Отдельные формы, приёмы и методы работы с одарёнными студентами на занятиях по русскому языку | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Рахманова Ю. К. Отдельные формы, приёмы и методы работы с одарёнными студентами на занятиях по русскому языку // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2179/ (дата обращения: 21.11.2018).



Рациональная организация учебной деятельности в высшем учебном заведении требует дифференцированного подхода к обучению студентов. Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что учащаяся молодёжь заметно различается своими способностями и задатками, типами памяти, уровнем подготовки и восприятием окружающего. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых юноша или девушка могли бы проявить себя и показать путь к самореализации.

Одарённость студента могут определить профессионально-подготовленные преподаватели и специалисты по некоторым параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (способности к языкам, интеллектуальные, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к художественному творчеству: пению, рисованию, танцам, психомоторные способности). В настоящее время одарённость всё ещё остаётся загадкой. Существует множество понятий к определению «одарённость», поэтому и сегодня нет его чёткой формулировки. Одарённость определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства. По мнению исследователя А. И. Ерёмкина, одарённость является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием и образованием [1].

Одарённая молодёжь легко приспосабливается к различным ситуациям, даже в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других. В общении со сверстниками такой юноша или девушка часто проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.

Нестандартно мыслящий и творчески инициативный студент не только больше видит и тоньше чувствует, он способен следить за несколькими явлениями сразу, метко подмечает их сходства и различия, ему свойственна потребность в знаниях. Такого студента не нужно заставлять учиться, он сам находит себе работу, чаще сложную, интеллектуальную.

Как правило, способный студент ищет внимания не своего сверстника, а взрослого, педагога, так как он его лучше понимает, чем сверстники. Он склонен к независимости, более цельный, любознательный, изобретательный, упорный, предрасположен к творчеству. В сферах, отвечающих его одарённости, такой студент достигает наиболее высокого уровня развития, а результаты его деятельности даже удивляют. Обладание такими качествами требует к нему и особого подхода.

Обучение в высшем учебном заведении предполагает подготовку специалиста качественно нового типа — специалиста-исследователя, способного использовать накопленный потенциал, личностные качества и полученные компетенции в профессиональной деятельности.

Целенаправленная работа с одарённой студенческой молодёжью — одно из условий постепенного придания любому вузу признаков исследовательского центра. Национальным вузам необходимы кадры, способные к творческой исследовательской работе, по духу реформаторы, увлечённые наукой и своей профессией, владеющие иностранными языками в совершенстве, в том числе и русским языком.

В вузовской практике накоплен большой опыт дифференцированного подхода к обучению студентов, имеющих средний и слабый уровень подготовки по русскому языку. А вот формы и приёмы работы с одарёнными студентами зачастую размыты и не продуманы, так как большинству преподавателей просто некогда заниматься студентами, опережающими в развитии своих сверстников.

Анализируя опыт, формы и приёмы учителей-практиков можно выделить три направления работы в аудитории с сильными студентами.

Во-первых, чтобы держать студентов в «рабочей форме», не снижать их деловую активность, а, наоборот, увеличивать объём работы с учётом потенциальных возможностей. Хотя этот путь наименее рационален, так как не содействует развитию познавательных способностей, а выполняет только одну функцию — обеспечить занятость студента на занятии.

Во-вторых, можно увеличить объём работы студента по русскому языку не за счёт количества записанных слов, словосочетаний и предложений, а за счёт дополнительных заданий на том же самом дидактическом материале. Этот путь, как показывает практика, содействует формированию более прочных навыков. Дополнительные грамматические задания могут иметь самый разнообразный характер: найти слово с чередующимися звуками; слова, где нет соответствия между буквами и звуками; однокоренные слова, термины и профессионализмы; научные слова; подобрать к слову синонимы, антонимы; составить графические схемы слов и предложений и т. п.

В-третьих, можно включить в работу задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий интеллектуальный уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.

Одним из наиболее эффективных методов работу по обучению русскому языку в национальном вузе является учебный проект.

Учебный проект по работе содарённой молодёжью ввузе

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АННОТАЦИЯ

Учебная дисциплина:

Русский язык

Цель проекта:

Создание условий в вузе для поддержки и развития студентов с признаками одарённости, то есть имеющими хорошую базу знаний русского языка

Основные задачи проекта:

  1. Методическая подготовка педагогов.
  2. Выявление студентов с признаками одарённости с помощью учебной диагностики (тесты, письменные работы, собеседование, индивидуальные задания).
  3. Проведение мониторинга знаний студентов по русскому языку
  4. Интегрирование основное (базовое) и дополнительное образование на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов.
  5. Корректировка программы обучения по результатам диагностики.

Ожидаемые результаты выполнения проекта:

  1. Создание при помощи отбора и диагностики на каждом факультете малых групп студентов (10–15 человек), отличающихся хорошим уровнем знаний русского языка, творческими способностями, логикой мышления, быстротой сообразительности, критическим мышлением и разносторонними знаниями.
  2. Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу для выявления поддержки одарённой студенческой молодёжи.
  3. Составление банка данных студентов, имеющих неординарные способности.

Проект состоит из трёх этапов реализации. При подтверждённых позитивных результатах эта работа будет продолжена.

Этапы проектного обучения:

Организационный этап:

  1. Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегрированность процесса творческого образования, воспитания и развития учащейся молодёжи.
  2. Интервью и беседы
  3. Разработка и апробация комплекса диагностических методик на основе их взаимосвязи.
  4. Интеграция в систему специальных дисциплин.
  5. Разработка информационно-методических документов, творческих заданий, тестов, письменных работ.
  6. Разработка системы реализации проекта «Одарённая молодёжь»:

— интерес к профессии

— ориентация на творческий труд, проявление инициативы, самостоятельности

— критичность мышления и поиск нестандартных решений

  1. Интеграция науки и образования на основе самостоятельных работ: написание и защита рефератов, составление аннотаций, отзывов и тезисов, рецензирование научных статей, авторефератов, переводы с родного языка на русский и наоборот, самостоятельные творческие работы и др.
  2. Разработка тематик учебных занятий по русскому языку:

— «Особенности использования научного стиля при написании статей»

— «Технология подготовки научных публикаций на русском языке»

— «Как работать с научными журналами по специальности» и др.

Практический этап:

  1. Составление перспективных планов работы с одарёнными студентами и кружков русского языка, в том числе, индивидуальные
  2. Проведение специальных мероприятий, способствующих активизации интеллектуально-творческого потенциала студентов (олимпиада, презентации проектов, участие в научно-практических студенческих конференциях, культурно-творческие мероприятия, концерты и др.)
  3. Проведение мониторинга
  4. Наблюдение и регистрация данных о продвижении студента (дневниковые записи)

Заключительный этап:

  1. Создание продукта проектной деятельности
  2. Перспективы использования проектной технологии в педагогическом процессе
  3. Виды студенческих работ (достижения студента в ходе проектной или практической деятельности)
  4. Отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный и итоговый контроль)
  5. Творческие отчёты, презентации студенческих проектов.
  6. Олимпиада, выставка, ярмарка инновационных проектов
  7. Студенческие научные работы (статьи, аннотации, рецензии, доклады, рефераты, тезисы научных статей)

Формы работы с одарёнными студентами

 индивидуальные, групповые, семейные проекты

 кураторская работа

 кружки и секции русского языка

 конкурсы, викторины, соревнования

 интерактивные развивающие занятия

 научно-исследовательская работа

 чтение и обсуждение научных журналов по специальности

 развитие научно-инновационной деятельности (подготовка инновационных проектов и участие в ежегодных республиканских ярмарках по отраслям)

 организация досуга

 международные связи

Формы работы с педагогами

 педагогическое проектирование

 семинары-практикумы

Целенаправленная программа учебного проекта предусматривает использование разносторонних приёмов работы с одарёнными студентами, где преподаватель знает и учитывает возможности студентов, ставит перед ними сверхзадачи, выполняя которые они будут развиваться согласно своим задаткам, способностям и возрастному периоду.

Литература:

  1. Матюшкин А. М. Загадки одарённости: проблемы практической диагностики. М., 2008.
  2. Пантина Н. И. и др. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Волгоград, «Учитель», 2007
  3. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. — М, «Книголюб», 2004.
  4. http://pedsovet.su/publ/164–1-0–1005
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, работа, способность, дифференцированный подход, учебный проект, студент, высшее учебное заведение, одаренная студенческая молодежь, обучение студентов, форма работы.

Похожие статьи

Проблемы организации индивидуально-дифференцированного...

английский язык, индивидуально-дифференцированный подход обучения, иностранный язык, английский язык студентов, обучение, специальность, учебный материал, язык, время обучения...

Из опыта работы с одаренными студентами в системе высшего...

Данная статья посвящена работе с одаренными студентами, фондам, поддерживающим одаренную молодежь, стимулирующую и мотивирующую молодежь к творческому поиску, раскрывая внутренние умственные резервы личности.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

обучение иностранному языку, самостоятельная работа, учебный процесс.

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков...

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года.

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Сложившаяся система обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей на данный момент не в состоянии удовлетворить эти...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность

студент, творческая деятельность, творческая способность студентов, задача, урок математики, творческая

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов...

Проблемы обучения языку специальности студентов...

Автор: Чеснокова Наталья Евгеньевна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Библиографическое описание: Чеснокова Н. Е. Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых вузов...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества младших школьников и выявление одаренности.

Цель дифференцированного обучения — организовать учебный процесс на основе уровня возможностей и способностей каждой...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы организации индивидуально-дифференцированного...

английский язык, индивидуально-дифференцированный подход обучения, иностранный язык, английский язык студентов, обучение, специальность, учебный материал, язык, время обучения...

Из опыта работы с одаренными студентами в системе высшего...

Данная статья посвящена работе с одаренными студентами, фондам, поддерживающим одаренную молодежь, стимулирующую и мотивирующую молодежь к творческому поиску, раскрывая внутренние умственные резервы личности.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

обучение иностранному языку, самостоятельная работа, учебный процесс.

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков...

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года.

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Сложившаяся система обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей на данный момент не в состоянии удовлетворить эти...

Развитие творческих способностей студентов в процессе...

Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность

студент, творческая деятельность, творческая способность студентов, задача, урок математики, творческая

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов...

Проблемы обучения языку специальности студентов...

Автор: Чеснокова Наталья Евгеньевна. Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин. Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Библиографическое описание: Чеснокова Н. Е. Проблемы обучения языку специальности студентов неязыковых вузов...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества младших школьников и выявление одаренности.

Цель дифференцированного обучения — организовать учебный процесс на основе уровня возможностей и способностей каждой...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос