Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Библиографическое описание:

Синякина Л. А., Чернышова Е. В., Карелина М. Е., Борохович Л. Ю. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2174/ (дата обращения: 27.05.2018).



В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Понятие «культура» находит широкое отражение в жизни не только взрослого человека, но и ребенка.

Культура — исторически определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Анализируя данное определение, мы понимаем, что культурологическая парадигма современного дошкольного образования предполагает широкий диапазон проявлений личности ребенка, нравственной, познавательной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и активности. Для развития этих проявлений используются разнообразные методы, технологии, средства, которые способствуют формированию субъектной позиции ребенка, его самости.

Исследователи в области педагогики, психологии рассматривают образование как целостный процесс, которому присущи культурообразующие функции. Такое видение образования предполагает «понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося вкультуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами ислужат человеку— его развитию, самоопределению, самореализации».

Итак, можно прийти к выводу, что при воспитании ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать интерес ребенка, его самостоятельные проявления себя, своих интересов, склонностей, особенностей в разнообразных видах деятельности в сформированной среде, которая наполнена культурными составляющими. К ним можно отнести исторические ценности, этнокультурные, экологические, личностные. В совокупности все эти ценности можно объединить под общим началом — народные ценности. Также к ним можно отнести народное искусство (изобразительная деятельность, музыка, танцы) формируется жизненный опыт ребенка, именно они накладывают особый социальный смысл его воспитания, развития и становления как индивидуальной личности и субъекта общества (рисунок 1).

Рис. 1. Составляющие этнокультурного развития ребенка дошкольного возраста

Народное искусство выполняет, по нашему мнению, роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:

− опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;

− взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;

− эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;

− сферу собственных желаний и интересов;

− свою самость, неповторимость;

− определение своего места в жизни;

− самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.

Немаловажную роль играет позиция взрослого как помощника, друга, товарища.

Содержание детских видов деятельности на основе этнокультурных ценностей может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика содержания детских видов деятельности

Вид содержания

Характеристика содержания

Историческое содержание

Альбомы, старые фотографии, картинки, магниты с изображениями памятных мест города, района, станицы, поселка; картины с городским и сельским пейзажем, макеты городских и сельских построек, схемы, модели; слайды, презентации по истории родного края; уголки конструктивно-модельной деятельности

Этнографическое содержание

Альбомы с изображениями жителей России в национальных костюмах; фотовернисаж народных праздников; дидактические игры краеведческой направленности; этнографические мини-музеи; звуковые записи мелодий, народных песен; народные игрушки, музыкальные инструменты; произведения устного народного творчества (сказки, материнский фольклор, пословицы, поговорки); атрибуты для народных подвижных игр; уголки творческой деятельности.

Художественно-эстетическое содержание

Картины, репродукции местных художников; фотоальбомы «Черное море глазами детей и родителей», «Красота моей улицы», «Станица моего дедушки» и т. д.; выставки детских работ по краеведческой тематике; проектная деятельность «Город на ладошке», «Такие важные дома», «Я сам — архитектор» и т. д.; творческие мастерские «Кубанские умельцы», «Маленькие дизайнеры»; «День культуры» в детском саду; книжки своими руками «Жители моего края», «Природные богатства», «Важные профессии»

Игровое содержание

Дидактические игры: «Как это было?», «Историческая лента», «С какого дерева лист?», «Найди одинаковые ракушки», «Давно-сейчас»; сюжетно-ролевые игры-путешествия в прошлое Краснодарского края с «элементами открытий»; строительные игры; игры-драматизации с обыгрыванием событий города, станицы, направлены на развитие творческого отношения к полученным знаниям, на формирование ценностного отношения к преобразуемому.

Этнокультурные ценности можно смело использовать в различных видах детской деятельности в соответствии с интересами детей. Ниже представлены примерные формы организации детской деятельности для детей разных возрастов.

Таблица 2

Примерные формы организации детской деятельности на основе этнокультурных ценностей

Форма организации различных видов детской деятельности

Группы

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Примерные формы организации

«Соцветие» (конструирование, моделирование)

Работа в центрах активности «Конструкторское бюро», «Клуб самоделкиных», «Маленькая леди — дизайнер, модельер»

«Радуга моего края» — дома разных народов края (обсуждение, конструирование, представление)

Разработка макета станицы/города

Постройка нового детского сада в своем городе/станице

«Встреча осени» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Выставки, инсценировки, совместное чтение, пьеса для малышей

Самостоятельная творческая деятельность (рисование осени края, даров осени и т. д.), слушание аудио-рассказов, просмотр мультфильмов

Самостоятельный просмотр иллюстраций, подборка народных пословиц, поговорок, сказок

Создание собственной книги о своем крае (история семьи, народные герои)

«Неизведанное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность)

Проектная деятельность

«Секреты бабушкиного огорода» (сбор гербария, наблюдение самостоятельное или совместно с родителями за ростом цветов, жизнью насекомых)

«Черноморская жемчужина» (самостоятельное рассматривание иллюстраций из энциклопедий, книг, о Черном море, морских обитателях и т. д.)

«Сундук путешественника» (подготовка, посильная организация в проведении образовательных терренкуров по территории детского сада)

«Аплодисменты!» (музыкальная деятельность)

Музыкальный народный салон, конкурс народной песни, посиделки совместно с родителями

Самостоятельное слушание народных, национальных песен, колыбельных

Самостоятельная подготовка атрибутов к национальным праздникам

Театральная постановка национальных сказок; «День народной культуры»

Таким образом, этнокультурные ценности являются мощным стимулом обогащения детского развития и воспитания. Народное искусство позволит расширить содержание дошкольного образования и помочь детям вырасти особенными, индивидуальными и счастливыми.

Литература:

  1. Л. Ю. Борохович, Н. В. Алексеева Учет региональных особенностей как средство формирования целостной картины мира дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. № 2 С. 54–63.
  2. Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенка дошкольного возраста, дошкольного образования, развития ребенка дошкольного, воспитании ребенка дошкольного, детей дошкольного возраста, проявлений личности ребенка, детской деятельности, современного дошкольного образования, субъектной позиции ребенка, жизненный опыт ребенка, уголки творческой деятельности, программа дошкольного образования, уголки конструктивно-модельной деятельности, разнообразных видах деятельности, фактор личностного воспитания, видах детской деятельности, Борохович Способы развития, определенный уровень развития, кардинальным изменением требований, детских видов деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос