Роль социального статуса педагога в управлении образованием | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 31.05.2017

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Нечаева О. А. Роль социального статуса педагога в управлении образованием // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2521/ (дата обращения: 25.05.2018).



В статье поднимается вопрос необходимости повышения социального статуса педагога, приводятся статистические данные различных исследований, подтверждающих актуальность проблемы, приводятся данные по изучению положительного опыта КНР по данному вопросу.

Во многих профессиях кадровый вопрос актуален в любые времена. Педагогику и образование сложно причислить к счастливому исключению. Сегодня, когда статус учителя имеет достаточно низкий социальный уровень, перед руководителем образовательным учреждением стоит проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров. Директор со своей управленческой командой вынужден ежеминутно искать пути ее решения. Однако, абстрагируясь от правильных и нужных усилий руководства в вопросе решения кадровых проблем, попробуем разобраться непосредственно с фактором социального уровня педагога. Будет ли проще и продуктивнее работать руководитель, если социальный уровень педагога поднять на максимально возможную высоту?

В современном менеджменте при принятия управленческого решения в целом, и кадрового в частности, скорее всего, придется пройти следующие этапы:

  1. Выявление проблемы
  2. Диагностика проблемы
  3. Формулирование проблемы
  4. Определение ограничений
  5. Определение списка альтернативных решений
  6. Определение критерия выбора оптимального решения
  7. Выбор оптимального решения.

А основной вектор управленческого решения по кадровым вопросам направлен на человека-сотрудника, с которым придется работать сегодняшнему управленцу, где и помимо недостаточно высокого социального статуса — хватает сложностей и проблем. С какими из них сталкивается среднестатистический руководитель образовательной организации можно проследить, обратившись к исследованию ОЭСР TALIS, в рамках которого изучались общие характеристики, профессиональные приоритеты, установки, отношение к оцениванию, к климату в школе и потребности профессионального развития учителей и директоров школ. Данные исследования показали, что в российских школах количество директоров недовольных своими кадрами составляет более половины всех опрошенных (44 % — жалуются на нехватку квалифицированных кадров, 10 % — на значительную нехватку персонала). Из всех стран, участвующих в исследовании — только Япония обогнала нас по критичному отношению к подготовке своих учителей. [1] При этом опрос учителей показал, что их крайне огорчает необъективность и формализм в критериях оценки педагогического труда (36 %), а также недостатки во внутришкольном управлении, прямо или косвенно зависящие от руководителей (30 %). [2] Очевидно, что учителя недовольны руководством — руководство мечтает о более квалифицированном персонале. В связи с чем — встает вопрос о качестве кадровых управленческих решений, т. к. начиная со стадии № 1 — «выявление проблемы», руководитель, скорее всего, вряд ли грамотно оценит ситуацию и пройдет весь цикл формирования наилучшего управленческого решения при столь полярных взглядах педагога и директора. Почему же при всех реформах образования проблема высококвалифицированных кадров до сих пор актуальна? Заглянем в статистику еще одного опроса — духовные мотивы принятия карьерного решения руководителя образовательной организации составляют всего от 8 % до 27 % в различных возрастных группах (где 27 % — данные по педагогам старше 60 лет) [3].

Исследуя мнение россиян по вопросу удовлетворенности работой современных учителей, увидим, что 50 % россиян считают, что учителя работают плохо или удовлетворительно (при этом — цифры практически не меняются в течение 10 лет проведения опросов) (данные с сайта http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10659). [4] А по данным Всероссийского центра общественного мнения: по мнению половины россиян (48 %), нынешний уровень преподавания в общеобразовательных учреждениях существенно проигрывает тому, что был во времена их учебы (респонденты старше 60 лет, давно окончившие школу, соглашаются с этим в два раза чаще опрошенных в возрасте 18–24 лет, сидевших за партами совсем недавно: 56 % и 31 %, соответственно) [5].. В обществе до сих пор бытует мнение, что учитель сегодня — исключительно человек со стальными нервами. Вековая история России насчитывает бесконечное множество известных имен в педагогической науке — Макаренко А. С., Сухомлинский В. А., Пирогов Н. И. и др., однако былого величия профессии — не видно. Может быть, удовлетворенность населения качеством образования стоит повышать именно с увеличения популярности педагога? И тогда помимо позитивного отношения общества к труду учителя, руководители образовательных организаций смогут с большим КПД выполнять свои управленческие функции, уменьшая акцент на управление непосредственно кадрами?

Возьмем за образец социального признания педагога, к примеру, Китай, где к профессии учителя относятся с большим уважением и почетом, где в честь великого учителя Конфуция до сих пор строят храмы, самое уважительное отношение достается школьным учителям, самым престижным для учителей считается работа со старшими классами, а сами учителя пользуются льготами на медицинское обслуживание и имеют социальные выплаты.

Практически каждый учитель в Китае вынужден зарабатывать дополнительно, с помощью частных уроков, несмотря на то, что официально в стране они запрещены. На такие уроки к учителю обычно приходят несколько учеников одновременно.

В крупных мегаполисах, таких как — Шанхай или Пекин можно найти учителей, которые получают около 15 000 долларов благодаря своей квалификации и востребованности предмета, которому они обучают. Большинство молодых специалистов отправляются работать в сельские школы по распределению. Отработав положенный контракт, молодой учитель имеет шанс получить место в городской школе. Правда, никто не гарантирует жилья, в лучшем случае — место в общежитии. Зато со временем учителя имеют возможность на получение льготных кредитов по ипотеке, особенно в небольших городах. Из чего следует, что — как и везде, жизнь педагогов в Китае, не спешит раздавать подарки, и начинающему учителю нужно много трудиться для получения хорошего места и стабильного заработка.

При этом, по данным исследования, проведенного некоммерческой организацией Varkey GEMS Foundation, базирующейся в Арабских Эмиратах, учителей больше всего ценят и уважают именно в Китае. Результаты были получены в странах, принимающих участие в международных исследованиях, таких, как PISA. Респондентам из 21 страны (в России и СНГ не проводилось) задавались вопросы о том, насколько профессия учителя уважаема и значима по сравнению с другими? Ни в одной стране, кроме Китая, учителя не приравнивались по престижности и значимости к врачам. Интересно также, что половина опрошенных респондентов в Китае поощрили бы своих детей к работе учителем, в то время, как в США этот процент составляет чуть более 30. Неутешительный вывод по итогам проведенного исследования делает основатель фонда Санни Варки. По его мнению, во многих странах учителя больше не сохраняют высокий статус, и со временем это снижение уважения к учителям снизит уровень обучения. В конечном итоге снижение ценности учительской профессии повлияет на ослабление общества, заключает он. [6]

Высочайший престиж образования в китайской традиции, а ведущие вузы страны и вовсе находятся на особом положении. Базовые оклады профессоров девяти ведущих университетов страны (Пекинский, Циньхуа, Нанкинский, Фуданьский, Чжуншань и др.) составляют порядка 500 долл. в месяц (против 250–300 долл. в других университетах и вузах), существуют специальные условия покупки жилья для научных работников и педагогов, возможно предоставление других льгот (вплоть до рождения второго ребенка). Поступление в вуз — настоящий праздник для выпускника средней школы высшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают до 200–300 человек на место. Наиболее способные студенты в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» — к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т. п. Реформа высшего образования начата в 1993 г. с отмены госраспределения и постепенной отмены бесплатного образования. С 1997 г. высшее образование стало платным для всех: плата составляет 15–20 % себестоимости обучения, часто предприятие, на котором работал или будет работать студент, оплачивает учебу. В 2007 г. принято решение восстановить бесплатное обучение в педагогических вузах Минобразования Китая при условии, что после окончания выпускники отработают два года в сельских школах или 10 лет в городских. [7] Возвращаясь к вопросу взаимоотношений руководителя и подчиненного, стоит отметить, что в Китае, прежде всего, бросается в глаза особое положение, которое в жизни компании занимает ее руководитель — по-китайски «лаобань». Начальник — это не должность, а личность с целым набором выдающихся характеристик. Он самый умный, самый сознательный, и он все умеет делать лучше всех. Именно он единолично принимает практически все решения, касающиеся организации. Только он обладает всей полнотой информации о положении предприятия и скупо делится ею с отдельными служащими. Только он один знает о мотивах и целях принятия решений, что позволяет ему держать соответствующую дистанцию с работниками. В Китайской народной республике к профессии учителя относятся с большим уважением и почетом. В 1903 году в Китае был издан специальный закон «О педагогах КНР», в котором изложены требования к работе педагогов, их обязанности и права, прочие вопросы. [8]

Для повышения профессиональных навыков педагогов действует программа по образованию союза обучения педагогов через Интернет, что позволяет ежедневно совершенствовать знания учителей, предоставляет доступ к большому количеству качественной и масштабной информации. В силу закона «О педагогах» в стране ведется режим «учительского ценза», доводится план по обучению большого количества руководителей школ для повышения рейтинга образовательных учреждений. Среди учителей школ больше людей средней возрастной категории и молодежи, а в высших заведениях педагогов до 45 лет почти 80 %. Правительство Китая считает обеспечение образования в школах своей главной задачей. За образованием они видят будущее нации. Не меньше внимания уделяется образованию в высших учебных заведениях. Именно поэтому в стране с каждым годом наблюдается профессиональный рост преподавательского состава. На сегодняшний день в Китае самым-самым Учителем является Конфуций. Созданная им в свое время школа оказала сильное влияние на современную жизнь жителей страны. Некоторые идеи Конфуция и в настоящее время подлежат обязательному изучению всеми учениками.

Думаю, и нашей стране в силах развить и укрепить традицию чтить и уважать педагогов, не меньше, чем это принято у китайских граждан. Как показывает опыт –в овсе не обязательно вкладывать огромные бюджеты, важно вернуться к истокам, вспомнить, что помимо Макаренко, в нашей истории есть такие имена как Сильвестр с его наставлениями сыну Анфиму в 64 главе Домостроя — «кодекс поведения молодого московита», вспомнить Симеона Полоцкого — культурнейшего человека эпохи, основателя бесцензурной типографии в Кремле. И это возможно внедрить усилиями самих педагогов, не дожидаясь усиления роли социальной рекламы, не дожидаясь экономической поддержки государства — путем организации лекций, семинаров, изданием статей по исторической тематике, по современным вопросам педагогической науки и практики.

И именно тогда, добившись такого же уважения к педагогу, как у китайских граждан, в системе образования — ряд управленческих проблем будет снят за ненадобностью, огромное количество управленческих решений не придется принимать, просто потому, что не возникнет необходимость в их формировании.

Литература:

  1. Директора российских школ и их зарубежные коллеги / Е. А. Ленская, И. В. Брун // Материалы XII Международной научно-практической конференции, г.Москва 19–20 февраля 2016. С.140–153.
  2. Социологический портрет современного директора школы/ С. Т. Пашаян // Материалы XII Международной научно-практической конференции, г.Москва 19–20 февраля 2016. С.172–180.
  3. Хочу быть руководителем/ В. В. Кучурин, Т. В. Рогозина, Н. В. Фирсова// Материалы XII Международной научно-практической конференции, г.Москва 19–20 февраля 2016. С.180–185.
  4. http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10659
  5. http://www.amic.ru/news/283932/
  6. http://pedsovet.org/content/view/20576/251/
  7. http://экономическое-развитие-китая.рф
  8. http://www.rekuklet.ru/blog/corporate_culture/579.html
Основные термины (генерируются автоматически): Международной научно-практической конференции, управленческого решения, профессии учителя, великого учителя Конфуция, учителя недовольны руководством, профессия учителя уважаема, социального статуса педагога, социальный уровень педагога, оптимального решения, статус учителя, социального уровня педагога, временем учителя, труду учителя, принятия управленческого решения, большим уважением, полярных взглядах педагога, социального признания педагога, высших заведениях педагогов, странах учителя, квалифицированных кадров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос