Автор: Султанова Мая Садриевна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 27.11.2016

Библиографическое описание:

Султанова М. С. Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 138-139.



Культура — это умение ткать свой узор жизни в сочетании с узорами других жизней

В. Г. Кротов

Как ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы духовно-нравственного и гражданского воспитания были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества. Одной из приоритетных задач общества и государства, как и одной из главных целей современного образования является воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, уважения к русской истории. Это длительный трудоемкий процесс, который непрерывно продолжается на протяжении всего времени обучения и требует максимальной отдачи.

Воспитатели ставят перед собой задачи:

− способствовать формированию готовности учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала;

− формировать ценностно-смысловые ориентации, нравственные ценности: честность, доброту, искренность, милосердие и др.;

− развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение;

− формировать готовность и желание открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

− развивать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

− воспитывать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

− помочь в осознании ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физического и нравственного здоровья и духовной безопасности личности, умению противодействовать им в пределах своих возможностей;

− воспитать гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей; развить чувства патриотизма и гражданской солидарности;

− привить свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;

− приобщать к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших.

Как отмечалось ранее, духовно-нравственное и гражданское воспитание это сложный и длительный процесс, поэтому на протяжении всего года воспитатели проводят занятия, беседы, дискуссии, диспуты, викторины, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

В течение всего года учащиеся посещают музеи, театры, картинные галереи, ездят на просмотры фильмов в кинотеатры города, любят бывать на цирковых и спортивных представлениях. Во время экскурсий на предприятия учащиеся принимают активное участие в беседах с передовиками производства города Москвы и имеют возможность познакомиться с изготовлением продукции данного предприятия. Каждая экскурсия оставляет неизгладимые впечатления у воспитанников нашей школы.

Учащиеся наряду с воспитателями принимают непосредственное участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий разной направленности. Подготовка и проведение праздников служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. К достижениям и удачам совместной работы можно отнести формирование традиционных общешкольных мероприятий: «День Знаний», «Праздник осени», «День Учителя», «День матери», «День именинника», «8 Марта», «Широкая масленица», «Последний звонок», спектакли в канун Нового года, «КВНы». Ко всем мероприятиям мы готовимся с осой тщательностью и сниманием.

К празднованию Дня Победы в нашей школе относятся с особым трепетом. Готовиться, к этому важному событию начинаем заблаговременно. Оформительский сектор школы разрабатывает проект оформления школы и актового зала, а также, совместно с информационным сектором, выпускают праздничную газету. В этот день проходят встречи с ветеранами, благодаря которым у учащихся есть возможность не только ознакомиться с фрагментами истории России, узнать правду о войне, услышать интересные истории о силе, воле, смекалке и могуществе русского солдата, но и оценить эти события, взглянуть на них глазами участника. После занятий и встреч с ветеранами учащиеся и гости отправляются в актовый зал на праздничный концерт.

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, заставляет задуматься о войне, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор.

В 2010 году в школе открыт музей Боевой славы. Открытию музея предшествовала большая и кропотливая работа всего педагогического коллектива и учащихся школы.

Со дня открытия школы собирался материал об участниках Великой Отечественной войны, записывались воспоминания участников боевых действий, работников тыла. Участники Великой Отечественной войны приглашались на классные и общешкольные мероприятия. Собирался и накапливался материал.

Систематически ведётся работа на тему «Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны». В течение года воспитатели вместе с учащимися подбирают исторический материал о Великой Отечественной войне, и продолжают работу по оформлению и пополнению музея, а также готовят рефераты, проводят конкурсы рисунков, стихов о войне, викторины. Со дня основания музея ведется книга памяти, в которой хранятся фотографии, вырезки из газет, письма из семейного архива, сочинения ребят о своих родственниках — участниках Великой Отечественной войны.

Духовно-нравственное развитие личности в системе образования в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом и достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Основные термины (генерируются автоматически): Великой Отечественной, Великой Отечественной войны, участниках Великой Отечественной, гражданское воспитание, воспитание школьников, гражданина России, гражданское воспитание школьников, Великой Отечественной войне, Великой Отечественной войны», общешкольных мероприятий, Участники Великой Отечественной, компетентного гражданина России, «Патриотическое воспитание школьников, формированию готовности учащихся, моральной ответственностью личности, длительный трудоемкий процесс, полноценного представителя общества, духовной безопасности личности, Духовно-нравственное развитие личности, нравственному воспитанию детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос