Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

О консолидации общества в профилактике социального сиротства

Общие вопросы народного образования и педагогики
7
Поделиться
Библиографическое описание
Нурмагамбетова, Б. А. О консолидации общества в профилактике социального сиротства / Б. А. Нурмагамбетова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/821.


Казахстан нуждается в передовой системе охраны детства, особенно в сфере профилактики социального сиротства. Новый закон по защите прав ребенка, проект которого в эти дни обсуждают депутаты мажилиса парламента и эксперты, мог бы решить многие наболевшие проблемы.

Следует отдать должное тем, кто ратует за принятие нового закона, так как это прорыв в области решения вопросов сиротства в Казахстане. Но в законопроекте в основном говорится о механизмах, которые направлены на развитие усыновления и других форм приемных семей. Однако, просто стимулируя усыновление, проблему социального сиротства не решить. Необходимо наконец обратить взоры на профилактику — предотвращать попадание детей в детские дома.

Уровень цивилизованности общества во многом оценивается по его отношению к детям, решению проблем защиты детства.

Многообразие причин, порождающих не только сиротство в прямом смысле слова, но и социальное сиротство, их тесная связь с проблемами общегосударственного масштаба объясняет существование разных по своему содержанию мер соблюдения прав детей-сирот. Одни из них призваны предотвратить такое явление, как сиротство, в любых его проявлениях. Их именуют мерами охраны. Другие предназначены для защиты уже нарушенных прав ребенка.

Социальные сироты — особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам (сироты при живых родителях) [1].

Определение «социальное» указывает на то, что, в конечном счете, именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия.

Основными «поставщиками» социальных сирот являются «кризисные семьи», проблемами которых, как представляется, необходимо заниматься не от случая к случаю, а постоянно.

Конвенция ООН, как указано в Декларации прав ребенка, устанавливает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Это указывает на необходимость общественно-политического и правового регулирования всех сфер жизни, связанных с обеспечением и соблюдением прав и законных интересов детей.

Правовым импульсом регулирования прав ребенка в Республике Казахстан послужила Конвенция, являющаяся эффективным средством закрепления их на законодательном уровне, в строгом соответствии с международными принципами и стандартами и составляющая приоритетную основу для развития государственной политики в интересах детей [2].

Для решения проблем сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, казахстанские законодатели заложили правовые нормы в законы РК: «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О детских деревнях и Домах юношества», «О браке и семье», «О государственном социальном заказе», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и других нормативных актах.

Нужно понимать, что очень малое количество детей имеют статус «сирота» и подлежат усыновлению. У большинства воспитанников наших детских домов есть родители, которые по разным причинам не имеют возможности или просто не желают воспитывать своих детей. Эти ребята годами находятся в интернатах, так как не подлежат усыновлению по причине того, что их родители не лишены родительских прав либо дети «слишком большие». Наши граждане в основном предпочитают усыновлять младенцев или детей до пяти лет. А каждый год порядка 2000 казахстанских детей поступают в интернатные учреждения.

Вместе с тем, отдельные законодательные нормы, предписывающие заботу о детях родителям, является всего лишь декларацией, поскольку единственная реакция общества на негуманное обращение родителей со своими детьми — это лишение прав материнства (отцовства).

Такая мера не всегда учитывает интересы ребенка. Следовательно, необходимо усилить правовые гарантии прав и свобод ребенка в семье. Необходимо, целесообразно поднять роль и ответственность за судьбу ребенка, защиту его прав органами опеки и попечительства, которые по казахстанскому законодательству призваны заниматься только проблемами детей, оставшихся без попечения родителей.

Пробелы такого плана в законодательстве также способствуют безнаказанности родителей не желающих заниматься воспитанием ребенка и порождают социальное сиротство.

В этой связи изучение отношения населения к данной проблеме, как правило, способствует совершенствованию законодательства о детях, формированию высоких духовно-нравственных качеств в отношении семьи и семейного воспитания.

Однако реалии сегодняшнего дня, анализ правоприменительной практики показывают, что назрела необходимость и совершенствования, и корректировки, к примеру, недавно принятых законодательных актов. Основная причина неэффективности отдельных норм законов, как представляется, это отсутствие должного контроля за соблюдением законодательства и декларативность норм, чаще всего не соответствующих бюджетным параметрам.

Становление ювенальной юстиции, ювенального права в Казахстане, думается, также будет способствовать сокращению сиротства и беспризорности, количества преступлений, совершенных детьми. Введение института социального педагога и психолога в системе детского правосудия, соответственно, положительно отразится на принимаемых мерах профилактики преступности среди несовершеннолетних [3].

Безусловно, все эти меры могут остаться не реализованными, пока в Казахстане не будет сформирован Уполномоченный орган в области защиты прав детей, правовые возможности которого определены Законом «О правах ребенка в Республике Казахстан» (ст.51). Международная практика демонстрирует различные формы функционирования такого органа, который эффективно действует, к примеру, в 17 странах мира. В некоторых государствах это детский омбудсмен, в других — Уполномоченный Президента по правам ребенка. К примеру, в Центрально-Азиатских государствах — Кыргызской Республике, одним из заместителей Уполномоченного по правам человека назначен по правам ребенка. Это, пожалуй, первый опыт определения на законодательном уровне полномочий детского омбудсмена в данном регионе.

Изучение проблемы функционирования государственных и неправительственных институтов по защите детства других стран, их взаимодействия, привели к осознанию возможности развития аналогичных структур и в Казахстане. Так, это мог бы быть Комитет защиты прав и интересов детей в составе Министерства юстиции республики. Тем более, развитие ювенальной юстиции в Казахстане требует ускоренного становления и развития [3]. Данный Комитет вправе был бы выступать в качестве координатора деятельности других заинтересованных уполномоченных органов в области прав ребенка, ежегодного пересмотра в сторону улучшения минимальных стандартов, норм и нормативов показателей жизни детей, осуществления социальной и правовой экспертизы действенности мероприятий властей по защите прав и интересов детей и семьи в целом.

Серьезную заявку на реализацию государственной семейной и детской политики должна составить разработка качественно новых государственных программ и концепций, проектные варианты которых стали появляться в Казахстане. К примеру,

Государственная программа «Дети Казахстана», включающая подпрограммы: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети регионов экологических бедствий» обеспечит формирование в стране эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий по созданию оптимальной среды жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Думается, при всестороннем обсуждении таких документов, проект Программы «Дети Казахстана» в настоящее время подготовлен Министерством образования и науки Республики Казахстан, наполнит законодательным содержанием нормы, касающиеся введения современных форм семейного жизнеустройства детей, увеличения средств на содержание детей-сирот в государственных организациях, семейный патронат, планирования средств на реализацию законов в отношении детства, семьи и их защиты..

Не менее острой также остается проблема постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Как правило, они трудно адаптируются в непривычных условиях, зачастую быстро «ломаются» при первых же столкновениях со сложностями и жестокостью нового для них мира. Отсутствие помощи по интеграции в естественный социум, проблемы занятости и жилищные проблемы выпускников, создавших семьи, нередко становятся причинами рождения такими родителями социальных сирот в будущем. Для решения данных проблем в Казахстане разработан и принят Закон Республики Казахстан «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества». Данный законодательный акт, меры по его эффективной реализации способствуют интегрированию воспитанников детских деревень и детских домов в общество согласно их желанию, в частности, в рынок труда. В целях социальной адаптации воспитанников Дома юношества, сеть которых развивается в Казахстане, уже начались создаваться необходимые условия по содействию развитию их индивидуальных способностей, обеспечению профессиональной подготовки. Кроме того, для проживающих в Домах юношества в возрасте до 23 лет, оказывается содействие и в трудоустройстве. Такая модель, соответствующая мировой практике, вне сомнения, позволяет решать многие проблемы воспитанников и выпускников детских домов. Вместе с тем, доказано, что проблема сокращения социального сиротства настолько сложна, что не может быть решена только с помощью государственных институтов.

Необходимо введение в Казахстане новой модели патроната для реабилитации детей с трудной судьбой, изменение законодательства, касающегося вопросов опеки и попечительств, соответствующего международным нормам и стандартам [4]. Применяемые сегодня формы опеки и попечительства в Казахстане требуют коренного пересмотра, где следует отдавать приоритет семейному усыновлению. Правового закрепления требуют вопросы создания стартовых условий для жизни матери и ребенка.

Природой социального сиротства современного общества можно считать и утрату культа семейных отношений, традиционности в воспитании и образовании, духовное обнищание.

Немаловажное значение имеет отношение общества к сиротам, гуманизм правосудия в отношении маленьких преступников, социальные и нравственные аспекты. Существующая на протяжении многих десятилетий и до настоящего времени система призрения детей-сирот в Казахстане представляет систему государственного содержания сирот, их сепарации от общества, что приводит к явлениям социальной депривации и госпитализма у детей и подростков. К сожалению, данная система объективно приводит к сохранению сиротства как явления, а не к его предупреждению и ликвидации.

Вне сомнения изучение отношения общества в сторону сирот, освещение данной проблематики в средствах массовой информации, будет способствовать определению приоритетов государственной политики в интересах детей, выработке реальных предложений по профилактике социального сиротства.

Анализ проблем сиротства показал, что основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, необходимо считать такие, как рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).

Профилактика должна заключаться в создании условий, не допускающих социальное сиротство. Это услуги для семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У нас считают, что детдомовские — дети наркоманов и алкоголиков. Но это не так, никто ни от чего не застрахован. Многих детей можно вернуть в семьи, если помогать им, и не только материально. Например, можно предотвратить депрессию и, как результат, алкоголизм мамы, которую бросил муж. Приоритетом должна стать работа по предотвращению отказов от новорожденных, раннему выявлению кризисной ситуации в семье и своевременной помощи, а не работа с последствиями — лишение родительских прав и помещение детей в детдома.

Неблагополучные семьи из зоны риска надо брать на учет, вести социальный патронаж над ними. Необходимо также четко прописать приоритет семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Надо развивать так называемые профессиональные патронатные семьи, которые могли бы стать тем звеном, которое позволило бы предотвратить попадание детей из кризисных семей в детские дома.

Суммируя изложенное, следует отметить, что решение означенных проблем без совместных усилий и конкретных мер государства и общества в целом невозможно. Без действенных механизмов реализации государственной политики в интересах семьи, материнства и детства, основным направлением которой является совершенствование законодательства, также невозможно обеспечение достойного воспитания детей в семье в условиях безопасности, защиты и заботы, в рамках системы образования, здравоохранения и культуры.

Литература:

  1. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М., 2011. С.192
  2. Материалы по подготовке Парламентских слушаний «О состоянии и перспективе развития образования в Республике Казахстан» Астана, 2012.
    1. Закон Республики Казахстан «О ратификации основного соглашения о сотрудничестве между Правительством РК и Детским Фондом ООН» // Ведомости Парламента Республики Казахстан 2001. № 9. ст.83.
    2. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» //Казахстанская правда. 2014. 13 авг.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный