Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Ионова Т. Ю. Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 83-84. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1698/ (дата обращения: 20.10.2018).



Одаренные дети — какие они? Они очень разные, непохожие друг на друга. Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицирует разные ᴨедагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью. [2]

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является работа с интеллектуально одаренными детьми. Предлагается начать эту работу с младшего школьного возраста, вовлекая детей в исследовательскую и проектную деятельность. Сегодня — это перспектива в работе с одаренными детьми.Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. При этом существует главное правило участия в исследовательской деятельности учеников — никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Проект — специальный организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимся или группой учащихся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. «Проект — это «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Проект многогранен, эффективен, неисчерпаем…» [1]

Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Преподаватель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Важная роль при подготовке проекта отводится этапу контроля. Учащиеся учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы товарищей, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления.

Применение технологии презентации повышает интерес к предмету, приобщает к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет наиболее эффективно передавать накопленный опыт, излагать проект или рассказать об итогах исследуемой проблемы.

Использование метода проектов для меня представляет интерес в плане развития у учащихся ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской. Метод проектов можно использовать различных на этапах обучения и в работе с учащимися разного возраста, разной подготовленности, и используя материал разный по сложности. Конечно, при этом необходимо тщательно продумывать планирование действий. Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проекта заключается, на мой взгляд, в том, что:

– формирует собственный жизненный опыт ребенка во взаимодействии с природой;

– активизирует субъективную позицию ребенка в образовательном и воспитательном процессе;

– идет от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность;

– выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их традиционной организации обучения (таб.1).

Таблица 1

Структура деятельности учителя иученика при использовании метода проектов

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности школьника

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо отметить следующее: возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдалённые задачи, требовать охвата одновременно несколько направлений деятельности и т. д.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через урочную и внеурочную деятельность (таб.2).

Таблица 2

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

проблемно-развивающее обучение,

проектно-исследовательская деятельность,

игровые технологии (деловые игры и путешествия),

информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

творческие и нестандартные задания.

К ней относятся следующие виды деятельности:

– факультативы,

– предметные недели,

– театрализованные праздники,

– научно–практические конференции

– олимпиады и конкурсы по предметам,

кружки «Я — исследователь», «Мир, в котором я живу, «Умники и умницы»

Используя метод проектов в своей работе, я добилась определенных результатов. Мои ученики на протяжении 9 лет становятся победителями и призерами не только школьной, окружной, региональной, и всероссийской НПК учащихся, участвуют в разного уровня конкурсах экологической направленности («Зеленая планета», «Мир, в котором я живу», «Познание и творчество», «Мое любимое животное», «Страна БезОпасности» и др. Но более всего радует то, что мои ученики умеют наблюдать, обобщать, экспериментировать, находить необходимую информацию в различных источниках, презентовать свою работу, высказывать свое собственное мнение.

Литература:

  1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы. — 2009, № 6. — С. 46–50.
  2. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников. // Н. С. Лейтес. — М., Издательский центр «Академия», — 2000. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, метод проектов, внеурочная деятельность, младший школьный возраст, вид деятельности, использование метода проектов, проект, работа, учащийся.

Похожие статьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос