Авторы: Кораблева Диана Александровна, Сергеева Алена Александровна

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 01.12.2016

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кораблева Д. А., Сергеева А. А. Внеклассная работа по предмету как средство адаптации учащихся к профильному обучению // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 87-89.



В статье представлены результаты исследования, посвященного адаптации учащихся к профильному обучению. Раскрывается потенциал внеклассной работы по математике как средства адаптации восьмиклассников.

Ключевые слова: адаптация, внеклассная работа, профильное обучение

Структура и особенности современной системы образования в России таковы, что в большинстве школ образование осуществляется на среднем профессиональном уровне, т. е. организуется профильное обучение.

Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы — одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В числе предлагаемых профилей — общеобразовательный, социально-гуманитарный, физико-математический, филологический и т. п. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

Профилизация в современных школах проводится на различных уровнях, в зависимости от специфики образовательного учреждения:

1) профильное обучение с 5 класса (гимназии, лицеи);

2) профильное обучение с 8 класса (гимназии, лицеи);

3) профильное обучение в 10–11 классах (школы, гимназии).

Не смотря на различие в возрасте учащихся, в каждом образовательном учреждении, реализующем профильное обучение, существует «погружение в профиль»: обучающиеся должны пройти определенные испытание для поступления в тот или иной класс. В течение «предпрофильного» года с учащимися работает школьный психолог, выявляя индивидуальные способности каждого ученика, беседует с ребенком, родителями, педагогами и рекомендует профиль. В конце года, предваряющего профильный класс, учащиеся проходят испытания учебного характера, выявляющие подготовленность ребенка и наличие/не наличие минимума знаний, необходимых для успешного обучения в том или ином профиле.

Вне зависимости от специфики образовательного учреждения и возраста, в котором учащиеся вступают в профильное обучение, большинство обучающихся испытывают при переходе в профиль стресс. Вследствие чего проблемы адаптации школьников к новому для них образовательному процессу и новым образовательным условиям стоят достаточно остро. Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.

Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий. В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения.

Е. В. Осипчукова выделяет в адаптации личности учащегося к новой для него социокультурной среде профильного обучения следующие стадии:

‒ начальная стадия, когда индивид осознает, как он должен вести себя в новой для него социальной среде, но еще не готов признать и принять систему ценностей новой профильного обучения и стремится придерживаться прежней системы ценностей;

‒ стадия терпимости, когда индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

‒ аккомодация, т. е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида новой социокультурной средой (средой профильного обучения);

‒ ассимиляция, т. е. полное совпадение систем ценностей индивида и среды [1].

В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности — адаптированность, как результат, итог процесса адаптации. Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

Мы решили в ходе нашего исследования выяснить, может ли внеклассная работа по предмету помочь учащимся адаптироваться к профильному обучению и сформировать необходимый для успешного обучения уровень адаптированности.

Исследование проводилось в МБОУ-лицее № 2 им. Б. А. Слободскова города Тулы. В данном образовательном учреждении профильное обучение организовано с 8 класса, введен стандартный набор профилей обучения: физико-математический, инженерный, химико-биологический, лингвистический, историко-правовой, социально-экономический. Внеклассная работа по предметам представляет собой систему ДОУ (дополнительных образовательных услуг) и систему кружков. ДОУ — форма внеклассной работы учителя с учащимися, аналог факультатива.

Наше исследование проводилось 2 года подряд, в его рамках создавался математический кружок по решению олимпиадных математических задач для 8 класса, в ходе которого у учащихся формировались как навыки в познавательной деятельности, так и личностные навыки. Работа проводилась два года подряд с учащимися одного возраста (8 класс), чтобы оценить валидность исследования и подтвердить эффективность предпринимаемых нами мероприятий.

Для начала следует отметить психологические особенности 8А первого года (далее 8А-1) и 8А второго года (далее 8А-2), а именно:

1) учащиеся 8А-1 активнее вступали с нами в контакт при решении задач, нежели учащиеся 8А-2;

2) учащиеся 8А-1 искали решения нестандартных задач сами, активно вступали в спор и доказывали свои точки зрения, в то время как 8А-2 предпочитали выслушать верное решение, с трудом шли на контакт при попытках учителя навести их на правильный ход решения;

3) учащиеся 8А-1 свободно выходили к доске показывать свое решение, 8А-2 не проявляли желания выйти к доске;

4) учащиеся 8А-1 включались в активное обсуждение нестандартной задачи, что приводило к совместным решениям, 8А-2 не высказывали своих мыслей вслух: им проще было написать их в своей рабочей тетради.

5) учащиеся 8А-1 активно рассказывали о себе, о своей жизни и интересах, включались в неформальное общение, 8А-2 было очень трудно вывести на неформальные темы.

Побеседовав с учителем математики 8А-2, мы выяснили, что данное поведение ребят — особенность их класса, на обычных уроках математики поведение не изменялось, из чего мы могли сделать вывод, что дети, участвующие в исследовании на втором году, менее адаптированы к профилю, чем дети первого года.

В течение первых кружков мы активно создавали ситуации успеха: учитель, проходя мимо учеников и видя в тетрадках верный ход мысли, словесно поощрял ученика и приглашал к доске озвучить свою мысль. После решения задачи, если требовалось, общими усилиями, учитель снова поощрял ученика. В ходе первых кружков в группе начали прорисовываться 2 лидера, которые начинали озвучивать мысли по поводу решения задачи, находили интересные задачи сами и задавали по ним вопросы.

Через две недели после начала кружковых занятий учащиеся начали вступать в неформальный контакт: появились беседы во время перерыва. В ходе этих бесед смогли выяснить причины неактивности обучающихся:

1) учащимся сложно было адаптироваться к особенностям профиля: физико-математический класс стандартно считается самым сильным, как правило, там обучаются дети с высокой познавательной мотивацией, активные, любящие участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и других подобных мероприятиях.

8А-2 отличается от стандартной характеристики физико-математического класса: большинство учащихся — тихие и спокойные по характеру, не привыкшие показывать свои способности. В одной из бесед ребята признались: «Нам сложно — сейчас нам все говорят «физмат, физмат, участвуйте во всем, физматы всегда участвуют» …

2) произошла смена учителей и требований, два учителя из всего набора — заместители директора (учитель математики и учитель физики).

Отметим, что учащиеся 8А-1 попали в похожую ситуацию: учитель физики — директор, учитель математики — заведующий кафедрой, однако реакция была иной: учащиеся становились более активными на уроках и очень много времени выделяли на самообразование и повторение материала дома.

3) изменился коллектив учащихся: из 6 седьмых классов параллели сформировалось 6 принципиально новых восьмых классов.

Учащиеся 8А-1 и 8А-2 долгое время контактировали только с теми учащимися, которых знали ранее.

Выяснив основные проблемы, возникшие в ходе адаптации, мы начали работу, направленную на устранение проблем познавательного характера, используя:

 создание ситуации успеха (способ, зарекомендовавший себя положительно в ходе первых занятий);

 задачи с юмористическим содержанием, создающие позитивную психологическую обстановку;

 задачи с актуальным содержанием («вирус пожирает память компьютера…»).

Параллельно мы вели работу, направленную на устранение проблем психологического характера:

 беседовали о специфике профиля;

 объясняли структуры различных олимпиад и агитировали участвовать в них;

 рассказывали о лиге математических боев городского этапа, о составе лицейской команды и готовили морально учащихся к участию в математических боях.

По прошествии 2 месяцев с начала работы кружка, учащиеся 8А-2 приняли участие в Лиге математических боёв г. Тулы в составе команды МБОУ-лицея № 2. По отзывам капитана команды (учащийся 11 «А» класса), ребята очень успешно для своего возраста решали задачи и участвовали в их обсуждении.

В настоящий момент (по прошествии 6 месяцев) на занятиях кружка учащиеся 8А-2 класса активно обсуждают интересные задачи, увереннее озвучивают свои мысли (по сравнению с октябрем этого учебного года), не боятся ошибиться и очень ждут олимпиад и лиги математических боев следующего года.

Учитель математики по прошествии полугода с начала работы кружка говорит, что дети, посещающие занятия, более активны на уроках.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что благодаря внеклассной работе по математике, у учащихся были сформированы коммуникативные навыки, творческие способности, развиваются такие личностные качества, как трудолюбие и инициативность; умения рассуждать при решении задач, а также учащиеся успешно проходят процесс адаптации к профильному обучению.

Литература:

  1. Пономарев А. В., Осипчукова Е. В. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования: от теории к практике // Образование и наука. — 2007. — № 1. — С. 42–49.
Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, профильного обучения, профильному обучению, адаптации учащихся, процессе адаптации, процесса адаптации, процесс адаптации, специфики образовательного учреждения, средство адаптации учащихся, начала работы кружка, занятиях кружка учащиеся, высшего профессионального образования, кружковых занятий учащиеся, средства адаптации восьмиклассников, Проблема адаптации актуальна, процессе адаптации личность, ценностей новой, процесса адаптации человека, адаптации личности учащегося, проблемы адаптации школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос