/2677/ (дата обращения: 28.05.2018).



В статье рассматривается содержание понятия «субъектная позиция», раскрываются сущностные характеристики её компонентов. Автором описаны социально-психологические особенности учащихся со статусом детей-сирот и статусом детей, оставшихся без попечения родителей.

Раскрывается роль становления субъектной позиции в контексте успешного профессионального и личностного становления учащихся высших, средних специальных и профессионально-технических учреждений образования из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: субъектная позиция, субъектность, юношество, учащиеся-сироты, мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты субъектной позиции

В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. актуализируется задача развития социально зрелой, творческой, предприимчивой, инициативной, ответственной, самостоятельной личности, способной успешно социализироваться в современном обществе. Подчеркивается необходимость сформировать умения и навыки деловой активности молодежи, готовой к эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, развитию и процветанию Республики Беларусь [6].

Современный образ личности предполагает способность к самоопределению в ситуации динамичности происходящих процессов, участие в преобразующей и созидательной деятельности, потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Успешность взрослого человека сегодня ассоциируется с ярко выраженными проявлениями его субъектности, наличием у него устойчивой субъектной позиции.

Отсутствие субъектной позиции у юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишает их возможности быть активными деятелями собственной жизни, что может препятствовать их личностному и профессиональному самоопределению.

Особую актуальность эта проблема приобретает в юношестве — времени выбора жизненного пути, создания семьи, для юношей, возможно, — службы в армии. На юношеский период приходится завершающий этап образования по выбранной специальности и начало одной из основных стадий профессионализации.

Период юности является самым благоприятным для становления субъектной позиции личности, т. к. в этом возрасте происходит устойчивая концептуальная социализация, формируется характер, вырабатываются свойства личности [3].

Отдельные вопросы исследования субъектной позиции у учащейся молодежи отражены в работах, посвящённых формированию субъектной позиции курсантов (Н. Щукина), студентов языкового вуза (Н. Пронина) и неязыкового вуза (Н. Иванцова), студентов педагогических вузов (А. Лебедев, А. Гогоберидзе,), в процессе последипломного образования (А. Акулинина), в волонтерской деятельности (А. Богданова), в процессе изучения дисциплин педагогического цикла (О. Цымбал).

Вместе с тем изучение субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще не было предметом специального исследования.

Субъектная позиция учащегося — это «сложная, интегративная характеристика личности субъекта, отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом» [1, с. 16]. Её составляющими являются следующие компоненты: мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный. Мотивационно-ценностный компонент выражается через осознанность выбора будущей профессии, личностный смысл ценностей, учебно-познавательные мотивы и интересы. Отношенческий компонент проявляется через систему субъектных отношений учащегося и взаимоотношений его с миром, людьми, самим собой. Эти два компонента субъектной позиции определяют стратегию жизнедеятельности и поведения молодых людей. Регулятивно-деятельностный компонент характеризует реализацию этой стратегии и проявляется в практической деятельности по самоопределению, самовыражению и саморазвитию юношей и девушек [1, с. 35].

В самом общем виде субъектная позиция учащейся молодёжи — это позиция личностного и профессионального саморазвития. Субъектная позиция развивает индивидуальность, авторство, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; характеризует способ личностного и профессионального существования человека [1, с. 18].

Субъектная позиция проявляется в заинтересованно активном отношении к жизни, к людям, к себе, а также к себе в жизни, в профессии, в семье. Субъектная позиция отражает, прежде всего, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию и находит выражение в таких характеристиках личности, как ценностное отношение, автономность, творчество, внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности, инициативность, рефлексивность, стремление к саморазвитию и самоактуализации, интерес, свобода выбора.

Сформированная субъектная позиция молодых людей в период юношества является залогом их реализации в будущем. Именно учащиеся с развитой субъектной позицией могут в полной мере использовать потенциал современного образования, а в дальнейшем развивать свою субъектность в процессе профессионального и личностного совершенствования (Ф. И. Блиева, Г. А. Аксенова, Н. М. Борытко, В. П. Бедерханова и др.).

Субъектная позиция обеспечивает молодым людям социальную и профессиональную устойчивость, помогает осознанно планировать этапы своего профессионально-личностного пути, вступать в разнообразные отношения с окружающим миром, самоактуализироваться [4, с. 3].

Нерешенность экзистенциальных проблем, вопросов, связанных со смыслом жизни, ответственностью за свое решение, свободой, определяет трудности становления личности учащихся-сирот. Процесс профессионального самоопределения юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто протекает стихийно, так как он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (значимое ближайшее окружение), позволяющих человеку быть профессионально ориентированным. Поэтому многие обучающиеся-сироты не имеют четкого представления о выбранной профессии, интересы и способности зачастую не связаны с профилем будущей деятельности [8].

Категория студентов и учащихся ссузов и птузов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется слиянием двух социальных статусов. Положение и особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соединяясь с проблемами учащейся молодежи (трудности, связанные с обучением и различными сторонами жизнедеятельности — друзья, семья, быт; социально-профессиональная ориентация и адаптация рынке труда) способны взаимно усиливаться. Для юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свойственны такие группы социально-психологических проблем, как:

1) отсутствие опыта и навыков формализованного общения;

2) проблемы выстраивания неформальных межличностных отношений;

3) неразвитость или отсутствие мотивации к обучению;

4) «отчуждение своего опыта» — феномен неприятия событий собственной жизни;

5) иждивенческая установка по отношению к обществу — «Нам все обязаны и должны»;

6) отсутствие позитивного опыта жизни в семье;

7) обезличивание (желание не выделяться из общей массы), обусловленное низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;

8) отсутствие нравственного иммунитета к условиям асоциальной среды [3].

Существенными личностными характеристиками учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: несоответствие хронологического и психологического возраста; пассивная жизненная позиция; отсутствие целенаправленных действий для достижения определенного результата; ощущение чувства одиночества; бедная и уплощённая эмоциональная сфера; искажение границ психологического пространства личности (зависимость от внешнего воздействия, принятие роли жертвы); склонность к психологическому слиянию (несамостоятельность в принятии решений, ориентация на референтную группу, отсутствие авторства по отношению к собственной жизни); несформированность временной перспективы (нереалистичность будущего) [5].

Одной из специфических психологических проблем является характерное для таких молодых людей «сиюминутное» проживание жизни. Это проявляется в том, что отдельно пережитые эпизоды не становятся событиями жизни и не входят в личный психологический опыт. В результате происходят отклонения от развития адекватной самооценки и соответствующего ей уровня притязаний [7, с. 21].

Обучающимся-сиротам свойственна недостаточная социальная зрелость, выраженная в отсутствии готовности к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, нежелании взрослеть, принимая на себя всю полноту ответственности за жизненный выбор. Успех в социуме они связывают не столько со своими способностями и личной инициативой, сколько с внешними, не зависящими от них обстоятельствами. У данной категории учащихся обнаруживается очень низкое сознание внешних и внутренних условий, резервов, способов осуществления, достижения своих целей и планов [8].

Характерной особенностью индивидуального психологического развития учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является эмоциональная неустойчивость: сниженная способность противостоять стрессовым нагрузкам, повышенная склонность к страхам, беспокойству, тревожности, быстрой смене настроения, чрезмерная импульсивность и аффективная вспыльчивость. У определенной части обучающихся-сирот наблюдается постоянное состояние фрустрации, и они предрасположены к невротическим срывам. Основная направленность положительных эмоций — получение все новых и новых удовольствий [4, с. 16].

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления наблюдаются в сфере социального взаимодействия. У юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональных привязанностях. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им зачастую свойственны упрямство, замкнутость, негативизм, заторможенность [2, с. 38].

Система мотивации обучающихся-сирот характеризуется ограниченностью, единообразием, привязанностью к непосредственной жизненной ситуации. Преобладают мотивы избегания неприятностей и «мотивы сегодняшнего дня» в противовес мотивам отдаленной перспективы, которые оказываются слабо выраженными. Для них характерны иллюзия неограниченности будущего, произвольное насыщение будущего малореальными и даже мифическими событиями, оторванность будущего от прошлого и настоящего. Настоящее аморфно, «размыто», сироты не видят его связи с прошлым. Отсутствие четких представлений о своем прошлом препятствует становлению профессиональной и личностной перспективы будущего [7, с. 19].

В структуре ценностных ориентаций учащейся молодёжи из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доминируют внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности [8].

Кроме того, в большинстве своем, учащиеся-сироты не проявляют заинтересованности к событиям общественной жизни страны и общечеловеческим проблемам в отличие от их сверстников из обычных семей. Для них мало значимы общественное признание, отношения окружающих, самовоспитание, самосовершенствование, деятельность на пользу другим, возможность заняться работой, соответствующей их интересам, способностям [5].

Таким образом, анализ социально-психологических особенностей и проблем юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что у большинства из них недостаточно сформирована субъектная позиция. Успех профессионального и личностного становления таких молодых людей зависит от формирования и развития у них особого отношения к себе и своему будущему, способствующего выстраиванию и реализации жизненных планов, а также развитию собственной активности во всех сферах жизнедеятельности.

Литература:

  1. Аксёнова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01; 19.00.07 / Г. И. Аксёнова; Моск. пед. гос. ун-т. — М., 1998. — 43 с.
  2. Березин С. В. Социальное сиротство: дети и родители: материалы к курсу «Педагогическая психология» / С. В. Березин, Ю. Б. Евдокимова. — Самара: Универс-групп, 2003. — 52 с.
  3. Ермакова Л. В. Социальная работа со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возможности её совершенствования [Электронный ресурс] / Л. В. Ермакова // Сибирский федеральный университет. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s5/s5_16.pdf. — Дата доступа: 26.07.2017.
  4. Лобанова С. А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Лобанова; Кубан. гос. ун-т. — Краснодар, 2009. — 25 с.
  5. Микелевич Е. Б. Особенности Я-концепции сирот в условиях интернатного учреждения и в постинтернатный период [Электронный ресурс] / Е. Б. Микелевич // Личность — слово — социум. — Режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/203-lichnost-otnosheniya/5713-osobennosti-yakontseptsi.html. — Дата доступа: 22.07.2017.
  6. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22 февр. 2016 г., № 9 // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: http://edu.gov.by/page-25131. — Дата доступа: 20.07.2017.
  7. Уманская Е. Г. Развитие личности в условиях депривации: монография / Е. Г. Уманская. — М.: Прометей, 148 с.
  8. Халимова Н. М. Личностный адаптационный потенциал обучающихся-сирот в колледжах хакасского государственного Университета им. Н. Ф. Катанова [Электронный ресурс] / Н. М. Халимова, Е. А. Бабицкая, Е. А. Назмутдинова, Л. А. Ворожцова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3–4. — Режим доступа: http://publikacia.net/archive/2017/3/4/41. — Дата доступа: 22.07.2017.
Основные термины (генерируются автоматически): попечения родителей, субъектной позиции, числа детей-сирот, Субъектная позиция, категории детей-сирот, становления субъектной позиции, личностного становления, учащейся молодежи, субъектная позиция, Режим доступа, Дата доступа, молодых людей, Электронный ресурс, непрерывного воспитания детей, собственной жизни, профессионального становления родителей, личностного становления учащихся, субъектной позиции юношей, роль становления субъектной, субъектной позиции личности.

Ключевые слова

мотивационно-ценностный, субъектность, юношество, субъектная позиция, учащиеся-сироты, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты субъектной позиции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос