Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Библиографическое описание:

Абраменкова Н. Ф., Аверина Н. Л., Асланиди В. А., Волошина И. Е., Лукина М. В., Тимонина Т. Ю., Шестакова Т. В. Интегрированное занятие для дошкольников как основа создания учебно-методического пособия по естественно-технической направленности // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2212/ (дата обращения: 22.08.2018).



2017 год объявлен в Российской Федерации Года экологии. Это было сделано в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. В городе Ульяновске прошла Ассоциация дворцов творчества детей и молодёжи субъектов ПФО РФ, где обсуждались вопросы естественно — технической направленности. Ни для кого не секрет, что в последнее время условия существования человека в окружающем мире заметно ухудшились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Потребительское отношение людей к природным ресурсам способствует ухудшению экологии В МБУ ДО ЦДТ№ 1 много делается по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Родители же не уделяют должного внимания этому вопросу, недооценивают положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей. В школе раннего развития «Малышок» перед детьми и родителями был поставлен вопрос «Как сберечь нашу планету?». Поступило много ответов. Результатом стало итоговое интегрированное занятие, которое мы, совместно с родителями и детьми представляли на Ассоциации ПФО РФ. К выполнению поставленной задачи мы привлекли своих коллег — участников мероприятия.

Тема занятия: «Бережём свою планету! Ведь другой похожей нет!»

Цель: формирование ответственности за сохранение нашего общего дома — планеты Земля; формирование навыков создания макетов и моделей технических объектов в самостоятельной творческой деятельности.

Задачи деятельности учащихся.

Образовательные: закреплять математические представления о симметрии, трансформации размера и формы; закреплять навыки изготовления поделки по схеме; учить изготавливать модель технического объекта (велосипед) из предложенного бросового материала (диски, трубочки от сока, пуговицы, нитки) и пластилина; закреплять технические навыки работы с разными видами материалов, познакомить со способами их крепления.

Развивающие: развивать сенсорные, логико-математические, творческие способности детей; продолжать развивать мелкую моторику руки; развивать умения делать выводы и умозаключения.

Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности за экологию окружающей среды; воспитывать усидчивость, внимание при выполнении коллективного творческого дела в игровой ситуации.

Задачи педагогического просвещения родителей и коллег

– Познакомить с искусством изготовления объёмных цветов из бумаги.

– Научить технологии изготовления объёмный цветок из готовых форм: формировать лепестки путём накладывания друг на друга и последующего склеивания, закручивание лепестков с помощью карандаша.

– Познакомить с искусством изготовления большой ёлки из бумаги

– Научить технологии изготовления объёмной ёлки из готовых конусных форм: формировать иголки путём скручивания зелёной бумаги кулёчками и последующего склеивания, наклеивание с помощью клеевого карандаша на конусные формы. Способствовать изготовлению транспорта из конструктора «Лего», «Зиг-заг».

– Продемонстрировать способы организации коллективного творческого дела, совместной продуктивной деятельности.

Предварительная работа с учащимися:

  1. Конструирование.
  2. Загадки про транспорт.
  3. Просмотр иллюстраций с видами транспорта.
  4. Беседы на темы: «Природа», «Экология», «Планета Земля», «Чтобы ты сделал, если…», «Чтобы ты сказал, если…», «Хорошее — плохое».
  5. Дидактические игры «Что лишнее», «Помоги собрать».
  6. Рассматривание различных моделей велосипедов.

Методическое оснащение занятия: конспект занятия, мультимедиа с инопланетянином — ИНОПом.

Математические планшеты (учебно-игровое пособие).

Материал: комплекты одеждыдля каждого учащегося (белые халаты, фартуки). Конструктор «Зиг-заг», «Лего». Простые карандаши. Комплекты материалов для конструирования для каждого учащегося (2 диска, 3 трубочки от сока, пуговица, нитки), пластилин, фон для будущей работы. Методы:

– словесные (вопросы к детям, чтение стихотворной разминки, физкульминутка, исполнение песни, объяснение, запись ИНОПа);

– наглядные (образец, показ способов выполнения);

– практический метод (упражнения в ориентировке на листе бумаги в клетку; работа с конструктором, работа по схеме, работа с бросовым материалом).

Формы организации познавательной деятельности: подгрупповая -2 группы учащихся, 1 группа родителей, 2 группы коллег.

План занятия:

  1. Организационный этап (приветствие, встреча с гидом) — 1 мин.
  2. Подготовительный этап (показ слайдов о производстве, мультимедиа с ИНОПом, вопросы к детям, беседа) — 6 мин.
  3. Основной этап (работа в «конструкторском бюро», в «мастерской», в «оранжерее», в «волшебном конструкторском бюро») — 20 мин.
  4. Итоговый (оценка успешности достижения цели) — 2 мин.
  5. Рефлексивный (мобилизация детей на самооценку) — 2 мин.

Ход занятия. Взал входят 2 группы детей, родители и коллеги.Зал оформлен картинами заводских помещений с дымящими трубами

Гид (В.А.): «Здравствуйте! Я ваш гид. Вы находитесь на территории машиностроительного завода, где имеются производственные цеха, конструкторское бюро, где мы проектируем различные, новые машины, необходимые для перевозки людей и грузов (показ слайдов о производстве)».

Гид (В.А.): «А сейчас мы пройдём в цеха(поворачиваются лицом к заводу)».

Дети: «А почему так дымят трубы? Это вредно для природы, для людей!»Выслушать предположения учащихся, подвести их к выводу о том, что если завод наносит значительный урон экологии, то его нужно закрыть. Включается экран с ИНОПом.

ИНОП: «Вы абсолютно правы».

Гид (В.А.): «А вы кто?»

ИНОП: «Я — инопланетянин, меня зовут ИНОП. Давно наблюдаю за вашей планетой, за прекрасной голубой Землёй. Вижу, что всё больше и больше вы стали загрязнять свою Землю. Вы должны что-то придумать, чтобы защитить вашу природу. Я надеюсь на вас».

Гид (В.А.): «Ребята, уважаемые родители, коллеги! Что будем делать?» Выслушать предложения детей, подвести их к выводу, что одним из решений экологической проблемы может стать проектировка экологически-чистого транспорта, например, велосипеда или электромобиля, которые бы не загрязняли воздух.

Гид (В.А.): Правильно! Но сначала производственная гимнастика.

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи,

Руки движутся навстречу.

Руки в бок. Улыбнись,

Вправо — влево наклонись.

Приседанья начинай,

Не спеши, не отставай.

А в конце — ходьба на месте, это всем давно известно.

Конструкторы (Т.Ю. и Т. В.): «Кто с нами в конструкторское бюро?» (дети и папы идут в конструкторское бюро, надевают белые халаты).

Мастер (М.В.): «Ребята, идёмте в мастерские. Как вы думаете, ребята, какой транспорт можно назвать самым недорогим и экологически чистым?»

Учащихся: «Велосипед».

Мастер (М.В.): «Если все люди пересядут уже завтра на велосипеды и оставят автомобили в гаражах, то даже за 1 день атмосфера на планете станет значительно чище». (Дети уходят в мастерские, надевают фартуки).

Флорист (Н.Л.): «Взрослые приложат много усилий, чтобы на нашей Земле кругом цвели цветы. Прошу вас в оранжерею». (Родители, коллеги уходят в оранжерею).

Конструктор-волшебник (Н.Ф.): «Вас, дорогие коллеги, приглашаю в волшебное бюро, где мы будем мастерить ёлку из бумаги». (Педагоги уходят в волшебное конструкторское бюро). Все работают 20 минут. Дети работают самостоятельно. Педагог помогает по мере необходимости. Включена спокойная музыка.

В конструкторском бюро.

Инженеры (Т.Ю. и Т. В.): «Мы должны с вами представить автомобили будущего. Одно из главных правил: транспорт не должен загрязнять окружающую среду. Сейчас вы все инженеры — конструкторы. Что необходимо вам для работы?» Ответы детей, пап.

Инженер (Т.Ю.): «Расскажите о своей модели транспортного средства.

(Рассказы детей, пап). Возьмите, необходимые материалы и приступайте к работе». Дети работают с Т. Ю. Папы проходят к столам, где лежат различные конструкторы и работают под руководством Т. В.

В мастерской.

Мастер (М.В.): «На заводах, да и везде вокруг нас есть бросовый материал. Кто скажет, что это такое?» Ответы детей.

Мастер (М.В.): «Бросовый материал — это отходы производства. Бросовый материал — это ненужные использованные вещи и предметы.

Я предлагаю, сделать наши велосипеды именно из бросового материала, это производственные отходы нашего завода. Я бы это сделала так (показ образца)». Проговаривание последовательности выполнения, закрепление в виде схемы.

Мастер (М.В.): «Работа нам предстоит серьезная.

Ну, что есть какие мысли по изготовлению транспорта? Что вам понадобиться для работы?

— А как вы будете делать велосипед? С чего начнете? (при помощи пластилина прикрепим колеса)

— Что сделаете затем? (Раму, руль, педали.)

— Как будете крепить детали между собой?

— Как будете отмеривать детали?

— Ну, я вижу у вас много предложений. Желаю вам хорошей работы».

ИНОП: «С нетерпением будет ждать, когда вы сделаете экологически чистый вид транспорта. Желаю удачи».

В оранжерее.

Флорист (Н.Л.): «Сегодня мы будем выращивать цветы. Как вы думаете для чего? (ответы родителей). Правильно, чтобы украсить нашу Землю. Я предлагаю вам сделать такие цветы (показывает образец объёмного цветка).

На столах заготовки, которые мы превратим в лепестки для цветов (показ изготовления лепестков). А теперь мы будем собирать цветок (показ сбора цветка из лепестков). Желаю вам хорошей работы».

В волшебном конструкторском бюро.

Конструктор— волшебник (Н.Ф.): «В преддверии Нового года нам необходимо изготовить большую ёлку из бумаги. Конусы готовы. Иголки будем делать в виде кульков, и наклеивать на конусы (показ свёртывания кульков)».

Во время работы участников, убирается часть картинки с дымящими трубами. Резкий сигнал ПЭ-ПЭ-ПЭ

ИНОП: «Время, отведённое вам, заканчивается. Расскажите, что вы придумали».

Дети и папы рассказывают и показывают свои работы. Другие взрослые демонстрируют огромные цветы и объёмную ёлку.

Гид (В.А.): «Мы реконструировали наш завод, и он больше не загрязняет окружающую атмосферу».

1 ребёнок:

«Мы — весёлые ребята,

Мы — ребята — молодцы!

Мы придумали, как надо,

Землю нашу нам спасти».

2 ребёнок:

«Вместе мы большая сила.

Вместе сможем только мы!

Защитить свою природу,

Экологию Земли».

ИНОП: «Ну, теперь я вижу природа в надёжных руках. Я спокоен за вашу Землю. До свиданья, друзья!».

Экран гаснет, дети и взрослые исполняют песню.

Песня:

Мы смастерим крутой велосипед.

Научимся выращивать цветы.

Мы родились на лучшей из планет.

С ней связаны надежды и мечты.

Пусть будет чистым наш красивый дом.

Пусть не смолкают трели соловья.

Чудесный мир, в котором мы живём.

Спасти сумеем только ты и я.

Гид (В.А.): «У нас на заводе есть вакантные места — мы ждём вас!»

Включается музыка, дети и взрослые выходят из зала.

Литература:

  1. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, 2006 г.
  2. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества — М.: Т. Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006 г.
  3. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». М.: Мнемозина, 1995 г.
  4. Лыкова И. А. Учебно-методическое пособие «Художественный труд в детском саду»
  5. Лыкова И. А. Планета детства на орбите ФГТ. Образовательная область «Художественное творчество», М.: Цветной мир, 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): бросовый материал, конструкторское бюро, ребенок, окружающая среда, работа, гид, волшебное конструкторское бюро, объемная елка, объемный цветок, последующее склеивание.

Похожие статьи

Особенности развития инженерного мышления детей...

-реакция на задание; —выбор материалов, способов деятельности

Нейроны лишенные питания или стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать разветвленную сеть и в

Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста.

Образовательная программа факультатива «Легоша»

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство.

Цветные картон и бумага, бросовый материал, клей, кисточка.

Конструкторы Lego как полифункциональное... | Работа с детьми.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры «Конструкторское бюро», который может включат следующие моменты: проектирование моделей самолетов и ракет, создание объемных моделей конструкций...

Макетирование в детском саду | Статья в журнале...

‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а

Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно

Основные термины (генерируются автоматически): макет, ребенок, предметный материал, творческое...

Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие...

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Таким образом, работа по обучению детей квиллингу позволяет решать ряд важных задач в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское...

Как воспитать инженера | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Современные дети нетерпеливо относятся к жизни. Они, кажется, хотят, чтобы всегда происходили разнообразные события, всё

Современная жизнь, школа требуют от учащихся не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний...

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание всесторонне развитой, духовно богатой личности, умеющей широко мыслить, чутко

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, схема, ребенок, работа, модель, моделирование, задача, схема способа действий, российский мусор, учащийся.

Результативность применения технологии «сторителлинг»...

Основные термины (генерируются автоматически): бросовый материал, природа, красноуфимск, работа, ребенок, соленый

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III, Изготовление кормушек, родной край, бросовый...

Конструирование как способ формирования познавательного...

Проигрывают роли за персонажей сделанных из бросового материала, в театральной деятельности используют свои постройки, оживляют и

Образное мышление как психический процесс формируется и развивается при познании ребенком окружающего мира [8].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности развития инженерного мышления детей...

-реакция на задание; —выбор материалов, способов деятельности

Нейроны лишенные питания или стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать разветвленную сеть и в

Уровни сформированности инженерного мышления ребенка дошкольного возраста.

Образовательная программа факультатива «Легоша»

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство.

Цветные картон и бумага, бросовый материал, клей, кисточка.

Конструкторы Lego как полифункциональное... | Работа с детьми.

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста...

После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры «Конструкторское бюро», который может включат следующие моменты: проектирование моделей самолетов и ракет, создание объемных моделей конструкций...

Макетирование в детском саду | Статья в журнале...

‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а

Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно

Основные термины (генерируются автоматически): макет, ребенок, предметный материал, творческое...

Нетрадиционная техника квиллинг и ее влияние на развитие...

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Таким образом, работа по обучению детей квиллингу позволяет решать ряд важных задач в развитии ребенка в самых различных направлениях: конструкторское...

Как воспитать инженера | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Современные дети нетерпеливо относятся к жизни. Они, кажется, хотят, чтобы всегда происходили разнообразные события, всё

Современная жизнь, школа требуют от учащихся не просто изложения пройденного материала с последующей оценкой приобретенных знаний...

Моделируя, познаем мир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание всесторонне развитой, духовно богатой личности, умеющей широко мыслить, чутко

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, схема, ребенок, работа, модель, моделирование, задача, схема способа действий, российский мусор, учащийся.

Результативность применения технологии «сторителлинг»...

Основные термины (генерируются автоматически): бросовый материал, природа, красноуфимск, работа, ребенок, соленый

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III, Изготовление кормушек, родной край, бросовый...

Конструирование как способ формирования познавательного...

Проигрывают роли за персонажей сделанных из бросового материала, в театральной деятельности используют свои постройки, оживляют и

Образное мышление как психический процесс формируется и развивается при познании ребенком окружающего мира [8].

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос