Библиографическое описание:

Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н., Курмакаева Т. В., Ребезов Я. М. О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2221/ (дата обращения: 20.02.2018).



В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», а «обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Цели нормативно-правового обеспечения образования представлены на рисунке 1.

Образовательный процесс можно рассматривать как целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающую усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже федерального государственного образовательного стандарта. Образовательный процесс базируется на определенных принципах — показано на рисунке 2 и отвечает определенным признакам — показано на рисунке 3.

Рис. 1. Цели нормативно-правового обеспечения

Рис. 2. Принципы образовательного процесса

Рис. 3. Признаки образовательного процесса

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура системы образования представлена и Федеральными образовательными стандартами, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и многими другими аспектами — схематично показано на рисунке 4.

Рис. 4. Структура системы образования

Успех социально-экономических реформ во многом определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений [1] и участие в реализации инновационных проектах [6–10]. Практика развитых западных стран показывает, что социальную базу рыночных преобразований составляют сильные социальные слои, высокообразованные граждане, которым легче адаптироваться к новым условиям [2]. Образование и воспитание — это основа социума. Они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических элементов и факторов общественного прогресса [3]. Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью, между государством и образовательными учреждениями, между педагогами и обучающимися и др. [4]. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере [5]. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается, в том числе, посредством совершенствование нормативно-правового регулирования сферы образования и образовательной деятельности.

При этом нельзя недооценивать того важного факта, что система образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования.

Литература:

  1. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с.
  2. Борытко Н. М., Соловцов И. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 32 с.
  3. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. М.: Издательство «ВЛАДОС», 2008. 156 с.
  4. Кузибецкий А. Н., Розка В. Ю., Николаева М. В.. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении. М: Академия, 2013. 128 с.
  5. Пономарев Н. Л., Смирнов Б. Н.. Образовательные инновации: Государственная политика и управление: учеб. пособие. М.: Академия», 2010. 45 с.
  6. Ребезов М. Б., Зинина О. В., Ребезов Я. М., Мирошникова Е. П., Соловьева А. А. Разработка продуктов питания животного происхождения на основе биотехнологий // АПК России. 2016. Т. 23. № 2. С. 488–496.
  7. A Zinina O., Rebezov M. BIotechnological processing of collagen containing by-products of bovine animals // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 1. С. 1530–1534.
  8. Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н. Применение прогрессивных технологий заготовки и приготовления кормов для качественной кормовой базы молочного скотоводства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12–6. С. 1082–1087.
  9. Зинина О. В., Ребезов М. Б., Мирошникова Е. П., Прохасько Л. С. Инновации в производстве продуктов животного происхождения // Известия КГТУ. 2016. № 42. С. 104–116.
  10. Зинина О. В., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Третьяк Л. Н., Набиева Ж. С. Инновационное планирование научных разработок в пищевой промышленности. Алматы, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): Нормативно-правовое обеспечение образования, системы образования, образовательного процесса, целенаправленный процесс, 273-ФЗ «Об образовании, Федерального закона, Цели нормативно-правового обеспечения, Максимюк Н, Образовательный процесс, нормативно-правового обеспечения образования, мотивации получения образования, приобретению опыта, Структура системы образования, целенаправленный процесс воспитания, целенаправленный процесс организации, структура системы образования, уровнем образования граждан, регулирования сферы образования, самоорганизации системы образования, система образования способна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос