Почему трудно сделать профессиональный выбор и стать профессионалом | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Наконечная, Т. В. Почему трудно сделать профессиональный выбор и стать профессионалом / Т. В. Наконечная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3.1 (13.1). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2455/ (дата обращения: 25.04.2024).



В Ростовской области на сегодняшний день существует острая потребность в компетентных и качественно подготовленных профессионалах. С уверенностью могу говорить о данной ситуации, так как являюсь независимым экспертом Ведомства по управлению государственной гражданской службой Ростовской области, присутствую на заседаниях конкурсных комиссий при приеме на вакантные должности различных структурных подразделений министерств и ведомств.

Конечно же, молодому специалисту не просто конкурировать с теми, кто имеет даже незначительный опыт трудовой деятельности, и не обязательно в государственных структурах. Наряду с профессиональными компетенциями демонстрирующими конкурсантами немаловажную роль играют личностные особенности и способности к постпрофессиональному обучению. Знания, умения, навыки, физическое здоровье, общая эрудиция, стрессоустойчивость, открытость, стабильность психических процессов (внимания, мышления, воображения, памяти) наряду с общей культурой поведения – вот тот не полный, но основной перечень требований, которые сегодня предъявляются при приеме на работу. Мало иметь амбиции сделать карьеру государственного служащего. И даже желание «послужить Отечеству, быть добросовестным», этого недостаточно на сегодняшний день.

Какие же условия и кем создаются в нашем обществе для того, чтобы профессиональное самоопределение было эффективным во всех смыслах этого слова. Не вызывало психологических травм, ни у детей, ни у родителей. Чтобы, получив профессию, молодой гражданин общества работал, реализовывался, приносил пользу, продвигал науку, приумножал достижения и т.д.

Заканчивая общеобразовательное учреждение, выпускник, согласно требованиям федерального государственного стандарта (ФГОС) [1] должен обладать следующими компетенциями современного человека:

- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- способности к самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- способности к самообразованию (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).‏

Одним из главных положений ФГОС является положение о «воспитательном идеале» современной российской школы. Под таким идеалом в стандарте понимается «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России».

Системным социально-педагогическим ориентиром в создании «портретов выпускников» по ступеням образования послужила принятая в современном цивилизованном обществе характеристика благополучного, востребованного обществом, развивающегося «Человека 21 века» (позиция ООН, ЮНЕСКО, «Римского Клуба» и др.). Его отличительными чертами являются:

– ориентированность на освоение и производство знания и использование новых технологий;

- активное стремление расширить свой жизненный горизонт;

- установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего в рамках общего социо-культурного прогресса человечества;

- активное, компетентное финансовое поведение;

- здоровый и безопасный образ жизни;

- эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

Таким образом, сегодняшние 17-18 летние юноши и девушки, освоившие общеобразовательную программу и получившие аттестат должны [1, c.5]:

- осознавать себя личностью, живущей в обществе, быть социально активными, осознающими глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

- быть носителями ценностей гражданского общества, осознающими свою сопричастность к судьбам Родины, уважающими ценности иных культур, конфессий и мировоззрений;

- креативно и критически мыслить, быть мотивированными к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни;

- быть способными к личностному выбору и поступкам, готовыми нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения;

- уважать других людей и уметь сотрудничать с ними для достижения общего результата;

- быть готовыми к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов.

По ФГОС ООО [1, с. 4] портрет выпускника выглядит таким образом:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Таким образом, современная школа выпускает всесторонне развитую, культурную, образованную, социально активную личность.

Отечественная теоретическая и практическая психология имеет большой опыт в исследования различных сторон личности, особенности мотивов, эмоциональной сферы, возрастных и прочих особенностей. Накопленный опыт и разнообразие психологических методик диагностики позволяет достаточно глубоко изучить потребности и способности современного подростка, стоящего перед выбором профессионального учебного заведения и будущей профессии.

Кроме этого, существует разветвленная система социальных институтов, занимающихся целенаправленно профориентационной работой, это и территориальные центры занятости, и всевозможные центры профориентации при ВУЗах, министерствах труда и социальной защиты населения, и центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, да и педагоги-психологи школ и учреждений дополнительного образования проводят такую работу.

Тем не менее, статистика неумолимо свидетельствует о том, что около 70% выпускников профессиональных учебных заведений не работают по приобретенным специальностям. Попробуем разобраться в некоторых причинах данного обстоятельства.

Прежде всего, стоит обратить внимание на время проведения большинства мероприятий профориентационной работы. Как правило, такая деятельность организуется с подростками, которые стоят на пороге окончания школы или заканчивают девятый класс средней школы. И календарно, это конец зимы – начало лета. Чаще всего это обусловлено выбором школьных предметов, которые выбирают обучающиеся для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ. Цель понятна, баллы, полученные на экзамене, будут учтены при приеме в профессиональное учебное заведение.

Но, если мы говорим о таких важных психологических характеристиках личности, как самостоятельность и ответственность, развитая рефлексия и прочее, которые не только важны для выбора профессии, но и жизненного пути в целом, то стоит обратить внимание на возрастные особенности формирования этих характеристик.

Специалисты в области возрастной психологии знают, что стабильные и кризисные периоды жизни пронизывают детство, отрочество и подростковый возраст каждого. Теория периодизации Эльконина Б. Д. [2, с. 45] подробно описывает что и каким образом происходит с ребенком на том или ином этапе его жизни. Мы не будем сейчас погружаться в детали, рассмотрим лишь те из них, которые уже обозначены.

Самостоятельность. Ни у кого не вызывает сомнения, что отсутствие внешнего контроля при организации любой деятельности, свидетельствует о хорошем потенциале и открывает разного рода возможности… К величайшему сожалению, далеко не каждый взрослый может похвастаться самостоятельностью. А формируется это свойство достаточно рано, когда молодые родители еще не строят планов о том, кем будет их ребенок в будущем, в два с половиной – три года!!! То есть тогда, когда ребенок впервые говорит родителям – «Я сам буду кушать, наливать в стакан сок, шнуровать обувь, одеваться» и так далее. Казалось бы, очень хорошо! Пусть сам. Но!

Кто же ему даст проявить эту самую самостоятельность? В это время, совершенно не понимая, ЧТО ТВОРЯТ, родители утром спешат на работу и им удобнее, быстрее и правильнее накормить, одеть, обуть своего ребенка самим, не тратя на это лишнее время и силы.

Небольшое наблюдение, которое имеет непосредственное отношение к сегодняшней теме, хотя кому-то может показаться неуместным.

Часов 10 утра. На детской площадке играет пять детей в возрасте от двух до пяти лет. Все они пришли на площадку в сопровождении взрослых (мам, пап, бабушек). Те, кто постарше катаются с горки, с интересом поглядывают друг на друга, но не разговаривают между собой. Все их действия активно комментируются взрослыми и постоянно корректируются – «как удобнее спуститься с горки, как правильнее». И если у детей все получается, их хвалят. Периодически, спрашивают не устал ли малыш, дают пить воду, вытирают рот, нос, руки и прочим образом заботятся. Взрослые тоже между собой не общаются, при этом называют других участников не по имени, так как не знакомы, а просто – «мальчик», «девочка». У детей ловко получается кататься с горки, и они паровозиком друг за другом спускаются и бегут на новый круг для спуска. Взрослые, активно страхуют их спуск и подъем, сопровождая похвалой достижения детей.

Кто из нас не наблюдал такую сцену? Каждый. И казалось бы как хорошо и мирно все происходит. Но чему учатся дети в это время? Общаться? Нет. Взаимодействовать с другими? Нет. Выбирать и пробовать разные способы решения задач? Нет. Конкурировать? Сомнительно. Дети на площадке в этой игре и при такой организации учатся выполнять инструкции близких взрослых, без вариантов! Не возникает даже возможность попробовать что-то новое или самому решить, что уже хватит кататься с горки и можно теперь пойти в песочницу, например. За них все уже решили. Трепетные родители мне возразят, что это нормально – заботиться, в этом тоже выражается любовь, что именно таким образом обеспечивается безопасность… Мне искренне жаль таких родителей. Потому, что все должно быть вовремя. И в трех-пятилетнем возрасте просто необходимо давать детям возможность проявлять свои силы и самостоятельность максимально. Помощь нужна только тогда, когда о ней просят!

Сегодня очень редко можно увидеть самостоятельно играющих детей во дворе в подвижные игры, игры по правилам. Опыт взаимодействия со сверстниками не менее важен, чем умение слышать взрослых.

И так, возвращаясь к нашей теме, получается, что начало профессионального самоопределения находится где-то в раннем детстве. И да, и нет. Предпосылки характерологических особенностей человека, несомненно, способность прогнозировать и планировать формируются чуть позже, но, несомненно одно, основы закладываются в более раннем возрасте чем подросток сталкивается с вопросом о том, кем ему быть.

Поэтому так важны сегодня те игры в дошкольных учреждениях, которые позволяют экспериментировать. Действовать, строго соблюдая правила. И даже самим детям формулировать эти правила.

Заботливый родитель сегодня должен не только познакомить своего ребенка с современным обществом, но и позаботиться о его выживаемости и способности адаптироваться к внешним переменам и внутренним состояниям. Ребенок должен знать не только, что он любим, но должен быть уверен в том, что будет поддержан своими близкими в мучительные минуты выбора.

Учреждения дошкольного образования должны предоставлять детям не только программы развития, но и время на самостоятельно наполняемое содержанием общение, спонтанные игры и взаимодействие вне образовательного процесса. Расширяя репертуар ролевых игр дошкольников необходимо вводить их в мир новых профессий и предметных областей. А для успешной работы нужны подготовленные кадры, смотрящие на 15-20 лет вперед. Программы курсовой подготовки повышения квалификации педагогических работников должны быть ориентированы на «зону ближайшего развития» общества и региона в целом.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010.
  2. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., «Академия» 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, выбор профессии, игра, общество, профессиональное самоопределение, профессиональное учебное заведение, профориентационная работа, Ростовская область, судьба Отечества.

Похожие статьи

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профессия, образовательное учреждение, профориентационная работа, обучающийся, специальность.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Формирование профессионального самоопределения... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Понятие профессионального выбора в современных...

профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, образ профессии, профессиональный жизненный план

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное...

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок, профессиональное самоопределение, проблема, мир профессий, ближайшее окружение.

Трудности профессионального самоопределения подростков

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности, мир...

Система профессиональной ориентации молодежи на...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности...

Похожие статьи

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профессия, образовательное учреждение, профориентационная работа, обучающийся, специальность.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

Формирование профессионального самоопределения... профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Понятие профессионального выбора в современных...

профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, образ профессии, профессиональный жизненный план

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное...

Профессиональное самоопределение подростка с девиантным...

выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок, профессиональное самоопределение, проблема, мир профессий, ближайшее окружение.

Трудности профессионального самоопределения подростков

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности, мир...

Система профессиональной ориентации молодежи на...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности...

Задать вопрос