Автор: Козленко Елена Юрьевна

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 18.01.2015

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Козленко Е. Ю. Библиографический компонент в процессах формирования интеллектуального потенциала нации // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 1-3.

Современные социокультурные условия характеризуются переходом от стабильного, традиционного общества к обществу динамичному, которому присуще разнообразие как общественных, так и личностных идеалов, жизненных укладов и образов мышления. Процессы глобализации наряду с очевидными достижениями и позитивно осмысленным потенциалом выдвигают и ряд проблем: постепенно утрачивается национальная самоидентификация, развиваются процессы деперсонализации личности, самоценность личности перестает быть приоритетом. Национальное историческое, культурное и интеллектуальное наследие сегодня становятся не просто богатством, имеющим мировое значение, но и основой для нынешнего и будущего развития: уже сегодня могущество государств, их экономик и обществ в решающей степени определяется общекультурным и интеллектуальным потенциалом нации. Сохранение и укрепление интеллектуального потенциала каждого государства, совершенствование отношений в сфере интеллектуальной деятельности является основой и необходимым условием дальнейшего прогрессивного развития общества.

Интеллектуальный потенциал — интегративное понятие, объединяющее науку, образование, технологию, все виды интеллектуальной деятельности и ее субъектов. Интеллектуальный потенциал общества — это его возможности генерировать и вносить в совокупный исторический процесс нечто новое и, тем самым, создавать предпосылки для движения вперед. Интеллектуальный потенциал как личностная характеристика подразумевает собой способность индивида к мышлению и рациональному познанию.

Интеллектуальный потенциал нации связан с ее сознательным опытом. И. Дотоль указывает, что функционирование интеллектуального потенциала обусловлено субъективно-идеальным миром, духовностью человека, и интеллект как потенциал общества и один из критериев его развития, прежде всего, связан с формированием и развитием личности [1, с. 148]. Другими словами, сущностной основой формирования интеллектуального потенциала нации является развитие интеллектуального потенциала индивида.

На сегодняшний момент значение библиотеки в формировании и отражении интеллектуального потенциала нации очевидно, данная проблематика детерминируется новыми условиями глобализации общества, формированием обществ знания, развитием новых информационных технологий, новыми смыслами, стремлениями национального сообщества и находит отражение в публикациях Н. В. Васильевой, Н. И. Задерковской, Т. В. Кузьминич, Р. С. Мотульского и др. И, если возможности библиотеки и библиотечно-библиографической деятельности в отражении интеллектуального потенциала нации показаны на различных уровнях (в первую очередь, исходя из одной из основных функций библиотек — кумулятивной), то их возможности в формировании интеллектуального потенциала нации неочевидны.

Так, неоспоримым в целях формирования интеллектуального потенциала общества является совершенствование национальной системы образования. И значимая роль в этих процессах должна отводиться формированию информационной культуры личности, в том числе библиотечно-библиографической грамотности. Н. И. Гендиной библиотечно-библиографическая грамотность определяется как комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки [2, с. 47]. Именно умение ориентироваться в источниках информационного поиска предопределяет значимость библиотечно-библиографической грамотности личности в условиях современной культуры, характеризующейся повышенной ответственностью каждого индивида, его самостоятельностью. Знание основ библиографии способствует формированию умений опознавать, анализировать и классифицировать явления, оценивать их; осуществлению поиска и преобразованию необходимой информации, что влечет за собой формирование и развитие навыков мыслительных операций, познавательных процессов и умений, и, следовательно, развитие интеллектуальной сферы личности.

Начальные библиотечно-библиографические знания ранее были введены в обязательный курс средней школы, который на сегодняшний момент является факультативным. В рамках системы высшего образования студентам преподаются курсы «Введение в специальность» и «Основы информационной культуры», которые ознакамливают с основами информационного поиска и основными ресурсами получения информации по специальности. Однако, количество часов, предусмотренных на преподавание данных дисциплин мало. И здесь на первый план выходит проблема повышения ответственности, самостоятельности самого пользователя информации. Кроме непосредственно участия педагогов средней школы, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в процессах формирования указанных личностных качеств, важно, чтобы профессионалы-библиографы организовали такую среду для каждого читателя своей библиотеки, чтобы он самостоятельно, ориентируясь на методические консультации, продукты, свои знания, был способен находить и использовать необходимую информацию.

В этом аспекте не может не расстраивать объективная необходимость библиотек вводить платные услуги по поиску и организации информации, в первую очередь, по запросам учащихся. Мы считаем, что данные услуги целесообразны для облегчения профессиональной деятельности людей уже получивших необходимый уровень образования. Пользователь обучающийся (в частности, студент высшей школы), развивая свои умения работы с информацией, особенно библиографической, будет развивать свои способности логически мыслить и рассуждать, что, в свою очередь, прямым образом влияет на формирование и развитие его интеллектуального потенциала. К тому же современные социокультурные условия диктуют человеку постоянное саморазвитие, самообучение, и умение ориентироваться в потоке информационных ресурсов, используя библиографические средства как аналог свёрнутого знания, позволит облегчить данные процессы с позиций экономии времени и ресурсов.

Библиографический компонент в процессах формирования интеллектуального потенциала нации ярко прослеживается и в контексте осуществления библиотеками обработки документов, создания справочно-библиографического аппарата, библиографических ресурсов, в том числе баз данных. Формируя каталоги, базы данных, библиотеки содействуют лучшей ориентации в массивах документов, сетевых ресурсах, что облегчает деятельность людей, занятых интеллектуальным творчеством.

Кроме непосредственно подготовки информационных ресурсов для лучшей ориентации в массивах документов, сетевых ресурсах, библиотеки также занимаются подготовкой уникальной информационной продукции о деятельности ведущих ученых, творческих деятелей, специалистов, научных и творческих коллективах — биобиблиографической информации, где отражаются как их интеллектуальное наследие, так и биографическая информация, библиографическая информация об опубликованных источниках о данных представителях и коллективах. Подбор адекватного показателя для характеристики такой тонкой сферы, как интеллектуальный потенциал нации является одним из самых сложных в культурологии и социологии. Применяемый в культурологии учет различий по количеству выдающихся деятелей в странах эффективен лишь на более чем 100-летнем материале, однако, тем не менее, активно используется. Деятельность библиотек доказывает, что показателем может служить не только количество выдающихся деятелей, но и публикаций, посвященных их жизни и интеллектуальному творчеству, и важное место в этой системе занимают биобиблиографические издания как кумулятивный ресурс биографической и библиографической информации, ведь не каждый деятель или коллектив науки, образования, культуры имеет свою биобиблиографию. В биобиблиографической информации находят отражение жизнь и деятельность действительно значимых для страны персоналий и коллективов. И в этом плане особенно важным становится акцентирование на национальной специфике отражаемых информационных ресурсов, создание точек доступа, позволяющих из массива документов в каталоге или базе данных выявить документы национальных авторов и коллективов, увидеть значимость авторов и коллективов для мирового научного и художественно-творческого сообщества.

Посредством биографических и библиографических сведений биобиблиографическая информация приобщает читателя к кругу ценностей прошлого и современного, формирует на гуманистической основе культуру человека, воспитывает самостоятельное мышление. Воспитательная функция биобиблиографической информации заключается в том, что она предназначена содействовать повышению уровня культуры читателей в широком смысле: культуры духовной, политической и экономической, экологической, художественной, культуры чтения. Биобиблиографическая информация направлена на распространение знаний, формирование образа современного человека, способного на основе духовных богатств, накопленных человечеством, выработать свою жизненную позицию.

Данная функция должна учитываться в разработке образовательных и воспитательных программ средней, средне-специальной и высшей школы, в деятельности массовых библиотек. Так, в образовательные и воспитательные программы учебных заведений в основу изучения той или иной дисциплины должна входить информация об имеющихся биобиблиографических ресурсах о представителях и коллективах дисциплины, которые несут в себе как информационную (для образования) так и воспитательную нагрузку. Основные мероприятия в библиотеках, посвященные персоналиям, также должны базироваться на биобиблиографических ресурсах с учетом их образовательного и воспитательного потенциала.

Наконец, библиографический компонент проявляется в сфере управления интеллектуальным потенциалом нации. В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Целью управления есть эффективное использование рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. Суть управления заключается в следующем: сбор, хранение, обработка и передача информации; разработка и принятие управленческих решений; выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления; контроль исполнения принятых решений.

В отдельных сферах деятельности (культура, наука, образование, производство) на первом этапе управления ими, когда идет сбор, хранение, обработка и передача информации, важное значение имеют именно библиографические ресурсы, ведь библиография издревле рассматривалась как ключ к знаниям — средство ориентации в документально фиксированном знании.

Процесс управления знаниями идет по четырем направлениям: исследование знаний и их систематизация; осознание знаний и определение их ценности; планирование и осуществление действий в соответствии с результатами анализа знаний; постоянная капитализация и переосмысление знаний [3, с. 27–28]. Технологии менеджмента знаний предполагают не администрирование научного поиска, а взаимообмен опытом, новые формы свертывания полезной информации, снижение эффекта ее непотребления. Проблематика менеджмента знаний, управления интеллектуальным капиталом библиографическими средствами является одной из наиболее актуальных в современном библиографоведении.

Таким образом, библиографический компонент в процессах формирования интеллектуального потенциала нации в современных социокультурных условиях направлен на организацию пространства, необходимого для возникновения новых идей, интеллектуальных и художественно-творческих решений — ведь интеллектуальная деятельность человека невозможна без знания опыта предыдущих поколений. Неоспоримым является и влияние библиографического компонента на развитие интеллектуальных способностей личности, умеющей анализировать и систематизировать, ориентироваться в информационных потоках, создавать новое знание, что, несомненно, способствует формированию интеллектуального потенциала нации в целом. И очень важно, чтобы данный потенциал библиографии осознавался и признавался в равной степени как библиотечными, так и иными специалистами, особенно занятыми в сферах науки и образования.

 

Литература:

 

1.      Дотоль, И. Концептуальные основы формирования, функционирования и развития интеллектуального потенциала нации / И. Дотоль // Проблемы социально-экономического развития Сибири. — 2010. — № 2. — С. 148–152.

2.      Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина [и др.]. — М.: МЦБС, 2006. — 512 с.

3.      Крымская, А. С. Управление знаниями: аннотированный библиографический указатель (1993–2007) / А. С. Крымская, Е. Ю. Гранкина; отв. ред. Р. С. Гиляревский; б-ка Рос. акад. наук. — С.-Петербург: Издательство «Европейский Дом», 2009. — 332 с.

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуального потенциала, интеллектуального потенциала нации, формирования интеллектуального потенциала, интеллектуального потенциала индивида, и укрепление интеллектуального потенциала, интеллектуального потенциала общества, в формировании интеллектуального потенциала, функционирование интеллектуального потенциала, и отражении интеллектуального потенциала, в отражении интеллектуального потенциала, развития интеллектуального потенциала, формированию интеллектуального потенциала, и развития интеллектуального потенциала, процессах формирования интеллектуального, потенциал нации, информационной культуры личности, Интеллектуальный потенциал, основой формирования интеллектуального, потенциалом нации, потенциала нации в современных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос