О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

О нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса / Л. С. Прохасько, М. Б. Ребезов, Н. Н. Максимюк [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2221/ (дата обращения: 23.04.2024).



В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», а «обучение — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни».

Цели нормативно-правового обеспечения образования представлены на рисунке 1.

Образовательный процесс можно рассматривать как целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающую усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже федерального государственного образовательного стандарта. Образовательный процесс базируется на определенных принципах — показано на рисунке 2 и отвечает определенным признакам — показано на рисунке 3.

Рис. 1. Цели нормативно-правового обеспечения

Рис. 2. Принципы образовательного процесса

Рис. 3. Признаки образовательного процесса

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура системы образования представлена и Федеральными образовательными стандартами, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и многими другими аспектами — схематично показано на рисунке 4.

Рис. 4. Структура системы образования

Успех социально-экономических реформ во многом определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений [1] и участие в реализации инновационных проектах [6–10]. Практика развитых западных стран показывает, что социальную базу рыночных преобразований составляют сильные социальные слои, высокообразованные граждане, которым легче адаптироваться к новым условиям [2]. Образование и воспитание — это основа социума. Они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических элементов и факторов общественного прогресса [3]. Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью, между государством и образовательными учреждениями, между педагогами и обучающимися и др. [4]. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере [5]. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается, в том числе, посредством совершенствование нормативно-правового регулирования сферы образования и образовательной деятельности.

При этом нельзя недооценивать того важного факта, что система образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования.

Литература:

  1. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 176 с.
  2. Борытко Н. М., Соловцов И. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 32 с.
  3. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. М.: Издательство «ВЛАДОС», 2008. 156 с.
  4. Кузибецкий А. Н., Розка В. Ю., Николаева М. В.. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в образовательном учреждении. М: Академия, 2013. 128 с.
  5. Пономарев Н. Л., Смирнов Б. Н.. Образовательные инновации: Государственная политика и управление: учеб. пособие. М.: Академия», 2010. 45 с.
  6. Ребезов М. Б., Зинина О. В., Ребезов Я. М., Мирошникова Е. П., Соловьева А. А. Разработка продуктов питания животного происхождения на основе биотехнологий // АПК России. 2016. Т. 23. № 2. С. 488–496.
  7. A Zinina O., Rebezov M. BIotechnological processing of collagen containing by-products of bovine animals // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 1. С. 1530–1534.
  8. Ребезов М. Б., Максимюк Н. Н. Применение прогрессивных технологий заготовки и приготовления кормов для качественной кормовой базы молочного скотоводства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12–6. С. 1082–1087.
  9. Зинина О. В., Ребезов М. Б., Мирошникова Е. П., Прохасько Л. С. Инновации в производстве продуктов животного происхождения // Известия КГТУ. 2016. № 42. С. 104–116.
  10. Зинина О. В., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Третьяк Л. Н., Набиева Ж. С. Инновационное планирование научных разработок в пищевой промышленности. Алматы, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная деятельность, структура системы образования.

Похожие статьи

Структура образовательной деятельности на основе...

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий.

К вопросу о соотношении категорий «система образования»...

образовательная система, образовательный процесс, образовательная деятельность, образовательная ситуация, система образования, инновационная образовательная система, локальный уровень...

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности...

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, структура системы образования...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах

- образовательные структуры; - механизмы финансирования и управления; - социальная среда.

Структурная модель образования | Статья в журнале...

Структура педагогической деятельности и ее связь... Ключевые слова.

Структурно образовательная система школы включает [3, c.102].

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования.

Фазовая структура процесса образовательных изменений

учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан, образовательное учреждение

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

‒ развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. [1, с.25]. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования... Дошкольная педагогика в системе...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Модульное образование является достаточно новым и прогрессивным направлением в образовательной деятельности.

Это возможно из-за гибкости структуры такой системы образования, которая включает настройку структуры на любой стадии учебного процесса.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

В образовании очень важно конструировать педагогический процесс по различным моделям, технологиям для повышения эффективности образовательных структур. Особое значение приобретает формирование учебной деятельности...

Похожие статьи

Структура образовательной деятельности на основе...

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий.

К вопросу о соотношении категорий «система образования»...

образовательная система, образовательный процесс, образовательная деятельность, образовательная ситуация, система образования, инновационная образовательная система, локальный уровень...

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности...

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, структура системы образования...

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах

- образовательные структуры; - механизмы финансирования и управления; - социальная среда.

Структурная модель образования | Статья в журнале...

Структура педагогической деятельности и ее связь... Ключевые слова.

Структурно образовательная система школы включает [3, c.102].

В настоящее время с целью улучшения учебного процесса в системе образования.

Фазовая структура процесса образовательных изменений

учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан, образовательное учреждение

Ключевые слова: образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

‒ развитие базовых качеств личности; ‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. [1, с.25]. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования... Дошкольная педагогика в системе...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

Модульное образование является достаточно новым и прогрессивным направлением в образовательной деятельности.

Это возможно из-за гибкости структуры такой системы образования, которая включает настройку структуры на любой стадии учебного процесса.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

В образовании очень важно конструировать педагогический процесс по различным моделям, технологиям для повышения эффективности образовательных структур. Особое значение приобретает формирование учебной деятельности...

Задать вопрос