Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Веремейчук Л. Н. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 35-36. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1704/ (дата обращения: 26.05.2018).



В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ключевые слова: одаренные дети, ограниченные возможности здоровья, духовно-нравственное воспитание, формирование речи ребенка

Одаренные дети — это дети, которых Бог одарил каким-либо талантом. Мои педагогические наблюдения показывают, что среди детей с ОВЗ неодаренных детей нет. Господь щедро наградил таких детей различными способностями. Ограниченные возможности ребенка не ограничивают жизненных горизонтов, не уменьшают способности и талант ребенка, которые у некоторых детей раскрываются довольно рано и ярко, а у других явно не проявляются и педагогу приходится применять специальные образовательные технологии, чтобы раскрыть в ребенке одаренность. Главная задача — это не упустить время для развития одаренности. Явная одаренность детей хорошо проявляется в групповых занятиях. Но самое бесценное время по значимости раскрытие одаренности — это индивидуальная работа с ребенком, где педагог может более четко отслеживать успехи ребенка и строить работу с учетом его перспективного развития. Наш опыт работы с одаренными детьми показывает, что нельзя излишне хвалить ребенка (ведь одаренность это не его заслуга, а Божий подарок), нельзя сравнивать его успехи с успехами других детей, надо сравнивать его только с самим собой (успехи сегодняшние и вчерашние). К какой бы группе одаренности ребенок не относился: к группе с высоким интеллектуальным показателем, с высоким уровнем творческих способностей, к группе достигнувших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты), дети с академической одаренностью — нас интересует, прежде всего, детская душа. Многолетний опыт духовно-нравственного воспитания убедил нас в эффективности этого направления в работе с дошкольниками. Нельзя развивать ребенка односторонне. Развивая способности и талант, укрепляя здоровье ребенка — надо, прежде всего, воспитывать его душу. Главная цель воспитания одаренного ребенка — это воспитание доброй души. Вера в детскую душу означает неустанное радение о ней. Вся система воспитания одаренных детей с ОВЗ, которую мы выстраиваем с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Мы строим работу так, чтобы душа ребенка не страдала от ограниченных возможностей здоровья. Таким детям особенно нужны любовь, внимание и радость.

Развитие одаренности без воспитания души очень негативно влияет на всестороннее развитие ребенка и может пагубно повлиять на его судьбу. Там, где в душе нет добра, там одаренность принесет только зло. Вера в детскую душу означает неустанное радение о ней педагога (и конечно родителей). Вся система нашей работы с одаренными детьми направлена на «памятование о Боге». Мы на практике своей работы видим, что без религиозного вдохновения души все виды одаренности не в состоянии зажечь сердца детей. Особое внимание, как руководителя, я уделяю подбору кадров в работе с такими детьми. Здесь трудно переоценить личность педагога. Наравне с высоким профессионализмом необходимо православное мировоззрение и сердце наполненное любовью к детям. Ведь встреча ребенка с педагогом — это встреча с добром (по крайне мере так должно быть). И когда дети чувствуют искреннюю доброту педагога, то их доверие к нему возрастает, а в таких условиях легче решать задачи как духовного воспитания, так и одаренности. Причем эти задачи мы решаем одновременно. В работе с родителями мы акцентируем внимание на возможность здоровой нравственной обстановки в семье.

Методы духовного воспитания помогают нам подойти к вопросам одаренности ребенка с ограниченными возможностями с большим тактом, где нет места эгоцентризму, а только чувство радости и благодарности Господу за дарованный талант.

Мы надеемся, что духовная поддержка детей с ОВЗ позволит их сделать более счастливыми. Мы стараемся раскрыть перед ребенком окружающий мир через призму нравственных представлений и считаем, что мыслящий добродетельный и талантливый человек всегда будет востребован в обществе. Современный мир нуждается в людях с активной жизненной позицией, одаренных и по-хорошему амбициозных. Ограниченные возможности зачастую порождают многочисленные комплексы и мешают человеку занять достойное место в жизни. Чтобы этого впоследствии не произошло мы стараемся, чтобы детство наших детей было не подготовкой к жизни, а яркой, интересной и насыщенной жизнью, которую с помощью педагогов и священника (клирика Храма Всех Святых на земле Российской просиявших Георгия Шмарина) мы заполняем духовным развитием, поиском потенциальных возможностей ребенка, поддержкой его инициативы и воспитанием уверенности в себе (детям с ОВЗ эти качества особенно необходимы).

В разработке адаптированных программ мы учитываем не только тип одаренности, но ОВЗ каждого ребенка. В своей работе мы не ставим перед ребенком непосильной задачи, которые могут привести к разочарованию, а также снижению интереса ребенка к той или иной деятельности. Одним из важных условий в нашей работе является стратегия на перспективное индивидуальное развитие ребенка; мы стараемся чутко реагировать на даже незначительные его успехи, понимая, что дети с ОВЗ особенно нуждаются в поддержке взрослого. Причем эта поддержка должна носить конструктивный характер, а не захваливание ребенка.

Акценты в нашей работе по духовно-нравственному воспитанию одаренных детей с ОВЗ:

  1. Неразрывность духовно-нравственного воспитания с развитием одаренности ребенка (причем на первом месте должны стоять вопросы духовного воспитания).
  2. Проведение работы с одаренными детьми небольшими группами по виду одаренности или индивидуально.
  3. Учитывая, что в дошкольном возрасте доминирующий вид деятельности — игра, следовательно, одаренность дошкольника мы развиваем через различные виды игр (особое внимание, уделяя особенностям ОВЗ).
  4. Поощряем активную позицию ребенка, в которой он имеет возможность проявить свои возможности. Учим его слушать и слышать мнения взрослых и сверстников и действовать в соответствии с нравственными правилами.
  5. Учим детей понимать свою индивидуальность и умению использовать свою одаренность в жизненных ситуациях.
  6. Воспитываем желание у детей развивать свои способности, дарованные Господом.

Наша главная задача состоит в том, чтобы мы, развивая одаренность ребенка, совершенствуя его духовные качества, направляли свои педагогические усилия на то, чтобы ограниченные возможности ребенка не ограничивали его стремлений проявлять свои таланты и не являлись препятствием для активной и счастливой жизни.

Современная жизнь сейчас остро ставит вопросы духовного воспитания, и у нас нет сомнений в том, что без Бога в душе одаренный человек может принести в этот мир не созидательное творчество, а разрушение и зло. Как непозволительно не заметить и не развить одаренность ребенка, так и недопустимо, чтобы этот дар Господа не озарился верой и не поддерживался молитвой.

В работе с родителями мы ставим перед собой задачу повышения педагогической грамотности родителей. В методах работы с одаренными детьми, учим не акцентировать внимание на ограниченные возможности, а верить в силы и возможности ребенка. Верить в перспективу его развития. Нам очень важно, чтобы такие дети не были закомплексованы. Не ощущали себя особенными детьми, а с радостью и удовольствием шли на контакт с педагогами, чья работа направлена на раскрытие и поддержку способностей и талантов ребенка и укрепления физического и духовного здоровья. Основа нашей работы — любовь к Богу и детям, которых нам доверил Господь.

Из всех видов одаренности — самая высокая — это одаренность души, которая нуждается в заинтересованном внимании взрослых. Душа способная любить, сострадать ближнему и творить добро самый драгоценный дар Божий. С таким даром любой талант ребенка засияет новыми гранями, которые улучшат и украсят наш земной мир.

Литература:

  1. Евтушенко И. Детская одарённость и родители // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 7. — С.46–51.
  2. Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. — М., 1997г.
  3. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 2010г.
  4. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 2000г.
Основные термины (генерируются автоматически): возможности ребенка, одаренных детей, одаренными детьми, духовного воспитания, воспитания одаренных детей, одаренности ребенка, талант ребенка, духовно-нравственного воспитания, развитие ребенка, одаренность ребенка, воспитания одаренного ребенка, вопросы духовного воспитания, Ограниченные возможности ребенка, ограниченные возможности, формирование речи ребенка, вопросам одаренности ребенка, учетом строгого индивидуального, строгого индивидуального подхода, ограниченные возможности ребенка, развитием одаренности ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос