«Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»: взаимоотношения школьников с родителями в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейное воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 14.01.2017

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Дружинина, Ю. В. «Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»: взаимоотношения школьников с родителями в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015» / Ю. В. Дружинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1888/ (дата обращения: 18.04.2024).



В настоящее время в мире активно распространяется южнокорейская культура. Распространение «корейской волны» проявляется, в частности, в том, что число поклонников южнокорейских телесериалов во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, ежегодно увеличивается. Множество сериалов, производимых в Республике Корея, ориентировано на молодежную аудиторию. Вероятно, по этой причине, многие сериалы посвящены школьной жизнь главных действующих лиц, представленных в них.

Телевизионный сериал (телесериал, сериал, дорама) — это художественное или документальное кинопроизведение, которое состоит и некоторого числа серий (число серий может меняться в зависимости от популярности сериала среди зрителей), предназначенное для демонстрации по телевидению. Телесериалы дают возможность их создателям «воздействовать на сознание телезрителей» [1]. Сериалы «позволяют донести квазикоммуникационные ценности, а модели поведения, визуальные образы фразеологически переносятся в обыденную жизнь» [1].

Нет сомнений, что при создании телесериала учитываются традиции общества, отражаются отдельные черты повседневной жизни жителей той страны, о которой идет речь в произведении. В. В. Зверева отмечает, что «анализ сериалов позволяет делать выводы о том, какие образы человека и социума предлагаются зрителям в качестве «естественных» или желанных» [2, с. 44]. Следовательно, кинотексты телесериалов являются содержательным источником, к которым, отметим, мы уже неоднократно обращались при изучении отдельных аспектов истории Республики Корея [3, 4]. Таким образом, источниковой основой данного исследования являются материалы южнокорейских сериалов «Школа 2013» (16 серий) и «Кто ты: Школа 2015» (16 серий). Отбор данных исторических источников связан с рядом причин. Названные телесериалы были созданы в течение последних лет, что, на наш взгляд, позволит реконструировать существующие на сегодняшний день, ожидаемые и порицаемые обществом варианты взаимоотношений между школьниками и их родителями. Кроме того, эти сериалы имели высокий рейтинг на телевидение Республики Корея и других азиатских стран. Эти телесериалы хорошо известны и русскоязычным зрителям, так как переведены (в сети Интернет представлены варианты сериалов с русскими субтитрами) и озвучены (перевод в один голос и многоголосый перевод). Выбранные нами сериалы оказывают влияние на формирование восприятия корейского и российскими зрителями о том, как могут выстраиваться взаимоотношения между школьниками и родителями в Республике Корея.

Цель нашей работы — выявить варианты взаимоотношений школьников с родителями, представленные в сериалах «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015».

В своей работе мы разделяем мнение А. Г. Рузской о том, что взаимоотношения — субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих [5].

Взаимоотношения между родителями и детьми нередко сопровождаются конфликтами. Конфликт — это процесс, в котором субъекты активно ищут возможность помешать друг другу в достижении определенной цели, предотвратить возможность удовлетворения интересов соперника или изменить его взгляды, социальные позиции, достигая при этом реализации своих интересов [6, с. 114–115]. Считаем, что конфликты дают возможность человеку переоценить свои жизненные установки.

Многократный просмотр сериалов «Школа 2013» и «Кто ты: Школа 2015» позволяет сделать вывод о том, что взаимоотношения учеников с родителями в рамках школы нередко выстраиваются относительно вопросов, связанных с учебной успеваемостью первых. В сериалах присутствуют сюжеты, о том, что родители обеспокоенные школьными успехами своих детей и начинают активно принимать участие в жизни школы, например, в рамках родительского комитета. Так, в сериале «Школа 2013» мать успешного ученика Ким Мин Ки (김민기) оказывала давление на администрацию школы, после того как ее сын не был избран президентом класса, а также в случаях, когда ее не устраивали педагоги, их методика преподавания или отметки, получаемые сыном за экзамены. Так, после написания экзамена по литературе, который Мин Ки с ее точки зрения, не очень успешно выполнил, она взяла работу сына, проконсультировалась «с профессионалами» за пределами школы и стала оказывать давление на учительницу Чжон Ин Чже (정인재), с целью отменить результаты экзамена. Как отметила коллега учительницы Чжон Ин Чже, мама Мин Ки выработала стратегию работы со школой, пользуется авторитетом как у администрации школы, так и у родителей учеников, так как ее старший сын поступил в Йельский университет в США во многом благодаря активности матери (однако тот факт, что брат Мин Ки на самом деле из-за опеки матери стал затворником в своей комнате, оставался не известным в рамках данной школы). Мама Пак Мин Джуна (박민준) в сериале «Кто ты: Школа 2015», не менее активна, не смотря на то, что ее супруг, сотрудник полиции, не приветствовал подобное поведение жены. Она не только состоит в школьном комитете, но и организует встречи с родителями учеников за пределами школы. Встретиться с ней мечтают многие мамы, что сделать очень затруднительно. Так как ее сын успешно учиться, к ней обращаются за советами о том, на какие курсы лучше записать ребенка или какого репетитора стоит нанять для подготовки к экзаменам. По этой причине, она очень жестко относится к своему сыну, ругает его за потерянные пол балла на экзамене. Для нее важно не только то, что баллы сына за экзамены могу понизиться, но и то, что вместе с ними может пошатнуться ее авторитет среди родителей школьников. Амбициозная мать готова даже выпрашивать отметки для сына у учителей, шантажировать педагогов.

В сериалах представлены страдания школьников по поводу того, что родители вмешиваются в их школьную жизнь. Так, Ким Мин Ки («Школа 2013») очень страдал, что мама вмешивается в его школьные дела. Мальчику тяжело было переносить насмешки, презрительное отношение одноклассников к нему из-за того, что его мать отчасти способствовала его успешному обучению. Мин Ки даже сказал матери, что ему тяжело так жить. Мать, следуя своим убеждениям, не прислушивалась к словам сына. Ученику было настолько сложно выстраивать взаимоотношения с мамой, что он даже признался учителю, что это она, а не он сам, пишет школьные эссе. Дело дошло даже до попытки суицида Мин Ки. К счастью, с крыши спрыгнуть ему помешала учительница Чжон Ин Чже. Этот случай стал переломным во взаимоотношениях Ким Мин Ки и его мамы, которая задумалась о желаниях и чувствах сына и позволила ему после завершения обучения в школе выбрать то учебное заведение, которое ему интересно.

Пак Мин Джун в сериале «Кто ты: Школа 2015», мама которого контролировала его учебный процесс, о чем мы писали выше, страдает не менее Мин Ки. Мальчик совершает проступок, лишь бы не получить низкий балл за проект по английскому языку. Ребенок очень страдает, но боится своей матери и не может ее ослушаться. Мин Джун признается учителю о своем проступке, а тот информирует о действиях парня его маму. После пощечины, которой мать наградила Пак Мин Джуна, она просит его держать эту информацию при себе, так как доказательств у учителя о том, что ее сын совершил проступок, нет. Однако школьник перед всем классом признался в содеянном. Для него важна была не потеря баллов за проект, а дружба одноклассников, чего никак не хотела понять его мать, но понимал отец. Пак Мин Джун просит маму отказаться от своей жадности или в противном случае она потеряет сына, так как он устал ненавидеть ее (парень думал о смерти и даже поднялся на самый верхний этаж дома, но дверь на крышу была закрыта, что воспрепятствовало суициду).

В сериале «Школа 2013» находит отражение и другая проблема взаимоотношения учеников и родителей. Одна из самых успешных учениц в фильме «Школа 2013» Сон Ха Гён (송하경), наоборот, ощущает некоторое безразличие родственников к ее учебе. Мать девочки считает, что школьные отметки — сфера ответственности самих детей. Все члены семьи Сон Ха Гён обучались в Сеульском университете. По этой причине Ха Гён очень старательно учиться, стремясь не разочаровать своих родственников и поступить именно в Сеульский университет. Обращение учительницы Чжон Ин Чже к матери Сон Ха Гён с просьбой пересмотреть отношение к девочке, к ее успеваемости в школе, так как ученице очень тяжело нести груз ответственности перед семьей, осталось без внимания.

Безразличие к школьной жизни Со Ён Ын (서영은) со стороны ее матери представлено в «Кто ты: Школа 2015». Мать приходит в школу после того, как ее дочь украла из дома ювелирные украшения. В процессе разбирательства выяснилось, что Со Ён Ын всегда платила за одноклассников, где это требовалось, покупая таким способом их дружбу. Для матери это было полнейшей неожиданностью, на что дочь ей ответила, чтобы она не притворялась в школе заботливой матерью, а продолжала заниматься своими делами, бизнесом. При этом мать ругает учителя, которые одергивает девочку и просит не повышать голос на мать, говоря, что в делах своей семьи она разберется сама.

Обратим внимание, что в сериалах содержаться многочисленные сцены, в которых показаны сложные взаимоотношения в семье школьников. Изобилует подобными сценами телесериал «Школа 2013». У главного героя, президента класса, Ко Нам Суна (고남순), отец злоупотребляет алкоголем и парень вынужден работать в свободное от учебы время доставщиком. Его друг, Пак Хын Су (박흥수), так же не богат. По этой причине парень тоже вынужден работать во внешкольное время заправщиком на бензоколонке. О Джон Хо (오정호) «Школа 2013», очень сложный ребенок, связан с приступным миром, дома его бьет пьяница-отец. Однако школьник, видимо, горячо любит своего отца, так как готов оставить школу, чтобы заработать средства на его лечение.

Острый конфликт между отцом-директором школы и сыном-школьником Кон Тэ Кваном (공태광) представлен в сериале «Кто ты: Школа 2015». Семейный конфликт возник из-за разлада в отношениях родителей Кон Тэ Квана. Мальчик так резко реагировал на данную проблему, что его отец скрывал от всех, что он его сын. Кроме того, ребенок был объявлен психически неуравновешенным и периодически проходил курс лечения в психиатрическом отделении больницы или же отец отправлял его за пределы страны. Отец игнорирует ребенка в школе, дома, позволяя домработнице организовывать самостоятельно праздничный ужин в честь дня рождения Кон Тэ Квана. Подарок же, по уже сложившемуся обычаю, школьник выбирал самостоятельно, так как его отец постоянно был занят на работе. Конечно, подобные взаимоотношения расстраивали и отца и ребенка, но никто не готов был примериться с взглядами противоположной стороны.

Особо болезненно мальчик воспринимает все то, что связано с матерью, известной актрисой, которую обсуждали школьники на перемене. Кон Тэ Кван в связи с этим ввязывается в драку. Ученика не только избил одноклассник, но и отец намеревался отправить его за границу. Кон Тэ Кван с горечью признает, что отец просто хочет от него избавиться. Сын напоминает отцу, что он всегда считал рождение Кон Тэ Квана ошибкой и видел в нем только не хорошие качества, унаследованные от матери. За столь свободные высказывания ребенок получил увесистую пощечину от отца.

В сериале «Кто ты: Школа 2015» представлен еще один вариант взаимоотношения родителей с дочерью Кан Су Ён (강소영). Су Ён обладает очень жестким характером. В школе под ее давлением закончила жизнь самоубийством девочка. Так как отец Су Ён прокурор, ученицу перевели в другую школу, скандал был решен. В новой школе Су Ён продолжила гонения на учеников, а особенно на популярную среди ребят Ко Ын Бёль (고은별). Отец-прокурор не препятствовал дочери, зная ее способность применять по отношению к одноклассникам насилие. Его возмущение вызывало то, что поведение дочери может неблагоприятно сказаться на его карьере. Отец рекомендовал девочке быть умнее ее соперницы, тем самым поощряя крайне негативное поведение ребенка в школе. Как видим, создатели телесериалов хотели показать, что нередко поведение детей в школе связано с семейными установками, которые транслируют родители своим детям.

Сцен о взаимоотношениях учеников с родителями по вопросам, не связанными с образованием не много. Показаны сюжеты, где родители заботятся о своих детях, проводят совместный досуг. Так, школьник спортсмен-пловец в телесериале «Кто ты: Школа 2015» Хан И Ан (한이안) любит своего отца. В кино представлены настоящие дружеские отношения между отцом и сыном. Сестры-близнецы в этом же телесериале Ли Ын Би (이은비) и Ко Ын Бёль тепло относятся к своей приемной матери, которая любит девочек, помогает им в сложных ситуациях. Женщина отмечает, что для нее долгое время важны были школьные отметки, а не ребенок с его интересами и проблемами.

Итак, сериалы содержат широкий спектр вариантов взаимоотношений между школьниками и их родителями. Создатели сериалов, вероятно, не только отображают в своем произведений существующие варианты взаимоотношений, но и те, которые порицаются обществом. В Республике Корея школьники действительно очень много времени уделяют процессу обучения, семьи оказывают давление на учеников, создатели фильмов, видимо, хотели привлечь внимание общественности к тому, что такая усиленная учеба лишает детей полноценного детства, заинтересованности в учебе. Отметим, что в сериалах представлены не только конфликтные, но и настоящие крепкие семейные связи, строящиеся на любви, поддержке детей родителями. Однако данных сюжетов не много, что, на наш взгляд, связано со стремлением создателей сериалов не столько показать положительные взаимоотношения между родителями и детьми, а обратить внимания общества на существующие проблемы, способствовать профилактике неправомерного поведения родителей, стремящихся любыми путями повысить учебную успеваемость своих детей.

Литература:

  1. Попова Л. О. Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре / Л. О. Попова, О. В. Ромах, [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-televizionnyh-serialov-v-sovremennoy-massovoy-kulture-1(дата обращения: 03.01.2017).
  2. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре: Исследования современной медиакультуры [Текст] / В. В. Зверева. — М.: РГГУ, 2012. — 224 с.
  3. Дружинина Ю. В. «Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога в сериалах «Школа 2013» и «Кто Вы: Школа 2015» / Ю. В. Дружинина // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 774–777.
  4. Дружинина Ю. В. «Миллион, миллион, миллион алых роз…»: русские песни в сериалах Республики Корея / Ю. В. Дружинина // Научный поиск в современном мире: сб. материалов 10-й Междунар. науч.-практ. конф. — Махачкала: ООО «Апробация», 2015. — С. 30–31.
  5. Рузская А. Г. Взаимоотношения // Социальная психология: словарь / А. Г. Рузская [Электронный ресурс]. URL:http://slovari.yandex.ru/взаимоотношение/Социальная %20психология/Взаимоотношения (дата обращения: 06.01.2017).
  6. Рыжов О. А., Ларченков В. В. Управление социальным конфликтом [Текст] / О. А. Рыжов, В. В. Ларченков // Политология. — 2012. — № 5. — С. 114–117.
Основные термины (генерируются автоматически): Школа, Кон Тэ, сериал, Корея, мать, отец, ребенок, родитель, взаимоотношение, мама.

Похожие статьи

«В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях...

Библиографическое описание: Дружинина Ю. В. «В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях учеников элитных школ Республики Корея (по материалам сериалов «Цветочки после ягодок» и «Наследники.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

«Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», — утверждал В. А. Сухомлинский.

2) формирование у родителей положительного отношения к школе

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

С другой стороны, школа возлагает также большие надежды на помощь и поддержку родителей.

Дальше, в тех случаях, когда возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью и за советом к классному руководителю.

«Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога...

Ключевые слова: учитель, школа, телесериал, кинооблик, взаимоотношения. В Республике Корея под влиянием конфуцианства

Похожие статьи. «Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»... Так, в сериале «Школа 2013» мать успешного ученика Ким Мин Ки (김민기).

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им

Какими бы прекрасными ни были ДОУ, самыми главными «мастерами» формирующими мысли детей, являются его родители - мать и отец.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании. классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах.

Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития более чем в 30 % оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности или

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Связь защитно-совладающего поведения родителей младших...

Изучаемые показатели в %. Uэмп. мать. отец. Отрицание.

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа, педагогический всеобуч.

Тема государственных экзаменов в средневековой корейской...

Также в средневековой Корее считалось, что образованным людям, даже если они не очень богаты, окружающие будут оказывать разные услуги, сочтя за честь помочь ученому человеку.

Что же касается родителей, то их важнейшая обязанность – дать детям образование, которое...

Похожие статьи

«В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях...

Библиографическое описание: Дружинина Ю. В. «В этой школе нет друзей»: конфликты во взаимоотношениях учеников элитных школ Республики Корея (по материалам сериалов «Цветочки после ягодок» и «Наследники.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

«Какими бы прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», — утверждал В. А. Сухомлинский.

2) формирование у родителей положительного отношения к школе

Учитель — ученик — родитель: взаимоотношения

С другой стороны, школа возлагает также большие надежды на помощь и поддержку родителей.

Дальше, в тех случаях, когда возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью и за советом к классному руководителю.

«Учитель мечтает стать учителем»: облик школьного педагога...

Ключевые слова: учитель, школа, телесериал, кинооблик, взаимоотношения. В Республике Корея под влиянием конфуцианства

Похожие статьи. «Ни один ребенок не сбивается с пути без причины»... Так, в сериале «Школа 2013» мать успешного ученика Ким Мин Ки (김민기).

Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике...

Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребёнка в первый класс, разрешается с окончанием им

Какими бы прекрасными ни были ДОУ, самыми главными «мастерами» формирующими мысли детей, являются его родители - мать и отец.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании. классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными...

Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах.

Вследствие тех же причин матери детей с особенностями развития более чем в 30 % оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности или

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

Связь защитно-совладающего поведения родителей младших...

Изучаемые показатели в %. Uэмп. мать. отец. Отрицание.

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа, педагогический всеобуч.

Тема государственных экзаменов в средневековой корейской...

Также в средневековой Корее считалось, что образованным людям, даже если они не очень богаты, окружающие будут оказывать разные услуги, сочтя за честь помочь ученому человеку.

Что же касается родителей, то их важнейшая обязанность – дать детям образование, которое...

Задать вопрос