Автор: Мамедова Дилора Нусуровна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Мамедова Д. Н. Интерактивное занятие на тему «Рациональное использование топливных отходов» // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 84-86. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2172/ (дата обращения: 21.02.2018).



В соответствии с Национальной программой Республики Узбекистан по подготовке кадров определена основная задача высшего образования на современном этапе — это обеспечения высоко результативного обучения на основе новых информационных и педагогических технологий.

С целью активизации учебного процесса, формирования активной жизненной позиции студентов, формирования иных коммуникативных навыков свободного логического и исследовательского мышления в последние годы широко стали внедряться интерактивные формы обучения, игровые технологии, деловые игры. Высокоэффективной технологией обучения стало и проблемное обучение. Поисковые пути, как правило, способствуют лучшему усвоению знаний.

Предлагаемое интерактивное занятие отражают одну из актуальнейших тем современности проблему энергосбережения. Нетрадиционные методы использования топливных отходов в целях энергосбережения позволят снизить не только воздействие на окружающую среду, но и позволят переориентировать топливно-энергетический комплекс на приоритетные решения социальных задач общества; обеспечения энергетической и ресурсной независимости.

С чего начать интерактивное занятие? Конечно с его подготовительного этапа. Студентам заранее (неделя, две) объявляется тема занятия: «Использование топливных отходов». Предлагаются вопросы, к обсуждению которых студенты должны подготовиться:

1) Что такое топливные отходы?

2) Где они могут быть использованы?

3) Что такое рациональные прогрессивные технологии и нетрадиционная энергетика?

4) Какие направления в качестве стратегических целей определила Республика Узбекистан в программе развития топливно-энергетического комплекса?

В начале занятия преподаватель обращает внимание студентов на экран, где эпиграфом к занятию являются слова из доклада Президента Республик Узбекистан И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально- экологического развития и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ- «Задача реализации мер по обеспечению жесткой экономии энергоресурсов в современных условиях, когда в мире постоянно растут цены на энергетические ресурсы, становиться особо актуальной».

Преподаватель предлагает студентам своими словами объяснить слова президента.

Возможные варианты ответов:

‒ вопросы энергосбережения сегодня поднимают все страны. Природные энергетические ресурсы не безграничны, поэтому необходимо искать новые пути энергетического обеспечения государства;

‒ в этих словах Президента чувствуется обеспокоенность за будущее страны в условиях рыночной экономики, когда цены на энергетические ресурсы постоянно растут.

Преподаватель выслушивает все варианты ответов и обобщает их. Эпитет отражает тему занятия. Сегодня им предстоит познакомиться с некоторыми видами топливных отходов и высказать собственные суждения на то, что можно предпринимать для экономии сбережения энергоресурсов. Какие альтернативные решения при этом возможны.

Далее преподаватель предлагает студентам внимательно осмотреть три стеклянные тары (могут быть и банки стеклянные, прозрачные бутылочки), в каждой из которых находятся топливные отходы, зола сухого отброса, песок, щебень из шлака, и определить, что в них содержится. Ярко выраженная характеристика этих отходов вряд ли затруднит ответ студента, скорее вызовет определенные эмоции, и активизирует мыслительный процесс.

Определившись с наличием в таре золы, песка и щебня, преподаватель предлагает студентам высказать собственное мнение по использованию вторичного сырья в отраслях народного хозяйства.

Так как студенты заблаговременно ознакомились с темой занятия, возможность правильных ответов возрастет.

Возможные варианты ответов:

‒ золу, песок, щебень можно использовать в строительстве;

‒ присутствие золы-уноса увеличивает прочность бетона и сульфатостойкость, снижает пористость, водоотделение, способствует формированию бетонных поверхностей высокого качества. Значит, её можно использовать в стройиндустрии.

Возможны варианты и других ответов, но они затрудняют студентов, на помощь приходит преподаватель, дополняя ответы студентов.

Затем преподаватель обращает внимание студентов на спроецированную на экране информацию.

Информация кразмышлению:

‒ ежегодно зола и золошлаковые отходы по Республике составляют в среднем 300–400 тыс.тн;

‒ на одну тонну фосфорных удобрений приходиться 3–4 тн отходов;

‒ зольность угля с 18 % повысилась до 35 %;

‒ на 82 га АО «Узбекуголь» в зоне Ангренского карьера скопилось 4млн.т твердой золы.

Использование:

Золошлаковая смесь используется для замены части цемента в производстве керамзита повышенной прочности, при производстве бетонных и железобетонных изделий. Частично используется и как удобрение.

Основная характеристика:

‒ увеличивает прочность бетона и сульфатостойкость, снижает пористость и водоотделение, увеличивает морозостойкость.

Далее преподаватель предлагает студентам самостоятельно сделать вывод:

‒ топливные отходы — это: экологический дисбаланс? экологическая катастрофа? или резервный материал для другой сферы производства?

‒ использование топливных отходов как вторичного сырья, или его утилизация?

Благодаря подготовке к занятию и активному совместному обсуждению, вывод студенты сделают наверняка, правильный. Преподаватель дополняет высказывание студентов и подводит итог занятия.

В конце занятия преподаватель выставляет баллы и отмечает работу особо активных студентов.

После завершения занятия предлагаются темы рефератов:

1) Влияние примесных выбросов энергетических объектов на поверхность литосферы.

2) Основные процессы воздействия энергетики на литосферу.

3) Рост энергопотребления и ресурсы окружающей среды и другие.

Интерактивная форма проведения занятия в виде обсуждения, диалога, дискуссии, с применением проблемных ситуаций, и вовлечением самих студентов в процесс обучения активизирует творческий поиск студентов и обеспечит высокорезультативное обучение на основе новых информационных и педагогических технологий.

Литература:

  1. Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. ТГЭИ — 2010
  2. Рихтер А. А., Волков E. A., Покровский В. Н. Охрана водного и воздушного бассейна от выбросов TЭС. M., Энергоиздат,1980.
  3. Институт энергетических исследований, зав. спец. A. A. Макаров, Развитие энергетики и охрана окружающей среды, 01/12/2003.
  4. http..//fpfl/fizteh.ru/bazek kafedras/enerqy/esp?dscuss=I&up date=1 sayt-fakultet promshlennoy fiziki i energetiki.
Основные термины (генерируются автоматически): топливных отходов, топливные отходы, варианты ответов, Возможные варианты ответов, занятия преподаватель, энергетические ресурсы, топливных отходов», интерактивное занятие, основе новых информационных, внимание студентов, использование топливных, начале занятия преподаватель, конце занятия преподаватель, использование топливных отходов», педагогических технологий, использования топливных отходов, прочность бетона, жизненной позиции студентов, видами топливных отходов, вторичного сырья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос