Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2014

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Дьячкова Т. В. Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/4/2/ (дата обращения: 21.10.2018).

Идея Родины предполагает в человеке живое начало духовности.

И. А. Ильин «Путь духовного обновления»

В настоящее время российское педагогическое сообщество всерьез обеспокоено увеличением числа детей и подростков, проявляющих поверхностное отношение к своему образованию. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современных детей, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времен славилась наша страна. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества» [1], — отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Следует констатировать, что сегодня образовательная организация призвана воспитывать ребенка так, чтобы он осознавал себя гражданином Великой России, учить ребенка не просто любить Родину, а знать подвиги ее сыновей и дочерей во все времена. Вопросы воспитания в России всегда решались на примерах жизни и подвига людей духовных, совершенных и мужественных. Неслучайно отечественная история педагогики исследовала культурное наследие Русской Православной Церкви.

К сожалению, мы забыли о том, что еще около ста лет назад российские учителя, гимназисты и студенты начинали свой день с молитвенного обращения к Преподобному Сергию Радонежскому — покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

Необходимость обращения к наследию просветителей Русской Православной Церкви вызвана ещё и тем, что российское государство связывает прогресс в развитии Отечества с духовно-нравственным потенциалом народа, и в первую очередь детей и подростков. В своем выступлении на Первом Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» доктор психологических наук А. Г. Асмолов подчеркнул, что «…на фоне информационного обогащения, мы сталкиваемся в настоящее время с духовным обнищанием человека». Задачу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня без преувеличения, необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Современное дополнительное образование детей, отражающее прямой образовательный выбор тысяч российских семей, может и должно взять на себя задачу воспитания современного ребенка — как человека активного, ответственного, нравственного, умного, конкурентоспособного, воплощающего в жизнь свою гражданственность и патриотизм.

Педагог в системе дополнительного образования детей не является пассивным транслятором социальных ролей и типичных шаблонов поведения, он преломляет их в индивидуальном опыте жизни каждого ребенка, создает представления о том, что такое Отечество, малая Родина, семья.

Особую значимость сегодня приобретают педагогическая интерпретация духовного наследия, обогащение его фактами образовательной практики. Великий А. С. Пушкин сказал об интересе общества к проблемам духовно-нравственного образования так: «Знать Россию — это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру».

Задачу гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня без преувеличения, необходимо осмысливать как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Дополнительное образование детей с его «ненавязчивым» воспитанием учит ребенка жить в пространстве отношений между людьми с различными взглядами. Российская система образование находясь в активном поиске оснований гражданского воспитания, стоит перед необходимостью формирования у подрастающего поколения интереса к культурно-историческому наследию нашей страны, отечественной просветительской мысли, к обычаям и традициям, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского — величайшего подвижника и просветителя XIV века. Духовное учение подвижника обладает мощным педагогическим потенциалом, который может эффективно использоваться в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Нельзя не отметить, что главным образом, именно духовные идеи православия сформировали особые национальные черты русского народа: его выносливость, терпимость, коллективизм (соборность), стойкость в перенесении ударов судьбы, сердечную отзывчивость на горе соседних народов, готовность прийти к ним на помощь, редкое бескорыстие и самопожертвование.

Сегодня возникает настоятельная потребность в изучении процесса присвоения подростками, юношами и девушками своего индивидуального и культурно-исторического прошлого и способности конструировать свое будущее. При этом огромное значение имеет анализ причин неприятия или пассивного отторжения подростками той культуры, тех нравственных эталонов и оценочных категорий, которые являются значимыми для его социального окружения.

Одной из главных задач современной системы дополнительного образования детей является задача формирования культурной личности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Воспитательная концепция С. Радонежского представлена триадой «Личность — общество — государство», и основывается на принципах, которые ложатся в основу образовательного процесса, реализуемого в системе дополнительного образования детей.

Духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в решении современных воспитательных задач. В качестве основных направлений реализации педагогических идей Подвижника могут выступать следующие принципы:

-        принцип преемственности в воспитании подрастающего поколения;

-        принцип непрерывного самосовершенствования личности через систематический труд, внутреннее самосозерцание;

-        принцип коллективного (общинного) воспитания;

-        принцип воспитания в труде;

-        принцип нравственного примера самого педагога;

-        принцип служения обществу, Родине (принцип общественно полезной деятельности).

Педагоги дополнительного образования и их воспитанники — наследники богатейшей культуры — фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. По словам русского историка В. О. Ключевского: «…при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка» [2, 253].

Изучение традиций российского народа в условиях дополнительного образования детей позволяет современному ребенку почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность. На наш взгляд, для дополнительного образования детей особенно близки идеи С. Радонежского о преемственности в воспитании и обучении, гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой (социокультурное пространство — уклад жизни современной образовательной организации, воспитывающее бытие); идея гражданского воспитания, бескорыстного служения народу и Отечеству.

Участие воспитанников творческих объединений в реальных социальных практиках (работа в приютах и детских домах, оказание посильной помощи незащищенным социальным слоям населения, экологическая деятельность, направленная на улучшение окружающей среды и т. д.) позволяет обрести определенный жизненный опыт, способность адекватно оценивать себя, свои возможности и поступки, ответственно подходить к своей деятельности. Без сомнения добровольчество, безвозмездный труд (в рамках деятельности волонтерских отрядов) для многих подростков становятся формой реализации собственных амбиций и устремлений, утверждения веры в определенные жизненные ценности, формирует у них такие качества как сочувствие, милосердие, сострадание. Кроме того, участие в значимых проектах социального, экономического и культурного характера является своеобразной «прививкой» от антисоциальных действий детей и подростков.

Все выше перечисленное — это лишь небольшая часть того пути, на котором дети при непосредственном участии педагога приобретают для себя чувство Родины, чувство сопричастности к культурно — историческому наследию родной страны, у них формируется потребность жить и работать на родной земле во имя ее процветания.

Наличие общей цели, совместный труд в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы невозможен без взаимосогласия и любви к ближнему. Без сомнения, в блоке целеполагания в каждой программе прописана цель гражданско-патриотического воспитания. Для педагога важно определить тот стержень, который позволит подобрать «ключик» к сердцу каждого ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса. Педагоги нашего региона нашли то, что объединяет и детей, и взрослых, то, что дорого всем нам — это наши малые города, малая родина, а значит реальные люди, живущие в ней. Конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности, формируют гражданскую позицию ребенка. В свою очередь, дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого. Приведем ряд примеров:

-        непосредственное участие детей в создании и работе музеев ОО «Судьба человека», «Марья искусница», «Музей истории трех поколений», «Отечество» и др.

-        подготовка и реализация проектов «Нам силу дает наша малая Родина», «Светочи России», «Тула — наш общий дом», «Спешите делать добро» и др.;

-        реализация целевой долгосрочной программы патриотического воспитания и гражданского становления «Память сердца, память души». работа научных обществ краеведов (краеведческие конференции «Тула — наш общий дом», «Есть город в России», «Тула — город — герой»; краеведческая регата «Поле русской славы»);

-        участие воспитанников УДОД в выставках декоративно-прикладного искусства, литературных конкурсах и викторинах в рамках соработничества с епархией Тульской области;

-        проведение «Уроков доброты», в основу которых положен поучительный и интересный литературный и исторический памятник «Жизнь и приключения А. Т. Болотова, описанные самим им для своих потомков»;

-        организация культурно — образовательного досуга через приобщение детей к миру красоты и добра, воспитание норм поведения в обществе;

-        конкурсы на базе Государственного военно-исторического и природного музея — заповедника «Куликово поле», выставки по ДПИ, Межрегиональная военно-спортивная игра «Марш-бросок «Куликово поле»;

Как и иноческая община, созданная С. Радонежским, творческие объединения системы дополнительного образования детей представляют собой воспитательное содружество личностей (детско-взрослую общность), основанное на гармонии личностного и общественного. Взрослого и ребенка объединяет предмет общего интереса, педагог не только передает определенный объем новой для детей информации, но и формирует развивающую ребенка среду (фон жизнедеятельности). Базовые национальные ценности ложатся в основу содержания мероприятий культурно — образовательного досуга: праздников, викторин, фестивалей, выставок, акций, конкурсов.

Социокультурные практики, реализуемые в системе дополнительного образования детей, формируют у воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора, позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик принимают участие не только педагоги и воспитанники творческих объединений, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры, науки и спорта, представители служб социальной помощи и т. д.

По мысли великого Подвижника для того, чтобы идти по пути духовно-нравственного восхождения, необходима опора на опыт, накопленный предыдущими поколениями, изучение исторических традиций родного народа, осмысление нравственных устоев. Для С. Радонежского было особенно важным укрепление в себе добродетельных качеств, согласование своих поступков с нравственными устоями и родительскими наказами, усвоенными ребенком с детства. Тем самым мы можем реализовывать одну из важную педагогических идей С. Радонежского — идею преемственности поколений. Родители в системе дополнительного образования детей — полноправные участники образовательного процесса.

Для нас особенно важен тот факт, что за духовным развитием своих сподвижников Преподобный Сергий следил с неустанным вниманием, стремясь к тому, чтобы каждый инок занимался тем делом, к которому был близок и по характеру, и по способностям. Осуществляя руководство общиной, проявлял необходимое для наставника умение — распознать, угадать, увидеть в ученике те или иные способности и создать благоприятные условия для их успешного развития. Историк В. О. Ключевский отмечает, что каждого ученика Сергий Радонежский «вел своим путем, не спуская глаз с каждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам» [2, с. 211].

Выстраивание образовательного процесса в логике данного отношения Преподобного к своим ученикам, помогает педагогу дополнительного образования реализовывать в своей профессиональной деятельности принцип индивидуального подхода.

Академик Ключевский писал: «По последующей самостоятельной деятельности учеников преподобного Сергия видно, что под его воспитательным воздействием лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого» [2, с. 235]. Как и обители, творческие объединения системы дополнительного образования детей притягивают сегодня к себе детей, родителей и социальных партнеров. Выпускники системы дополнительного образования детей умеют работать в команде, знают цену дружбе, имеют богатый внутренний мир и конечном итоге находят свое место в жизни.

Реализуя практику дополнительного образования детей нам особенно близка мысль, высказанная историком, философом, культурологом И. А. Ильиным: «Читайте историю России; и убеждайтесь, что вся она создана силою русского духовного характера. От Феодосия Печерского до Сергия, Германа и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами» [3, с. 20]. Педагоги дополнительного образования ставят перед собой нелегкую задачу — показать ребенку силу русского духовного характера и воспитать настоящего гражданина своей страны на примерах жизни великих людей нашей истории. Ведь нашим детям строить будущее великой России.

Таким образом, основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:

-        провозглашение гражданско-патриотического воспитания центральной задачей педагогической работы в образовательной организации дополнительного образования детей;

-        интеграция классно-урочной, внеурочной и внешкольной формами педагогической деятельности для решения данной проблемы.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы обозначить следующий вывод: при построении и реализации в современной педагогической действительности процесса образования подрастающего поколения россиян, на наш взгляд, сегодня мы должны стремиться использовать весь богатейший опыт как светской, так и православной педагогики.

 

Литература:

 

1.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Тишков В. А., Данилюк А. Я. Кондаков А. М. М.: Просвещение, 2014 — с. 24

2.      Ключевский В. О. в 9 т. Т. 1, ч. 1: Курс русской истории / под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1987. — 430 с.

3.      Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. — Новосибирск: «Русский Архив» при «Народном Доме России», 1994–31 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование детей, ребенок, дополнительное образование, образовательный процесс, гражданско-патриотическое воспитание, русский духовный характер, Россия, педагог, малая Родина, Тула.

Похожие статьи

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания и особенностей его организации в системе дополнительного образования детей...

Возможности региональной системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Пушкин, ребенок, педагог, формирование, образовательное учреждение, гражданско-патриотическое воспитание...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций.

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог дополнительного образования.

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, формирование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся, русский народ, гражданское воспитание, воспитательный процесс, Родина...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

дополнительное образование, гражданское воспитание, гражданское образование, подрастающее поколение... Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Начальная ступень патриотического воспитания

С точки зрения патриотического воспитания необходимо формировать у детей бережное отношение к обычаям и традициям народа, воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам.

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности реализуется вучилище посредством: ‒ предметной недели отдельной дисциплины истории, обществознания и географии; ‒ дополнительного образования

Патриотическое воспитание младших школьников

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

В настоящей статье предпринята попытка рассмотреть возможные подходы к пониманию сущности процесса патриотического воспитания и особенностей его организации в системе дополнительного образования детей...

Возможности региональной системы дополнительного...

дополнительное образование, дополнительное образование детей, Пушкин, ребенок, педагог, формирование, образовательное учреждение, гражданско-патриотическое воспитание...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций.

патриотическое воспитание, малая родина, дошкольник, чувство патриотизма, народная культура, дошкольная образовательная...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог дополнительного образования.

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

гражданско-патриотическое воспитание, патриотическое воспитание, формирование, гражданско-патриотическое воспитание учащихся, русский народ, гражданское воспитание, воспитательный процесс, Родина...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

дополнительное образование, гражданское воспитание, гражданское образование, подрастающее поколение... Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Начальная ступень патриотического воспитания

С точки зрения патриотического воспитания необходимо формировать у детей бережное отношение к обычаям и традициям народа, воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам.

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности реализуется вучилище посредством: ‒ предметной недели отдельной дисциплины истории, обществознания и географии; ‒ дополнительного образования

Патриотическое воспитание младших школьников

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос