Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Мамедова Д. Н. Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети» // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1708/ (дата обращения: 28.05.2018).



В настоящее время всё больше внимания в учебном процессе уделяется инновациям. Инновации в педагогической деятельности, так же как и в производстве, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение существующих педагогических технологий, применяемых в учебном и воспитательном процессах.

Нововведения, или инновации, характерны для многих профессиональных деятельностей человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных работников и целых коллективов.

Целями инновации в образовании являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально- экономической и профессиональной сферах; формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, а также к инновационной инициативе.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равнозначное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. В этой связи необходимо подходить к включению преподавателей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.

Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления. В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т. д.

Метод кейс-стади — может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-стади по дисциплине “Теплофикация итепловые сети” на тему: “Повышение энергетической эффективности котельной РК-3г. Карши”.

Педагогическая аннотация

Изучаемый предмет: “Теплофикация и тепловые сети”

Тема: Повышение энергетической эффективности котельной РК-3 г. Карши.

Основная цель Кейса: студенты должны проанализировать энергетический баланс предприятия, разработать предложения по уменьшению теплопотерь и увеличения КПД, развить навыки и знания, проверить свои полученные за время учебы знания.

Ожидаемые результаты:

‒ Приобретет навыки по изучаемой теме;

‒ Изучит энергетический баланс предприятия и основные энергопотери;

‒ Получит навыки по предложению рекомендаций решения проблем по уменьшению энергопотерь на предприятии

‒ Применит полученные теоретические знания при решении проблемы.

Для успешного решения Кейса необходимо:

Студент должен знать: Принцип работы предприятия, его основное и вспомогательное оборудование; расчет тепловых нагрузок; график продолжительности тепловой нагрузки; удельный расход топлива; расчетные параметры теплоносителя, дымовых газов и др.

Студент должен выполнять:

‒ Самостоятельно изучить проблему; определить особенности и причины возникновения проблемы; проанализировать информацию, использует полученные знания при решении проблемы и сделает выводы и обоснует предложения по решению проблемы.

Сдудент должен уметь:

‒ Работать в содружестве, сделать анализ состояний проблемы и поисков решений для выполнения презентации.

Характеристика Кейса по технологическим особенностям:

Рассматриваемый Кейс входит в категорию кабинетного. Составлен на основе технико-экономического состояния предприятия.

Объектом кейса является ОАО “Иссиклик манбаи”г.Карши (Узбекистан).

Кейс разработан на основе реальной информации и отчетов. Его объем соответствует средне вопросному кейсу. Согласно дидактическим целям проблемы решаемые Кейсом предназначены для тренинга. Этим Кейсом может пользоваться при изучении дисциплины “Теплофикация и тепловые сети”

Кейс на тему “Повышение энергетической эффективности котельной РК-3г. карши”.

Введение.

В нашей Республике за годы независимости под руководством главы нашего государства И. А. Каримова были проведены ряд творческих преобразований в также и в энергетической отрасли. Наше государство приобрело полную независимость и в энергетике. В настоящее время на станциях Энергосистемы Узбекистана в год вырабатывается до 50 млрд. кВтчас электроэнергии, из них более 80 % приходится на долю ТЭС.

В настоящее время в период финансово-экономического кризиса экономия энергоресурсов, использовать их с умом, модернизация предприятий и применение инновационных технологий стоит на повестке дня. В связи с этим Президент Узбекистана И. А. Каримов в своем произведении 1 дал несколько указаний по повышению эффективности теплоэнергетических предприятий коммунального хозяйства в частности.

В городе Карши Кашкадарьинской области ОАО “Иссиклик манбаи” занимается обеспечением населения города тепловой энергии. В ее ведомстве находятся более 10 районных котельных различной мощности. Выше указанные проблемы имеют место и на этом предприятии.

Ожидаемые результаты после решения Кейса:

‒ укрепить знания по принятой теме;

‒ разработать предложения по уменьшению потерь энергоресурсов на предприятии;

‒ проявятся навыки по умению работать самостоятельно или в группе;

‒ уметь применять на практике свои знания.

В Кейсе использовались производственные отчеты ОАО “Иссиклик манбаи” за 2015 год. (прил.1)

Задание:

1) Ознакомиться с основным и вспомогательным оборудованием котельной.

2) Ознакомиться с информацией о теплоаккумулирующих установках.

3) Ознакомиться с отчетом предприятия.

4) Подобрать необходимую установку.

5) Сделать выводы и составить рекомендации.

6) Подготовить презентацию.

II. Методические указания для студентав.

‒ Направление для студентов

‒ Предложения

‒ Критерии оценки

Технологическая карта практического занятия Кейс.

Рабочие этапы

Вид деятельности

Преподаватель

Студент

Подготовительный этап

(5 мин)

1) для ознакомления с Кейс раздается материал.

2) прилагается методическое указание.

3) разъясняет о влиянии умения решать Кейс на профессиональное мастерство студента.

Ознакомились с Кейс

Изучили предложенную литературу.

1 — этап знакомство с темой

(10 мин)

1.1. знакомит с темой, целью и задачами учебной работы, планом выполнения работы.

1.2. определяет значение и цели Кейса.

1.3. знакомит с критериями оценки.

1.4. на основании блиц –опроса активизирует знания студентов. (приложение № 2)

Слушают

Записывают тему, план занятия.

Отвечают на вопросы.

2 — этап основной

(60 мин.)

2.1. обсуждает приведенные в Кейсе задания

2.2. делит студентов на малые группы.

2.3. организует работу с Кейс в малых группах.

2.4. сообщает о презентации результатов.

2.5. сообщает о начале презентации, приглашает представителей групп;

2.6. организует межгрупповое оценивание;

2.7. обобщает работу каждой группы, делает выводы и оценивает.

В группах ведется совместное обсуждение;

Готовят результаты для презентации

3 — этап завершающий

(5 мин)

3.1. выполняются окончательные выводы;

3.2. учитывается вклад каждого участника отдельно, ответы на вопросы, правильность расчета;

3.3. решения прилагаются;

3.4. еще раз уточняет цели и его значение в укреплении профессиональных знаний.

Слушают.

Излагают свои мысли.

Задания для самостоятельной работы:

Таблица “Проблемной ситуации”:

Проблемы

Причина возникновения проблемы

Пути решения проблемы

1.Увеличение расхода энергии

2.Большие потери теплоты с уходящими газами.

3.Низкая экономическая эффективность котельной.

4.Экологический вред от дымовых газов.

Составление концептуальной таблицы

“Теплофикация итепловые сети”

Рекомендации, особенности категории идругие

Цели изадачи

История развития

Применение вУзбекистане

Районная котельная

Литература:

  1. Каримов И. А. Мировой финансово- экономический кризис и меры и направления его предупреждения в условиях Узбекистана. Т.: Узбекистан, 2009. — 48 стр..
  2. Аллаев К. Р. Энергетика и мира Узбекистана. — Т.: молия, 2007. — 388 с.
  3. Соколов Е. Я. Теплофикация и тепловые сети. М. Энергоиздат, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): энергетической эффективности котельной, Повышение энергетической эффективности, эффективности котельной РК-3г, передового педагогического опыта, энергетический баланс предприятия, решении проблемы, учебном процессе, изучении дисциплины, Студент должен, решения Кейса, конкретных ситуаций, вспомогательным оборудованием котельной, проблемы решаемые Кейсом, Выше указанные проблемы, Иссиклик манбаи, причины возникновения проблемы, анализ состояний проблемы, уменьшению потерь энергоресурсов, изменение существующих педагогических, изучении дисциплины «Теплофикация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос