Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Желтова Н. А. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках истории и кубановедения // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 41-44. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2240/ (дата обращения: 23.05.2018).



В статье представлен опыт работы с кейс-технологиями на уроках истории и кубановедения в 11 классе по программе «Кубановедение для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» [авт. сост: В. В. Латкин, И. А. Терская, О. А. Хамцова и др.] 2013. Автор раскрывает сущность кейс-технологий, способствующих формированию креативности на уроках кубановедения, убеждает, что активная самостоятельная деятельность учащихся способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) и социальных компетенций. Показывает значимость применения кейс-технологий на уроках истории и кубановедения, потому что обеспечивается непосредственное вовлечение обучающихся в решение реальных проблем. Активная самостоятельная деятельность учащихся способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) и социальных компетенций.

Ключевые слова: предмет, история, кубановедение, деятельностный урок, кейс-технологии, социализация, исследовательская деятельность, кластер, инсерт, учебно-информационные (интеллектуальные), социальные компетенции

Становление личности и процесс социализации сегодня трудно представить без образования и вне школы. Очевидным становится, что в настоящее время молодёжь больше чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации. Сегодня как никогда нашему государству нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, коммуникабельностью и при этом обладать высокой нравственностью, чувством ответственности за судьбу страны.

Предмет «Кубановедение» в 9-11 классах готовит учащихся принять современный мир динамичным и многогранным и потому структура курса учебников «Кубановедение» включает разделы, которые охватываютосновные этапы истории Кубани в XX столетии, экономику Краснодарского края: современное состояние и векторы развития, социальные отношения в кубанском обществе и политический ракурс Краснодарского края сегодня, Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации и Кубань — новый культурный центр Юга России.

Курс «Кубановедение» представляет собой интегрированную образовательную программу, направленную на формирование у обучающегося целостного историко- географического и социокультурного образа малой родины.

Целью курса является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части Родины духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. Одна из задач отвечает требованиям времени: «Формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально- экономических проектах и способности самореализации в этих проектах» и потому учебники Кубановедения реализуют развивающие программы, составленные с опорой на деятельностную парадигму обучения. Научить учиться, усваивать и должным образом перерабатывать информацию — главный тезис деятельностного подхода к обучению. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато предполагают задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, определяют проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. Психологи это качество называют креативностью, «в основе которой мы наблюдаем способности к творчеству, связанные с определенной сферой деятельности». [2]

Какие методы формируют это качество на уроках истории и кубановедения? На мой взгляд, сегодня развитию креативности способствуют кейс-технологии.

Сущность кейс-технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решенийпредлагаемых ситуаций. Для достижения целей предметного обучения в системах общего, начального и среднего профессионального образования наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. [5]

В учебнике «История России» в 9 классе есть тема: «Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ. (Бой местного значения)». Данный урок является региональным компонентом после изучения раздела «Великая Отечественная война». Целью урока становится формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ (на примере — «бои за освобождение Тимашевского района п. Советский». В основе урока лежит работа с кейсами (документы, карты, воспоминания бойцов 417 дивизии, освобождавших п. Советский и документы: «Фальсификация истории Великой Отечественной войны. Ложь на уничтожение»).

Кейс-метод – метод анализа ситуации, в нашем случае ситуация — бой за освобождение поселка, который не был отмечен ни на одной карте времен Великой Отечественной войны. Ребята изучают на уроке копию карты, которая хранится в единственном числе в нашем музее, составленную участником этого сражения — нашим земляком Иваном Савельевичем Шишко. Учащиеся читают воспоминания бойцов 417 Сивашской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. Учитель предлагает осмыслить реальную жизненную ситуацию — освобождение поселка и значение этого боя в победе на Северном Кавказе, которая по словам Г. Жукова была «…воротами к великой Победе». В течение урока учащиеся выполняют мини-проект Покет-мод, который раздадут ветеранам на митинге в честь освобождения поселка.

Покет-мод станет результатом активной самостоятельной деятельности учащихся по изучению проблемы «Бой местного значения и его место в победе».

Урок истории России «Родной край в Великой Отечественной войне. Битва за Кавказ. (Бой местного значения)» стал продолжением урока в Кубановедении «Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны». Эти уроки объединяют общие цели: «Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, воспитание чувства гордости за Россию на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и окружающими людьми.» На уроках истории и кубановедения формируются надпредметные компетенции: чувство гордости за героическое прошлое своих предков, любовь к истории своего народа.

Обратимся к разделу «Социальные отношения в кубанскомобществе», где изучается тема: «Семья и брак на Кубани». Цель урока — изучение основных тенденций в развитии семейных отношений на Кубани (на примере жителей Поселкового поселения Тимашевского района).Задачи урока будут звучать так: расширить представление о современной семье — это обучающая задача; вторая задача — это развитие учебных и социальных компетентностей (развивать умение находить и систематизировать информацию, формировать коммуникативные качества (работа в группах)). И третья — воспитательная задача заключается в формировании понимания ответственного отношения к созданию семьи, формировании знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах. Теоретический материал в учебнике — итог большого социального проекта. Но при хороших выводах нет ни одной конкретной цифры.

Как урок сделать деятельностным? Как помочь ученику стать активным на уроке. Чтобы вовлечь учащихся в активную познавательную коллективную деятельность необходимо связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Можно пригласить на урок хорошие семьи, которые бы стали образцом для старшеклассников. Но согласитесь, родителей не выбирают, и все они для своих детей лучшие. И потому я пошла другим путем. Ребятам было дано предварительное задание — работа с текстом в учебнике, выполнить «инсерт» или составить кластер (по выбору учащихся). Эти виды работы, развивают умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Тему «Семья и брак на Кубани» учащимся надо рассмотреть на жителях Поселкового поселения.

В работе с текстом главными смысловыми единицами становятся подразделы темы: «Основные тенденции в развитии семейных отношений», и «Семейная политика», но при составлении кластера учащиеся могут выделить и другие подразделы. Проблемой, в нашем случае становятся факты из жизни жителей поселения, (количественный состав семьи, внутрисемейная роль супругов, стиль семейных взаимоотношений, роль государства в системе семейных отношений, отражение региональной политики на семьях поселения.)

На уроке учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс). Кейсом является «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) СК РФ, «Статья 1. Основные начала семейного законодательства».

Эти документы помогут найти пути решения проблемы, либо найти варианты выхода из сложной ситуации.

Мы наблюдаем, что обучающимся не дана проблема в открытом виде, им предстоит выделить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Опираясь на документ ««Статья 1. Основные начала семейного законодательства» и материал учебника, учащиеся выбирают для себя проблему, которую они выделили в кластере, например, «Стили семейных отношений в поселении». Задача учащихся состоит в том, чтобы доказать, что данные приведенные в учебнике верные. Для этого кто-то составит анкету (вопросы в кластере) и провести социальный опрос, другой вариант — обратиться в администрацию поселения за данными переписи, могут быть предложены и другие варианты решения проблемы. Это будет зависеть от той информации, которую учащиеся извлекут из кейса. Учащиеся могут работать и парами и группами, они создают свой проект. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники, проекты будут разного типа: (исследовательский, прогностический, аналитический).

В данном случае мы видим, что самостоятельная работа во внеурочной деятельности и на уроке, а это и выбор информации, ее обработка, анализ способствуют развитию умения анализировать ситуации (инсерт), оценивать альтернативы (кластер), выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление (кейс). Этот вид работы на уроке относят к интерактивным методам обучения, потому что он позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. А это значит, на уроке учитель учит учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию и определить свою позицию в данной проблеме (формируется альтернативное мышление) и от общих закономерностей учащиеся переходят к личностно-значимым, а это есть формирование понимания ответственного отношения к созданию семьи.

Урок по теме «Семья и брак» многовариативен, потому что смысловые единицы подталкивают к решению нескольких важных проблем. Смысловая единица кластера «Семейная политика» предполагает изучение направлений региональной семейной политики, обозначенных в учебнике Кубановедение.

Одно из направлений «Развитие системы семейного воспитания, образования, формирование семейных ценностей, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми» 3 определяет важную, актуальную как для нашего поселения так и для Краснодарского края проблему. К нам в школу ходят ребята из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН «Тополек».

Работа «Тополька» есть следствие государственной региональной семейной политики, данного направления:

1. Борьба с бедностью и увеличение помощи малообеспеченным семьям;

2. Работа с асоциальными семьями.

Кейсом для решения этой проблемы становятся статьи 63,64, 65 Семейного кодекса Российской Федерации от 8.12.1995 г., в которых мы читаем о «Правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей».

Эти документы определяют «Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей» и контроль за «Осуществлением родительских прав».

Таким образом задача учащихся узнать, какие из пунктов данных статей нарушили родители ребят, оказавшихся в «Топольке». Кейсом становится ФЗ № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13 января 2001 г. ст. 1, ст. 2, где учащиеся знакомятся с «Основными задачами и принципами деятельности по профилактике и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних».

Проанализировав данные, собранные группой ребят в методическом кабинете ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН «Тополек», учащиеся вместе с учителем делают выводы и обобщения, которые подтверждаются статьями 69, 70 «Лишение родительских прав» Семейного кодекса. 4

Применение кейс технологий при изучения кубановедения не только активизирует учащихся на уроке, но и развивает, потому что они не просто изучают документы, они становятся активными участниками решения важных проблем.

Интересно проходят уроки при изучении ІІ главы «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». Краевой бюджет и налоги тема сегодня актуальная — в богатой стране — хорошо живут граждане. Кейсом на уроке становится Закон Краснодарского края от 4 февраля 2002 г. № 437 — КЗ. Глава ІІІ Доходы бюджета статья 12 Доходы Краевого бюджета. Так как задание и к этому уроку было задано предварительно, то группа учащихся принесла «Выписка из доходов Поселкового сельского поселения». Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся стать экономистами на данном уроке и выставить свою оценку документу о доходах Поселкового сельского поселения.

Изучение курса истории и кубановедения с использованием кейс технологий позволяет учащимся использовать приобретенные компетентности и пополнять свое портфолио. На уроках появляются мини-проекты, которые становятся основой социальных проектов и учащиеся принимают участие в конкурсах регионального и федерального уровня. Активная самостоятельная деятельность учащихся способствует формированию учебно-информационных (интеллектуальных) и социальных компетенций.

Литература:

  1. Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края [авт. сост: В. В. Латкин, И. А. Терская, О. А. Хамцова и др.] Краснодар: Перспективы образования, 2013.
  2. http: //fb.ru/ article/125863/kreativnost-chto-eto-v-psihologii [Оксана Порошенко январь 17 2014.
  3. Кубановедение: Кубань в ХХ — начале ХХ І века. История. Люди. Общество. Учебное пособие для 11 кл. общеобразовательных учреждений [А. А. Зайцев, Е. В. Морозова и др.] Краснодар Перспективы образования, 2014.
  4. http: //base.consultant.ru/ «Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
  5. http://www.yburlan.ru/biblioteka/falsifikacija-istorii-velikoj-otechestvennoj-vojny
  6. http://pandia.ru/text/79/006/20470.php
Основные термины (генерируются автоматически): Великой Отечественной, Краснодарского края, самостоятельная деятельность учащихся, уроках истории, Великой Отечественной войны, Активная самостоятельная деятельность, социальных компетенций, Великой Отечественной войне, общеобразовательных учреждений Краснодарского, формированию учебно-информационных, Российской Федерации, семейных отношений, Бой местного значения)», «Семейный кодекс Российской, КК «Тимашевский СРЦН, Поселкового поселения, понимания ответственного отношения, начала семейного законодательства», уроке учащиеся, Основные начала семейного.

Ключевые слова

кластер, социализация, исследовательская деятельность, история, предмет, социальные компетенции, инсерт, кейс-технологии, предмет, кубановедение, деятельностный урок, учебно-информационные (интеллектуальные)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос