Самостоятельная деятельность школьников в начальных классах
Автор: Искакова Баян Шакибаевна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.
Дата публикации: 26.01.2015
Статья просмотрена: 372 раза
Библиографическое описание:
Искакова, Б. Ш. Самостоятельная деятельность школьников в начальных классах / Б. Ш. Искакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/4/29/ (дата обращения: 28.03.2024).
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» сказал, что: «Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования… В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [1].
На сегодняшний день организации образования в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, соответствующими Правилами и уставом организации образования [2].
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года были утверждены Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций № 499 (начального, основного среднего и общего среднего). Настоящие Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок деятельности организаций, реализующих общеобразовательные программы начального, основного среднего и общего среднего образования.
Основными видами организаций образования являются: школа, малокомплектная школа, гимназия, лицей, профильная школа.
Субъектами образовательного процесса являются: учащиеся, педагогические работники, родители учащихся или иные законные представители.
Организации образования осуществляют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами уровней общего среднего образования РК: начального (1–4 классы), основного среднего (5–9 (10) классы) и общего среднего (10–11 (12) классы).
Согласно Типовым правилам деятельности общеобразовательных организаций № 499 общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы [3].
Среди качеств личности школьника, можно выделить самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности школьника способствует развитию его личности в целом.
Аналитический обзор литературы позволил выявить, что проблема самостоятельности наиболее полно изучена школьной педагогикой (Н. В. Бочкина, О. А. Конопкин, Л. А. Матвеева, А. К. Осницкий, Л. А. Ростовецкая и др.). Исследованию подверглись различные виды самостоятельности школьников: познавательная, организационно-техническая, умственная, прикладная и учебная. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.
Самостоятельность — это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач [4].
По-моему мнению, к основным видам самостоятельных работ в начальных классах можно отнести следующие:
- Работа с книгой — это умение работать с учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами и.др., работать по плану, алгоритму, предписанию.
Навыки работы учащихся по плану особенно успешно развиваются на уроках математики.
- Упражнения.
- Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.
- Подготовка докладов, рефератов (3–4-класс).
- Домашние опыты, наблюдения (2,3,4-классы: перемены погоды, развитие питомцев и т. д.).
Техническое моделирование и конструирование (по предмету «Труд»).
Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.
Я думаю, что проблема воспитания самостоятельности у школьников рассматривается в двух аспектах: умственном (Т. В. Зенцова, Л. В. Лабашова, М. Н. Силаева, Т. И. Мышьякова, И. Б. Слито, У. В. Ульенкова) и нравственном (О. А. Акулова, Н. Г. Година, А.О.кузина, Л. Н. Пустынникова идр.). Вместе с тем, недостаточно, на мой взгляд, изучены возможности воспитания самостоятельности, как нравственно-волевого качества личности, в продуктивных видах деятельности.
В семьях где есть родители, то есть в полноценных семьях школьники занимаются учебой, и учителю легче обучить ребенка к самостоятельной работе, так как учитель обучает в школе, а родители занимаются дома с ребенком, тогда обучение к самостоятельной работе более эффективнее, а в семьях где нету родителей, то есть детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей) качественно обучить знаниям и к самостоятельной работе предоставляется только учителю, преподавателю, однако в организациях где обучаются такие дети есть разновозрастные и одновозрастные воспитательные группы, но это на мой взгляд не сравниться с родительскими наставлениями, и связи с этим роль учителя в обучении, в воспитании самостоятельной деятельности более высокая.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 утверждены Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Настоящие Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и регулируют деятельность организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) — организации системы образования, в которых создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Организации образования могут быть государственными, частными.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и (или) воспитывающиеся в государственных организациях образования, содержатся на полном государственном обеспечении.
Организация образования самостоятельно разрабатывает воспитательную программу в соответствии с психофизиологическими особенностями воспитанников, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Свою деятельность организация образования осуществляет в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», настоящими Правилами и уставом организации образования, другими нормативными правовыми актами.
Контроль за деятельностью организаций образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», законами Республики Казахстан «Об образовании», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О правах ребенка в Республике Казахстан», законодательством Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения [5].
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Любая организованная учителем самостоятельная работа школьника должна отвечать следующим дидактическим требованиям: иметь целенаправленный характер; быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно; при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы; для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону; задания должны вызывать интерес у учащихся; самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс; при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков; при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;
2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
3. Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего) утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499;
4. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б. П. Есипов // Материалы педагогических исследований. — М., 1961. — Вып. 115;
5. Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499.
Похожие статьи
Организация самостоятельной деятельности детей...
Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами...
Преемственность в работе дошкольной организации и средней...
Сейчас в системе образования Республики Казахстан, как и во многих других странах, наблюдается следующая тенденция: старшее звено диктует
– формирование у родителей позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Особенности обучения детей, оставшихся без попечения...
Известный советский педагог и писатель А. С. Макаренко был сторонником организации и работы детских домов-коммун.
Дети самостоятельно не следят за подготовкой уроков.
3. Березин С. В., Евдокимова Ю. Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу...
Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...
Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний.
Комплекс ювенальных прав по законодательству Республики...
В Республике Казахстан ведется систематическая и планомерная работа в сфере информатизации образовательной деятельности.
Ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, находящийся в организациях образования, здравоохранения, в...
Модернизация системы образования в Казахстане
Образовательная политика Казахстана,отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому
В связи с этим предусматривается решение целого комплекса вопросов введения и организации учебного процесса в профильной школе.
Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.
Представление собственного педагогического опыта воспитателя...
Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после
Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий
Формы и методы деятельности учителя начальных классов по...
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, ребенок, попечение родителей, работа, учитель, учебный процесс, классный руководитель, девиантное поведение, различная
Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.
Похожие статьи
Организация самостоятельной деятельности детей...
Самостоятельная деятельность детей — одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами...
Преемственность в работе дошкольной организации и средней...
Сейчас в системе образования Республики Казахстан, как и во многих других странах, наблюдается следующая тенденция: старшее звено диктует
– формирование у родителей позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Особенности обучения детей, оставшихся без попечения...
Известный советский педагог и писатель А. С. Макаренко был сторонником организации и работы детских домов-коммун.
Дети самостоятельно не следят за подготовкой уроков.
3. Березин С. В., Евдокимова Ю. Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу...
Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся»...
Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний.
Комплекс ювенальных прав по законодательству Республики...
В Республике Казахстан ведется систематическая и планомерная работа в сфере информатизации образовательной деятельности.
Ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, находящийся в организациях образования, здравоохранения, в...
Модернизация системы образования в Казахстане
Образовательная политика Казахстана,отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому
В связи с этим предусматривается решение целого комплекса вопросов введения и организации учебного процесса в профильной школе.
Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...
образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.
Представление собственного педагогического опыта воспитателя...
Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после
Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий
Формы и методы деятельности учителя начальных классов по...
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, ребенок, попечение родителей, работа, учитель, учебный процесс, классный руководитель, девиантное поведение, различная
Как издать спецвыпуск? Правила оформления статей. Оплата и скидки.