Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Синякина, Л. А. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания / Л. А. Синякина, Е. В. Чернышова, М. Е. Карелина, Л. Ю. Борохович. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2174/ (дата обращения: 20.04.2024).



В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Понятие «культура» находит широкое отражение в жизни не только взрослого человека, но и ребенка.

Культура — исторически определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Анализируя данное определение, мы понимаем, что культурологическая парадигма современного дошкольного образования предполагает широкий диапазон проявлений личности ребенка, нравственной, познавательной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и активности. Для развития этих проявлений используются разнообразные методы, технологии, средства, которые способствуют формированию субъектной позиции ребенка, его самости.

Исследователи в области педагогики, психологии рассматривают образование как целостный процесс, которому присущи культурообразующие функции. Такое видение образования предполагает «понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося вкультуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами ислужат человеку— его развитию, самоопределению, самореализации».

Итак, можно прийти к выводу, что при воспитании ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать интерес ребенка, его самостоятельные проявления себя, своих интересов, склонностей, особенностей в разнообразных видах деятельности в сформированной среде, которая наполнена культурными составляющими. К ним можно отнести исторические ценности, этнокультурные, экологические, личностные. В совокупности все эти ценности можно объединить под общим началом — народные ценности. Также к ним можно отнести народное искусство (изобразительная деятельность, музыка, танцы) формируется жизненный опыт ребенка, именно они накладывают особый социальный смысл его воспитания, развития и становления как индивидуальной личности и субъекта общества (рисунок 1).

Рис. 1. Составляющие этнокультурного развития ребенка дошкольного возраста

Народное искусство выполняет, по нашему мнению, роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:

− опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;

− взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;

− эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;

− сферу собственных желаний и интересов;

− свою самость, неповторимость;

− определение своего места в жизни;

− самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.

Немаловажную роль играет позиция взрослого как помощника, друга, товарища.

Содержание детских видов деятельности на основе этнокультурных ценностей может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика содержания детских видов деятельности

Вид содержания

Характеристика содержания

Историческое содержание

Альбомы, старые фотографии, картинки, магниты с изображениями памятных мест города, района, станицы, поселка; картины с городским и сельским пейзажем, макеты городских и сельских построек, схемы, модели; слайды, презентации по истории родного края; уголки конструктивно-модельной деятельности

Этнографическое содержание

Альбомы с изображениями жителей России в национальных костюмах; фотовернисаж народных праздников; дидактические игры краеведческой направленности; этнографические мини-музеи; звуковые записи мелодий, народных песен; народные игрушки, музыкальные инструменты; произведения устного народного творчества (сказки, материнский фольклор, пословицы, поговорки); атрибуты для народных подвижных игр; уголки творческой деятельности.

Художественно-эстетическое содержание

Картины, репродукции местных художников; фотоальбомы «Черное море глазами детей и родителей», «Красота моей улицы», «Станица моего дедушки» и т. д.; выставки детских работ по краеведческой тематике; проектная деятельность «Город на ладошке», «Такие важные дома», «Я сам — архитектор» и т. д.; творческие мастерские «Кубанские умельцы», «Маленькие дизайнеры»; «День культуры» в детском саду; книжки своими руками «Жители моего края», «Природные богатства», «Важные профессии»

Игровое содержание

Дидактические игры: «Как это было?», «Историческая лента», «С какого дерева лист?», «Найди одинаковые ракушки», «Давно-сейчас»; сюжетно-ролевые игры-путешествия в прошлое Краснодарского края с «элементами открытий»; строительные игры; игры-драматизации с обыгрыванием событий города, станицы, направлены на развитие творческого отношения к полученным знаниям, на формирование ценностного отношения к преобразуемому.

Этнокультурные ценности можно смело использовать в различных видах детской деятельности в соответствии с интересами детей. Ниже представлены примерные формы организации детской деятельности для детей разных возрастов.

Таблица 2

Примерные формы организации детской деятельности на основе этнокультурных ценностей

Форма организации различных видов детской деятельности

Группы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Примерные формы организации

«Соцветие» (конструирование, моделирование)

Работа в центрах активности «Конструкторское бюро», «Клуб самоделкиных», «Маленькая леди — дизайнер, модельер»

«Радуга моего края» — дома разных народов края (обсуждение, конструирование, представление)

Разработка макета станицы/города

Постройка нового детского сада в своем городе/станице

«Встреча осени» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Выставки, инсценировки, совместное чтение, пьеса для малышей

Самостоятельная творческая деятельность (рисование осени края, даров осени и т. д.), слушание аудио-рассказов, просмотр мультфильмов

Самостоятельный просмотр иллюстраций, подборка народных пословиц, поговорок, сказок

Создание собственной книги о своем крае (история семьи, народные герои)

«Неизведанное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность)

Проектная деятельность

«Секреты бабушкиного огорода» (сбор гербария, наблюдение самостоятельное или совместно с родителями за ростом цветов, жизнью насекомых)

«Черноморская жемчужина» (самостоятельное рассматривание иллюстраций из энциклопедий, книг, о Черном море, морских обитателях и т. д.)

«Сундук путешественника» (подготовка, посильная организация в проведении образовательных терренкуров по территории детского сада)

«Аплодисменты!» (музыкальная деятельность)

Музыкальный народный салон, конкурс народной песни, посиделки совместно с родителями

Самостоятельное слушание народных, национальных песен, колыбельных

Самостоятельная подготовка атрибутов к национальным праздникам

Театральная постановка национальных сказок; «День народной культуры»

Таким образом, этнокультурные ценности являются мощным стимулом обогащения детского развития и воспитания. Народное искусство позволит расширить содержание дошкольного образования и помочь детям вырасти особенными, индивидуальными и счастливыми.

Литература:

  1. Л. Ю. Борохович, Н. В. Алексеева Учет региональных особенностей как средство формирования целостной картины мира дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. № 2 С. 54–63.
  2. Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): народное искусство, примерная форма организации, ценность, детская деятельность, детский вид деятельности, детский сад, дошкольный возраст, различный вид детской деятельности, ребенок, характеристика содержания.

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Рубрика: Организация игровой деятельности. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Библиографическое описание: Синяпкина Е. И., Звягина О. Н. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Организация самостоятельной деятельности детей...

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа, разнообразная техника...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Продуктивная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

продуктивная деятельность, ребенок, детский сад, бросовый материал, строительный материал, свободная продуктивная деятельность, LEGO, продуктивный вид деятельности, продуктивный вид детской...

Инициативность старших дошкольников в различных видах...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Похожие статьи

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Рубрика: Организация игровой деятельности. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Библиографическое описание: Синяпкина Е. И., Звягина О. Н. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Организация самостоятельной деятельности детей...

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа, разнообразная техника...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Продуктивная деятельность в детском саду | Статья в журнале...

продуктивная деятельность, ребенок, детский сад, бросовый материал, строительный материал, свободная продуктивная деятельность, LEGO, продуктивный вид деятельности, продуктивный вид детской...

Инициативность старших дошкольников в различных видах...

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский сад, эмоциональное состояние, предмет.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста...

Ребенок, выбор, совместная деятельность, ситуация выбора, дошкольное образование, основная образовательная программа, дошкольный возраст, детский сад, вид активности, вариант выбора.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности, так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Задать вопрос