Об организации кружковой работы по русскому языку в национальном техническом вузе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 2004 раза

Библиографическое описание:

Каргапольцева, С. И. Об организации кружковой работы по русскому языку в национальном техническом вузе / С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2180/ (дата обращения: 25.04.2024).



Среди разнообразных форм внеаудиторных занятий по русскому языку в вузах, лицеях и колледжах (вечера, беседы, лекции, стенгазеты, конкурсы, олимпиады, читательские и тематические конференции и др.) кружок по праву занимает ведущее место. Неслучайно в последние 2–3 года организация работы кружка включена в нормы времени учебно-воспитательной работы преподавателей в высших и средних специальных учебных заведениях республики. Заметное сокращение часов как русского языка, так и других общественно-гуманитарных дисциплин в технических вузах в пользу специальных в обязательной программе обучения, позволило восполнить образовавшийся пробел в знаниях за счёт активизации процесса обучения в кружках русского языка.

Если мы обратимся к истории создания кружков, то впервые они появились в 50-е годы прошлого столетия. Их создание было связано с поисками путей изменения отношения обучающихся к русскому языку как учебному предмету. Предполагалось, что «объединение учащихся в лингвистический кружок, плановая работа последнего, занимательность обсуждаемых вопросов и решаемых задач не могут не оказать благотворного влияния на отношение к предмету (русскому языку) и других учащихся» [1].

Следует заметить, что, если на первых порах для кружка была характерна разноплановость тематики, разнородность материала, включаемого в одно занятие, то позднее круг тем расширился. Кроме традиционных, включаются вопросы общего языкознания, международное значение русского языка и др. Приобретают всё большее звучание вопросы культуры речи и стилистики.

В 70-е годы начинается выпуск научно-популярных книг по языку, появляется научно-популярный журнал «Русская речь», который даёт богатый материал для организации кружковой работы. Перед руководителями кружков ставятся новые задачи, которые заставляют уточнить содержание кружковой работы, вносить изменения в её методику.

Всплеск внимания к кружковой работе по русскому языку в высшей и средней специальной школе в республике Узбекистан пришёлся на 80-е годы. Однако отсутствие в нормах времени этого вида работы привело к тому, что существование кружков в вузовской среде было практически только на бумаге. Большой объём плановых аудиторных часов русского языка как бы сместил возможности проведения внеаудиторной работы. И только в последние годы, когда в учебной работе вузов, колледжей и лицеев заметно сократились часы русского языка, в обязательной программе обучения кружок русского языка получил как бы второе рождение и стал одной из важных составляющих обучения.

Сегодня основная задача в проведении кружковой работы — углубить знания студентов и учащихся лицеев и колледжей по русскому языку, возбудить и развить их интерес к предмету, воспитать любовь к языку русского народа.

Чтобы справиться с этой задачей, необходимо правильно спланировать работу кружка: учесть последовательность изучения тем, формы и методы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме, дозированное использование интерактивных форма обучения: диалоги и проблемные ситуации с учётом профессиональной направленности, выставки научно-популярных книг по языку, вечера русского языка, олимпиады, конкурсы, игры.

Чтобы работа была эффективной, не следует ограничивать количество кружков в вузе. В технически направленном вузе, например, кружки русского языка могут быть созданы на кафедре, на разных факультетах. Чем больше кружков, тем больший контингент студентов будет охвачен работой, тем выше дух соревнования между педагогами. Ведь каждый преподаватель будет стремиться к тому, чтобы его кружок был лучше.

Кружки могут быть разных типов, однако, методика проведения любого из них предполагает трёхэтапную структуру: первый этап — сообщение учителя, второй — научно-занимательный, третий — игровой.

В связи с реформами в образовании и активным использованием в процессе обучения методов, направленных на развитие творческих возможностей обучающихся перед организаторами кружковой работы руководителями кружков ставятся новые, актуальные задачи, которые заставляют педагога уточнять содержание кружковой работы, вносить изменения в его методику.

Согласно нормам времени Министерства высшего и среднего специального образования республики на кружковую работу в вузах на один учебный год отведено до 80 часов. Главное — определить их состав, содержание работы, периодичность, составить план работы кружка.

Состав кружка — кружок русского языка создаётся для студентов первых курсов, разной возрастной группы (17–27 лет). Основу кружка составляют, как правило, студенты, интересующиеся русским языком. Их количество колеблется от 10 до 30 человек. Очень важный момент — наличие у студентов приблизительно одинаковой базы знаний языка, так как вуз национальный.

Организация кружка. Опыт показывает, что созданию кружка должен предшествовать более или менее подготовительный период — месяц или два. В этот период преподаватель проводит беседы со студентами, выявляет базовый уровень обучающихся, их интерес к русскому языку, предлагает различные занимательные игры по языку. Созданию кружка могут предшествовать и такие формы внеаудиторной работы как тематические вечера, олимпиада, конкурсы. Модно использовать в качестве агитации и первые занятия в начале учебного года, когда проводятся беседы, викторины о русском языке. Вся эта работа позволяет приоткрыть перед первокурсниками богатый мир русского языка, показать на конкретных примерах отличие работы в аудитории, т. е. заявить о том, какими будут кружковые занятия.

Периодичность занятий. В последнее время периодичность занятий в вузе связывают с нормами времени, выделяемыми учебному заведению министерством образования республики. В практике кружковой работы сложилась традиция проводить один раз в месяц, но возможно и проведение занятий раз в две недели.

Содержание работы кружка. Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее сложным. Чем должны заниматься студенты в кружке? Заниматься одной темой или разносторонней тематикой? Допускается и то, и другое. Всё зависит от участников кружка и творческих способностей педагога, от его умений скомплектовать материал кружка так, чтобы постоянно подогревать интерес учащихся к этим занятиям. Но какой бы разнообразной не была тематика, она должна быть связана с обязательной программой, а в техническом национальном вузе — с профессиональной направленностью. Занятия в кружке должны помочь студенту в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Планирование работы кружка. В плане работы кружка непременно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме.

Как показывает опыт, участие студентов в кружковой работе не только способствует развитию интереса к русскому языку, но и помогает более бережно относится к нему, повышает успеваемость, содействует пониманию значения языка в овладении другими науками, его роли в профессиональной деятельности. Кружковая работа даёт преподавателю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи студентов в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности студентов.

Литература:

  1. Бережков С. Г. Материалы для лингвистического кружка в школе. — «Русский язык в школе», 1941, № 2, с.4.
  2. Леонтьев М. И. Кружок по русскому языку. «Русский язык в школе», 1954, № 1
  3. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку (сборник статей). — М., «Просвещение», 1979.
  4. http://www.km.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, кружковая работа, кружок, занятие, норма времени, внеаудиторная работа, обязательная программа обучения, периодичность занятий, план работы кружка, профессиональная направленность.

Похожие статьи

Методика проведения занятий кружка в объединениях...

Итогом работы кружка - его отчетом - является выставка работ, которую организуют в конце учебного года.

Причём используемые во внеурочное время форма и методы, то есть экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, викторины и конкурсы...

Организация занятий кружка «Мастерица» | Статья в журнале...

Статья помогает раскрыть сущность и значение кружковой работы. Описывает этапы организации кружковых занятий. Ключевые слова: творчество, творческое развитие, творческое мышление, методические приёмы, методика обучения.

Три ступени кружка технического творчества | Статья в журнале...

Об организации кружковой работы по русскому языку... Главное — определить их состав, содержание работы, периодичность, составить план работы кружка. Состав кружкакружок русского языка создаётся для студентов первых курсов, разной возрастной группы...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном...

Во-вторых, тематика внеурочных кружковых занятий, выходящая за рамки программного материала

Примерное содержание программы внеурочных занятий по русскому языку. «Тайны русского языка». Тема 1. Организационное занятие «Понемногу омногом».

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном...

иностранный язык, внеклассная работа, занятие, форма работы, метод проектов, возраст учащихся, учебная экскурсия, массовая информация, внешкольная работа, изучение. Разработка интерактивных методов обучения для проведения...

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс. Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

К внеклассной работе в начальной школе предъявляются следующие требования: − внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «Топало и компания». Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.

Обучение акварельным техникам на кружковых занятиях...

Цель работы – выделить способы обучения акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы. Задачи исследования: Рассмотреть кружок как форму организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы.

Похожие статьи

Методика проведения занятий кружка в объединениях...

Итогом работы кружка - его отчетом - является выставка работ, которую организуют в конце учебного года.

Причём используемые во внеурочное время форма и методы, то есть экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, викторины и конкурсы...

Организация занятий кружка «Мастерица» | Статья в журнале...

Статья помогает раскрыть сущность и значение кружковой работы. Описывает этапы организации кружковых занятий. Ключевые слова: творчество, творческое развитие, творческое мышление, методические приёмы, методика обучения.

Три ступени кружка технического творчества | Статья в журнале...

Об организации кружковой работы по русскому языку... Главное — определить их состав, содержание работы, периодичность, составить план работы кружка. Состав кружкакружок русского языка создаётся для студентов первых курсов, разной возрастной группы...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном...

Во-вторых, тематика внеурочных кружковых занятий, выходящая за рамки программного материала

Примерное содержание программы внеурочных занятий по русскому языку. «Тайны русского языка». Тема 1. Организационное занятие «Понемногу омногом».

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном...

иностранный язык, внеклассная работа, занятие, форма работы, метод проектов, возраст учащихся, учебная экскурсия, массовая информация, внешкольная работа, изучение. Разработка интерактивных методов обучения для проведения...

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс. Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

К внеклассной работе в начальной школе предъявляются следующие требования: − внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Методические рекомендации к организации занятий по программе театрального кружка «Топало и компания». Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа.

Обучение акварельным техникам на кружковых занятиях...

Цель работы – выделить способы обучения акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы. Задачи исследования: Рассмотреть кружок как форму организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы.

Задать вопрос