Авторы: Чернова Анастасия Александровна, Наконечная Татьяна Викторовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Чернова А. А., Наконечная Т. В. Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации школьников в условиях образовательного кластера // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2475/ (дата обращения: 20.02.2018).



В статье описывается система профессиональной ориентации школьников в рамках реализации инновационного проекта. Описывается кластерный подход в сфере образования. Анализируются полученные социально-психологические данные профессиональных предпочтений и способностей, личностных особенностей старшеклассников. Представлено описание модулей системной профориентационной работы со школьниками в рамках кластерной среды.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, кластерный подход, непрерывное образование, профессиональная ориентация, образовательный кластер.

Современные социально-экономические условия диктуют новые требования к процессу обучения подрастающего поколения. Основные изменения, которые происходят в современном образовательном пространстве – это процессы глобализации и интеграции, открытость информационного пространства и новые возможности непрерывного образования. Непрерывное образование – это оптимальные условия, позволяющие человеку уверенно идти по выбранному пути, определяющие многомерное движение личности в образовательном пространстве. Одним из системообразующих факторов непрерывного образования считается потребность личности в постоянном развитии и самосовершенствовании.

В связи с этим возрастает интерес к проблеме профессионального самоопределения личности как процесса выбора профессии, так и самореализации в ней. Перед школой стоит важная задача – формирование важных для современного общества жизненных установок личности. На рынке труда более востребованными являются активные, образованные молодые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, умеющие прогнозировать возможные последствия своих действий, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, креативностью и способностью быстро обучаться. Социально значимые качества личности, отражающие ее мировоззренческие установки, влияют на жизненное самоопределение и помогают в профессиональном становлении. В силу разных причин школа как субъект образовательного процесса еще недостаточно участвует в профессиональной ориентации учащихся. Поэтому важно использовать кластерный подход в сфере образования, так как модель сетевого взаимодействия между школой, вузом и работодателями направлена на формирование профессионального самоопределения школьников и представляет собой целостную систему профориентационной работы. Образовательный кластер – это группа связанных между собой образовательных учреждений, осуществляющих интеграционное взаимодействие. Кластерный подход в профессиональной ориентации школьников позволяет использовать разные ресурсы школы, вуза, обеспечивая целостность и единство образовательного пространства. С точки зрения Т.И. Шамовой кластер есть некая организационная форма объединения усилий разных заинтересованных в этом процессе сторон в направлении достижения эффективности деятельности и конкурентоспособных преимуществ [1].

Нами реализуется инновационный проект ««Создание целостной системы профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в самореализации» с 2015-2016 уч. года. Базовыми учреждениями, в которых реализуется данный проект, являются МБОУ СОШ №№31, 61, 87, 88,92,103,112.

На первом этапе реализации инновационного проекта нами был проведен мониторинг по изучению представлений родителей о траектории дальнейшей жизнедеятельности детей. В исследовании приняли родители, учащихся 9 классов в количестве 98 человек. Опрос показал, что, по мнению родителей, 41% учащихся 9 классов определились с выбором учебного заведения для продолжения образования после школы. Следует отметить, что 36,5 % школьников колеблются с выбором учебного заведения, а 22,5% не имеют представления, где будут продолжать свое образование.

При рассмотрении образовательных планов в ближайшей перспективе нами был предложен вопрос о том, где ваш ребенок собирается продолжить образование после 9 класса. Проанализировав ответы родителей, удалось выяснить, что большинство школьников (67,6%) ориентированы на продолжение обучения в 10-11 классах, причем 18% обучающихся планирую продолжить образование в профильных классах. При этом следует отметить, что 19, 7% школьников планируют поступать в среднее профессиональное образовательное учреждение. С точки зрения родителей, их мнение полностью совпадает с желанием сына (дочери) в 43,7%, в большей степени 38% , не совпадает – 18,3% респондентов. Если мнение родителей по вопросам будущей профессиональной траектории рознится, то большинство респондентов (48%) согласятся с выбором ребенка, 22,5% родителей будут настаивать или просить изменить свой выбор, а 29,5% испытуемых не знают, что в этом случае будут делать. Опрос родителей показал, что в основном учащиеся 9 классов (74,6%) планируют в дальнейшем обучаться в Ростове-на-Дону, 15,5% школьников думают поступать в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, а 9,9% учащихся планируют учиться в других городах России.

Важно отметить, что именно интерес к профессии, склонность и задатки ребенка заниматься той или иной деятельностью родители считают самым важным, что должно влиять на выбор будущей профессиональной траектории школьника. А также опрос показал, что существует потребность у родителей в увеличении возможности диагностирования профессионально важных качеств старших школьников, организации психолого-педагогического консультирования по вопросам профессионального самоопределения, информировании об особенностях обучения в различных учебных заведениях, а также включении в школьную программу предмета «Твоя профессиональная карьера».

В связи с этим в рамках непрерывного образования нами выстроена целостная профориентационная работа среди школьников, которая опирается на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Мы считаем целесообразным использовать кластерный подход в организации сетевого взаимодействия школы – вуза – работодателя, что обеспечивает условия формирования готовности старшеклассников к профессиональному выбору.

Целостная система осуществляется за счет деятельности 4 взаимосвязанных модулей. Первый модуль представляет собой внутришкольную организацию психолого-педагогических условий формирования профессионального самоопределения школьников. Данный модуль предусматривает организацию условий, направленных на формирования профессионального самоопределения школьников и включает в себя организацию внеурочной деятельности (работу с психологом, профдиагностика, профконсультирование, творческие профориентационные мероприятия и др.).

В рамках данного модуля на начальном этапе реализации инновационного проекта нами также было проведено анкетирование школьников старших классов (241 человек). Анкетирование старшеклассников показало, что с будущей профессией определились только 32,6%, то есть 78 человек. Из них самостоятельно сделали свой выбор 48,3% от 78 определившихся. Профориентационные ресурсы использовали лишь 1,5% респондентов, а 32,6 % опрошенных учащихся заявили, что нуждаются в помощи профконсультантов.

В целях изучения личностных особенностей и профессиональных склонностей учащихся 9-х-11-х классов, нами проводилась профдиагностика в начале 2015-2016 учебного года. Для групповой диагностики учащихся использовались следующие методики: анкета «Ориентация» И.Л. Соломин, тест Дж.Голланда, опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б. Успенским).

В исследовании готовности школьников к выбору профессии приняли участие 9 (519 чел.),10 (224чел.) и 11(201 чел.) классы. Полученные результаты показали, что 20% учащихся 9 классов имеют высокий уровень готовности к выбору профессии, 22% респондентов – низкий уровень. Среди школьников 10 классов наблюдается лишь у 24% высокий уровень готовности, у 15% – низкий. Незначительный рост готовности к выбору профессии наблюдается у учащихся 11 классов: 28% респондентов с высоким уровнем и 65% средним уровнем готовности. Проанализировав данные методики, можно отметить небольшую тенденцию к увеличению респондентов с высоким уровнем готовности к окончанию школы. Но в целом следует отметить о необходимости введении целостной системы профориентационной работы в школе.

Исследование личностных особенностей (тест Дж. Голланда), в котором приняли участие 1080 учащихся 9-11 классов, показало, что среди учащихся наиболее часто встречаются такие типы личности как Артистичский (27,5%) и Предпринимательский (27,5%), самый редкий – конвенциональный (4,5). Этим школьникам в наибольшей степени подойдут такие профессии как предприниматель, директор, журналист, дипломат, политик, юрист, художник, актер, дизайнер и др. Можно сделать вывод, что нынешние выпускники ориентированы на профессии, требующие от них творческой активности, гибкости, практичности, независимости, лидерских качеств. Однако, следует отметить, что низкий процент респондентов (4,5%) с конвенциональным типом личности может привести в будущем к дефициту исполнительных кадров, при острой конкуренции за руководящие посты.

Изучение профессиональных склонностей и способностей позволило выявить, что наиболее желаемые профессии среди страшеклассников находятся области человек-человек (30,5% респондентов) и человек-худ.образ (24,5%). Среди способностей также лидирует человек-человек (49,5% респондентов) и намного меньше человек-техника (19%). Самые низкие показатели в сфере человек-природа. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что в связи с возрастными особенностями, образом жизни у школьников мало представлена деятельность, соприкасающаяся с природой и техникой. Поэтому для расширения опыта реальной деятельности необходимо создавать места рабочей практики для старшеклассников на предприятиях, в лабораториях вуза в таких сферах как «человек-техника», «человек-знак», «человек-природа».

В рамках данного модуля, все школьники, обучающиеся в старших классах, имеют возможность не только пройти профдиагностику, но и получить консультацию, выстроить траекторию профессионального пути. На протяжении всего периода реализации проекта школьникам оказывается информационная и психолого-педагогическая поддержка.

Второй модуль – взаимодействие школы с МБУ Советского района г. Ростова-на-Дону «Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». В рамках данного модуля осуществляется методическое сопровождение школьных психологов, учителей. Задается траектория профориентационной работы со школьниками среднего и старшего звена. Обобщается аналитическая информация, характеризующая уровень готовности старшеклассников к выбору профессии.

Третий модуль – взаимодействие с Южным федеральным университетом в совместной работе по организации внеклассной деятельности, направленной на формирование профессионального самоопределения школьников. Осуществляется взаимодействие школ с разными структурными подразделениями ЮФУ в рамках проводимых профориентационных мероприятий. Участие старшеклассников в студенческих научных сообществах способствует развитию способностей и интересов к исследовательской деятельности в конкретной научной области, что также содействует формированию готовности школьников к осознанному профессиональному выбору. Для школьников регулярно проводятся тренинги, деловые игры, старшеклассники участвуют в специально созданных школах ЮФУ («Школа юного психолога», «Школа юного химика», «Школа юного историка»). Школьники получают опыт общения с преподавателями на занятиях, конференциях, мастерских, лабораториях и «днях открытых дверей» ЮФУ.

Четвертый модуль – предусматривает взаимодействие с центром занятости, с государственными структурами, предпринимателями. Такое взаимодействие дает возможность осуществлять профориентационную деятельность, учитывая ситуацию на рынке труда, а также динамику его изменений. Проводятся встречи с представителями разных структурных подразделений Южного федерального университета, специалистами разных профессий. [2, с.138].

Инновационный проект, который реализуется МБОУ ЦДК Советского района г. Ростова-на-Дону совместно с Академией психологии и педагогики Южного федерального университета по созданию целостной системы профориентационной работы ставит целью формирование профессиональной ориентации школьников в рамках образовательного кластера. Создать условия для освоения старшеклассниками определенного уровня профессии, обеспечить реализацию индивидуальной профессиональной траектории личности с учетом потребностей рынка труда. Реализация целостной системы профриентационной работы со школьниками в рамках кластерной среды отвечает всем современным тенденциям развития непрерывного образования.

Литература:

  1. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем// Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: материалы X междунар.образоват. форума. – Белгород: БелГУ, 2006г. – Ч.1.- с.24-29.
  2. Чернова А.А. Системная модель психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы со школьниками в рамках образовательного кластера// Субъект профессиональной деятельности: стратегии развития личности, коллектива, организации: материалы Межд.науч.-практ. КНФ.(Ростов-на-Дону, 20-21 апреля 2016г.) Ростов н/Д: ДГТУ, 2016г.- 285с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального самоопределения школьников, профориентационной работы, профессиональной ориентации школьников, готовности школьников, выбору профессии, кластерный подход, рамках кластерной среды, целостной системы профориентационной, реализации инновационного проекта, системы профориентационной работы, непрерывного образования, формирование профессионального самоопределения, уровень готовности, исследовании готовности школьников, готовности старшеклассников, выявления готовности школьников, формирования профессионального самоопределения, формированию готовности школьников, высокий уровень готовности, профессиональной траектории.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос