Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Пасько Т. Б. Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 11-15. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1896/ (дата обращения: 21.08.2018).



В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, которые могут нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели, способных обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей. Правительством принят ряд документов, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи. Исходя из изученных мной документов, можно сформулировать основные идеи работы с одаренными детьми в школе:

  1. Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.
  2. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.
  3. Главным вектором в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов.

На основе данных выводов я решила обобщить свой опыт работы с одаренными детьми, разработала программу «Зажги свою звезду» и поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель: создать систему поиска, выявления и поддержки одаренных школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Задачи:

  1. Разработать методику выявления одарённых детей.
  2. Разработать программу развития одарённых детей.
  3. Создать условия для самореализации одарённых детей.
  4. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
  5. Внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
  6. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
  7. Апробировать данную систему на практике в начальной школе.
  8. Обобщить результаты опыта.

Систематическая реализация указанных целей и задач способствует созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей. Длительность работы над опытом рассчитана на 4 года: 2012–2016гг.

Для определения критериев оценки результатов реализации опыта мною были определены следующие виды оценивания: качественная и количественная оценка.

Предполагаемые результаты:

  1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
  2. Освоение современных методик работы с одарёнными детьми.
  3. Разработка и апробация программы «Зажги свою звезду» для работы с одарёнными детьми.
  4. Выявление проблем по различным аспектам работы с одарёнными детьми.
  5. Совершенствование работы с одарёнными детьми.

Я считаю, что начинать работу с одаренными детьми необходимо с их выявления, диагностики, прогноза уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают воспитатели, родители и сами дети. В практике — посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями. За год до поступления в школу провожу несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию детей.

В первом классе совместно со школьным психологом определяю склонности ребенка и составляю карту интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Собранная информация позволяет мне создать первое представление о каждом ребенке, поступившем в первый класс.

В ходе дальнейшего обучения для диагностики одаренности использую следующие методики: «Интеллектуальный портрет», «Карта одаренности», «Методика оценки общей одаренности». Составляю индивидуальный образовательный маршрут. В него входят диагностика, определение области одаренности и планирование работы на период обучения в начальных классах. В свой план включаю проблемные и творческие задания на уроках, участие в работе кружков и исследовательской работе, индивидуальная подготовка к олимпиадам, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах. В конце каждого учебного года мною подводятся итоги, анализируются и определяются основные направления работы на следующий год.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формирование умения учиться рассматривается как одна из важнейших целевых установок учителя, поэтому самым главным результатом моего труда я считаю развитое умение учиться у моих учеников. В моей работе с одарёнными детьми наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся.

Приведу примеры из опыта работы формирования метапредметных результатов, которые часто использую на уроках.

Для формирования регулятивных УУД применяю таблицу «Знаю — Хочу узнать — Узнал», которая учит соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, также направляет в индивидуальном исследовательском поиске. Использование приема «Кластеры» формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке, т. е. создавать рисуночную модель.

Для формирования познавательных УУД применяю метод проектов и исследовательские работы, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Для формирования коммуникативных УУД составляю синквейны и организую групповую работу. Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Учит обобщать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления. Работа в группах учит детей слушать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу, правильно выражать свои мысли.

Результаты показывают, что происходит рост формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений. Путем диагностики выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок. Активные методы и использованные технологии относятся к числу инновационных и способствуют лучшему усвоению и прочности знаний, а также развитию УУД: творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, свободе самовыражения.

Ежегодно учащиеся моего класса принимают активное участие в районной межпредметной конференции школьников «Школа. Наука. Интеллект», которая проходит под девизом: «Учись, твори, исследуй». Добились хороших результатов: 3 победителя, 2 призёра.

На районной межпредметной олимпиаде для учащихся начальной школы «Зажги свою звезду» команда учащихся моего класса добилась лучших результатов: 7 командных и 10 личных призовых мест.

За период работы над опытом получены результаты: 100 % учащихся занимаются в кружках школы и вне школы, высокая результативность участия в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах.

Дополнительное образование в школе напрямую связано с базовым образованием, оно расширяет и углубляет его, создаёт условия для его индивидуализации. Дополнительное образование обеспечивает реализацию внеурочной деятельности в начальной школе. Учащиеся моего класса вот уже 4 год посещают объединение «Умники и умницы», которое способствует познавательному и интеллектуальному развитию. В своей работе стараюсь использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант и во внеурочное время. Кружки и объединения занимают значительное место в образовательном пространстве, помогают развивать у моих воспитанников творческие способности, выявлять музыкальные и актерские данные, формируют их общую культуру. Ученики становятся призерами и лауреатами конкурсов юных исполнителей, танцоров, вокалистов, театралов, чемпионами спортивных соревнований разного уровня.

При поддержке ЦДТ в классе создан ансамбль «Казачок», который изучает уклад жизни казаков, их песенное творчество. Результатом кропотливого труда стала композиция «Казачьи посиделки». Победив в напряжённой борьбе на районном фестивале-конкурсе национальных культур «Многоликая Россия» и став призёрами районных конкурсов «Звёздная россыпь-2015», хоровых коллективов, дети приняли участие на V Открытом Международном конкурсе-фестивале сценического и художественного искусства «Верь в свою звезду», который проводился в г. Георгиевске в марте 2015 года, где стали дипломантами 1 степени в номинации «Фолькмир». Вот они, наши талантливые дети, имеющие активную жизненную позицию, готовые своим трудолюбием, способностью самовыражения в очередной раз защитить честь своей школы и нашего района.

Участие школьников в олимпиадах, конкурсах дает положительный результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных качеств.

Сегодня трудно мне представить свою работу без использования информационных технологий, да и сами дети зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети Интернета. В рамках реализации программы модернизации системы общего образования мой кабинет оснащен АРМ, интерактивной доской, учебно-лабораторным оборудованием. Современное оборудование позволяет мне сделать процесс обучения ярче, информативнее и увлекательнее. Его применение способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий, а также позволяет активизировать познавательную мотивацию младших школьников к исследовательской и проектной деятельности и более широко применять педагогические технологии, привлекая родителей к процессу обучения и воспитания.

Подводя итоги своей работы, хочу отметить, что добилась хороших результатов и решила большую часть поставленных перед собой задач. Прохождение мною курсовой подготовки: посещение вебинаров, семинаров по различным направлениям работы с одарёнными детьми оказало положительное влияние на реализацию опыта. Благодаря созданной программе «Зажги свою звезду», повысилась педагогическая культура родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка. Идеи и содержание моей программы применяют на практике учителя нашей школы. Материалы методического семинара нашли свое отражение в публикациях, СМИ, были представлены на семинарах, конференциях и конкурсах различного уровня. В перспективе развития опыта ещё необходимо решить ряд важных вопросов, сформировать банк методических материалов (диагностик, карт, методик, технологий, тренингов), создать и распространить электронные пособия.

Одаренные дети — это особые дети. Моя задача, как педагога, — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мой опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе, одаренные дети становятся успешными. Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, — это в развитии своих талантов.

Литература:

  1. Безрукова В. С. Педагогика и психология. — М.: Мысль, 2009.
  2. Лосева А. А. Психологическая диагностика одарённости. — М: Академический проект, 2007.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Академический проект, 2007.
  4. Одаренные дети и педагогические условия их развития. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, мой класс, начальная школа, одаренный ребенок, школа, активная жизненная позиция, дополнительное образование, интеллектуальное развитие, педагогическая культура родителей.

Похожие статьи

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок, обучение, персонифицированное образование, персонификация воспитания, детское творчество, общее образование, интеллектуальная одаренность...

Педагогическая работа с одаренными детьми

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, развитие, способ выявления, образовательный процесс, нестандартное видение, Научное лицейское общество, сказочная школа, специальная поддержка. Построение модели работы с одаренными и...

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить...

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Развитие одаренности обучающихся через урочную... одаренный ребенок, способность, физическая культура, родитель, дополнительное образование, развитие, ребенок, совместная работа, школа.

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Начальная школа — начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему.

‒ повысить квалификацию педагогов и подготовить их, к работе с одаренными детьми

Как работать учителям с одаренными детьми в начальной...

В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы...

Дополнительное математическое образование как среда...

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Фундаментальный принцип в данной трактовке — каждый ребенок потенциально одарен, раскрытие его талантов — задача системы образования и залог успеха России.

Создание условий для адресной работы учителя с одаренными...

Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы, учителя и родители, призваны распознать и взрастить.

Начало обучения в 1 классе — следующий этап работы с одаренными детьми — этап сопровождения.

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие детской одаренности в системе дополнительного...

дополнительное образование, ребенок, одаренный ребенок, обучение, персонифицированное образование, персонификация воспитания, детское творчество, общее образование, интеллектуальная одаренность...

Педагогическая работа с одаренными детьми

ребенок, одаренный ребенок, детская одаренность, развитие, способ выявления, образовательный процесс, нестандартное видение, Научное лицейское общество, сказочная школа, специальная поддержка. Построение модели работы с одаренными и...

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить...

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Развитие одаренности обучающихся через урочную... одаренный ребенок, способность, физическая культура, родитель, дополнительное образование, развитие, ребенок, совместная работа, школа.

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Начальная школа — начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему.

‒ повысить квалификацию педагогов и подготовить их, к работе с одаренными детьми

Как работать учителям с одаренными детьми в начальной...

В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы...

Дополнительное математическое образование как среда...

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Фундаментальный принцип в данной трактовке — каждый ребенок потенциально одарен, раскрытие его талантов — задача системы образования и залог успеха России.

Создание условий для адресной работы учителя с одаренными...

Каждый ребенок наделен уникальными талантами, которые мы, учителя и родители, призваны распознать и взрастить.

Начало обучения в 1 классе — следующий этап работы с одаренными детьми — этап сопровождения.

Особенности воспитания одаренных детей младшего школьного...

ребенок, младший школьный возраст, одаренный ребенок, способность, одаренность, академическая одаренность, начальная школа, педагог, высокий уровень, образовательный процесс.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос